Термины и определения, принятые в настоящих правилах

Балластная операция (балластировка) – процесс, в ходе которого в судовые емкости принимается, или из судовых емкостей откачивается, или в пределах судна из одной емкости в другую перекачивается вода, предназначенная выполнять роль балласта.

Бункеровочная операция (бункеровка) – процесс, в ходе которого осуществляется прием любым судном нефтяного топлива или смазочных материалов наливом с берегового сооружения или другого судна или осуществляется их перекачка в пределах судна.

Береговая база – база для накопления, перевалки нефтепродуктов, топлива, накопления и переработки грязного балласта.

Взрывоопасные помещения и пространства – помещения и пространства, в которых имеются или могут образовываться взрывоопасные концентрации паров, газов.

Взлив – высота слоя груза в танке, измеренная от днища до поверхности груза.

Грязный балласт – нефтеводяная смесь, которая образуется в неочищенных от нефти судовых танках после приема в них воды, ее нефтесодержание превышает 15 частей на 1 млн. частей смеси.

Грузовые операции – процесс, в ходе которого осуществляется прием (налив) или сдача (слив) груза с берега на судно или с судна на берег, с одного судна на другое или осуществляется перемещение (перекачка) груза из одного отсека в другой в пределах судна.

Гидравлический удар – возникает при производстве грузовых операций вследствие резкого изменения скорости потока жидкости в трубопроводе, может создать быстрое и незначительное повышение давления в трубопроводе.

Зона грузовых танков – часть судна, в которой размещаются грузовые емкости, грузовые насосные отделения, включая примыкающие к ним или расположенные над ними' коффердамы и другие помещения.

Изолирующий фланец – изолирующее устройство между металлическими фланцами для предотвращения электрической проводимости между трубопроводами, секциями трубопроводов, шланговыми линиями и грузовыми стендерами.

Инертный газ – газ, не способный поддерживать горение и не вступающий в реакцию с грузом, содержание кислорода в котором не должно быть выше 5%.

Изолированный балласт – вода принятая в качестве балласта в танк, которая полностью отделена от нефтяных грузовой и топливно-масляной систем и специально предназначена только для балласта или для балласта и перевозки грузов, не являющихся нефтью или другими вредными для окружающей среды веществами.

Конвенция «МАРПОЛ – 73» – Международная конвенция по предотвращению

загрязнения с судов 1973 г.

МК-54 – Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. с поправками, принятыми конференциями в 1962 и 1969 гг.

Мгновенная интенсивность сброса нефти – интенсивность сброса нефти в литрах в час в море в любой момент, деленная на скорость судна в узлах в тот же момент.

Нефть – нефть в любом виде, включая сырую нефть, жидкое топливо, нефтесодержащие осадки, нефтяные и очищенные нефтепродукты, не являющиеся химическими ядовитыми веществами.

Нефтесодержащая смесь – смесь любого жидкого или твердого вещества или материала с нефтью в любом соотношении.

Неоткачиваемый остаток – нефть, которую невозможно откачать из грузовых и топливных танков с помощью нормально работающих и обычно используемых для этой цели средств.

Нефтяной остаток – нефть, которая при эксплуатации судна накапливается в отстойных или других подобных танках, но в соответствии с требованиями по предотвращению загрязнения не может быть сброшена в море.

Нефтесодержащий остаток – смешанные с нефтью песок, ржавчина, глина, а также прочие выпавшие из нефти твердые и мягкие частицы различного происхождения, остающиеся на днище и наборе грузовых, отстойных, топливных танков после откачки из них жидкой нефти или остающиеся после мойки танков.

Огневые работы – работы, связанные с открытым пламенем или температурами, достаточно высокими, чтобы вызвать воспламенение газов. Сюда входят любые работы, связанные с применением открытого огня, сварки, горелок и паяльников, автогенных резаков, инструментов с электроприводом, электрооборудования, не снабженного противовзрывной защитой, пескоструйных аппаратов и оборудования с двигателями внутреннего сгорания.

