Скольжение при взаимодействии зубьев

При работе колес зацепление двух зубьев происходит по рабочим участкам профилей ВПС (рис. 11.20), которые определяют графически путем переноса конечных точек S' и S" линии зацепления на профили зубьев.

Скольжение при взаимодействии зубьев - student2.ru

В процессе зацепления рабочие участки профилей зубьев одновременно катятся и сколь­зят друг по другу. Скольжение вызвано тем, что за один и тот же промежуток времени контактируют участки головок ВП большей длины с соответствующими им участками ножек ПС меньшей длины.

При доказательстве основной теоремы за­цепления (см. § 11.2) не рассматривались

касательные составляющие v'1 и v'2 окружных ., „ „ ,

■ - с Рис. 11.20. Рабочие участки

скоростей профилей зубьев в точке зацепле- профилей зубьев

ния S (см. рис. 11.6). Неравенство v" и v'{ не

нарушает правильности зацепления, но приводит к относительному скольжению профилей. Скорость скольжения зубьев vs = v"1- v'2. Согласно рис. 11.21 в крайних точках зацепления vs имеет максимальные значе­ния. В полюсе зацепления vs = 0. При переходе через полюс v, меняет знак.

Точки профилей головок имеют большие касательные скорости, чем точки ножек, следовательно, поверхности головок являются опе­режающими. Большему изнашиванию подвержена ножка, меньшему — го-


Скольжение при взаимодействии зубьев - student2.ru

Рис. 11.21. Скольжение при взаимодействии зубьев

ловка, что приводит к искажению профи­ля зуба, особенно в открытых передачах (см. рис. 12.2, в). Неравномерное скольже­ние зубьев является недостатком эвольвен-тного зацепления.

Малые значения скорости скольжения в околополюсной зоне увеличивают коэффи­циент трения в этой зоне, что создает предпосылки для выкрашивания рабочих поверхностей зубьев (см. рис. 12.2, б).

Наши рекомендации