Скольжение при взаимодействии зубьев
При работе колес зацепление двух зубьев происходит по рабочим участкам профилей ВПС (рис. 11.20), которые определяют графически путем переноса конечных точек S' и S" линии зацепления на профили зубьев.
В процессе зацепления рабочие участки профилей зубьев одновременно катятся и скользят друг по другу. Скольжение вызвано тем, что за один и тот же промежуток времени контактируют участки головок ВП большей длины с соответствующими им участками ножек ПС меньшей длины.
При доказательстве основной теоремы зацепления (см. § 11.2) не рассматривались
касательные составляющие v'1 и v'2 окружных ., „ „ ,
■ - с Рис. 11.20. Рабочие участки
скоростей профилей зубьев в точке зацепле- профилей зубьев
ния S (см. рис. 11.6). Неравенство v" и v'{ не
нарушает правильности зацепления, но приводит к относительному скольжению профилей. Скорость скольжения зубьев vs = v"1- v'2. Согласно рис. 11.21 в крайних точках зацепления vs имеет максимальные значения. В полюсе зацепления vs = 0. При переходе через полюс v, меняет знак.
Точки профилей головок имеют большие касательные скорости, чем точки ножек, следовательно, поверхности головок являются опережающими. Большему изнашиванию подвержена ножка, меньшему — го-
Рис. 11.21. Скольжение при взаимодействии зубьев
ловка, что приводит к искажению профиля зуба, особенно в открытых передачах (см. рис. 12.2, в). Неравномерное скольжение зубьев является недостатком эвольвен-тного зацепления.
Малые значения скорости скольжения в околополюсной зоне увеличивают коэффициент трения в этой зоне, что создает предпосылки для выкрашивания рабочих поверхностей зубьев (см. рис. 12.2, б).