Ответственный представитель берега – лицо, отвечающее за все операции на берегу, связанные с грузовыми операциями танкера.

Отстойный танк – любой танк, специально предназначенный для сброса в него нефтяных остатков; осадков и, нефтесодержащих смесей.

Особый район – морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных мер предотвращения загрязнения моря нефтью. Особыми являются районы, перечисленные в Приложении 1 и Конвенции «МЛРПОЛ – 73».

Операция – процесс погрузки или выгрузки нефти с танкера, бункеровки, приема с танкера грязного балласта и остатков нефти.

Ответственное лицо – лицо, на которое возложена ответственность за проведение операции.

Открытый огонь– открытое пламя, раскаленный до высокой температуры материал, любой другой незакрытый источник возгорания.

Пустота – высота свободного пространства, оставленного в танке над жидкостью.

Погрузка «через верх» – погрузка через люк танка или другое отверстие на палубе посредством переносных труб или шлангов с открытым концом.

Причал – нефтяной причал (терминал)', на котором установлены сооружения, служащие для ошвартовки танкера и осуществления перегрузочных и вспомогательных операций.

Промывочная вода – вода, которой промывали танки из-под груза.

Приемные клинкеты – клинкеты на трубопроводе грузовой системы

танкера, расположенные рядом с фланцами для присоединения шлангов или стендера.

Пределами взрываемости (воспламеняемости) называются минимальное и максимальное содержание паров нефтепродуктов в воздухе, способных при воздействии источника зажигания (искры, пламени, раскаленных металлических предметов и др.) взрываться (воспламеняться).

Наименьшее содержание горючих паров в воздухе, при котором возможен взрыв (воспламенение), называется нижним пределом взрываемости (воспламеняемости) (НПВ) и соответственно наибольшее содержание горючих паров в воздухе, при котором происходит взрыв (воспламенение), – верхним пределом взрываемости (воспламеняемости) (ВПВ).

Сброс – по отношению к вредным веществам или стокам, содержащим такие вещества, означает любую утечку, разлив, протекание, откачку, слив, выделение или опорожнение, осуществляемые с судна в море независимо от того, какими причинами они обуславливаются.

Сооружения – комплекс оборудования и систем, установленных на причале, предназначенных для погрузки нефти на танкер, грязного балласта и нефтяных остатков, бункеровки судов.

Стендер – часть сооружения, состоящая из шарнирно-сочлененных для присоединения их к судовому трубопроводу. В конструкцию стендера может входить постоянно присоединенный шланг.

Танкер – грузовое судно, предназначенное для перевозки наливных грузов в цистернах – танках,

Температура самовоспламенения – самая низкая температура, до которой требуется поднять температуру жидкости, газа или твердого те, чтобы вызвать самовозгорание без использования искры или пламени.

Температура вспышки – наименьшая температура, при которой пары воспламеняющейся жидкости образуют с окружающим воздухом смесь, способную воспламениться при поднесении к ней открытого пламени. Температура вспышки воспламеняющихся жидкостей должна определяться в закрытом тигле специальным прибором.

Температура воспламенения – наименьшая температура, при которой пары воспламеняющейся жидкости загораются и продолжают гореть при поднесении источника воспламенения.

Чистый балласт – балласт, принятый в танк, который после перевозки в нем нефтегруза был очищен таким образом, что сток этого танка, когда он с неподвижного судна сбрасывается в чистую спокойную воду при ясной погоде, не приводит к появлению видимых следов нефти на поверхности воды или на прилегающем побережье и к образованию нефтесодержащих осадков или эмульсии под поверхностью воды или на прилегающем побережье.

Если сброс балласта производится через одобренную администрацией систему автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти и контроля над содержанием нефти в сбрасываемой смеси, то показания такой исправной системы о том, что содержание нефти в сбрасываемом стоке не превышает 15 частей на 1 млн. частей смеси, принимаются как доказательство чистоты балласта независимо от наличия видимых следов.

Наши рекомендации