Блок управления регулятора температуры
Блок управления регулятора температуры предназначен для преобразования изменения сопротивления датчиков температуры в электрическое напряжение и подачи сигнала на электромагнитные клапаны 772 перепуска топлива из форсунки.
Блок управления установлен в схеме автоматического регулятора температуры, служащего для поддержания заданной температуры воздуха в кабинах вертолета путем подачи сигналов на клапаны в зависимости от температуры в кабинах вертолета и на входе и выходе из обогревателя. Блок управления работает совместно: с двумя приемниками температуры типа П-9Т, установленными в разных точках кабины и соединенными параллельно; с двумя датчиками температуры, установленными на входе и выходе воздуха из обогревателя; с задатчиком температуры; с двумя топливными клапанами 772, изменяющими подачу топлива в камеру сгорания обогревателя.
Приемники температуры П-9Т
Приемники температуры П-9Т установлены на потолочной панели в кабине фюзеляжа и служат в качестве датчиков для подачи сигнала на блок управления регулятора температуры. Каждый приемник температуры имеет вентилятор с электродвигателем Д-60Г, который засасывает воздух из кабины и подает его на обдув датчика для уменьшения его инерционности.
Задатчик температуры
Задатчик температуры предназначен для задания нужной температуры воздуха в кабинах вертолета. Он представляет собой потенциометр, установленный в корпусе и снабженный ручкой управления со шкалой, проградуированной от 10 до 30°C.
Термовыключатель
Термовыключатель предназначен для автоматического отключения вентилятора при падении температуры воздуха на выходе из обогревателя °С.
Термопереключатели
Термопереключатели предназначены соответственно для отключения подачи топлива в обогреватель при достижении температуры воздуха на выходе обогревателя °С и отключения свечи СД-96 при достижении температуры воздуха на выходе из обогревателя °С.
По конструкции термовыключатель и термопереключатели аналогичны и отличаются только температурой срабатывания.
Система зажигания
Система зажигания предназначена для воспламенения топливовоздушной смеси в камере сгорания обогревателя, состоит из агрегата зажигания КВ-112 и свечи СД-96. Агрегат зажигания обеспечивает получение высокого напряжения, необходимого для работы свечи.*
*Размещение агрегатов КО-50 на вертолете приведено в приложении 4.
Керосиновый обогреватель
Керосиновый обогреватель может работать в режиме обогрева и на вентиляционном режиме. В режиме обогрева предусмотрено автоматическое и ручное регулирование температуры воздуха в кабинах. Процесс работы обогревателя (рис.12.12)
Рис.12.12. Принципиальная схема работы керосинового обогревателя КО-50:
1, 33 - переключатель; 2, 3, 5, 6, 32 - реле; 4, 34 - контакторы; 7, 28 - фильтры; 8 - вентилятор; 9, 19, 37 - сигнальные табло; 10 - пусковая катушка; 11 - электрическая свеча; 12 - форсунка; 13 - термовыключатель; 14, 16 - термопереключатели; 15 - датчик температуры; 17-подогреватель топлива; 18 - микровыключатель подогревателя топлива; 20 - пневмореле; 21, 22, 23 - электромагнитные топливные клапаны; 24' - регулятор давления топлива; 25 - топливный фильтр; 26-электромагнитный топливный кран 610200А; 27 -топливный насос 748А; 29 - блок управления регулятора температуры; 30 - задатчик температуры; 31 - приемник температуры; 35 - выключатель; 36 - пусковая кнопка
в режиме обогрева (образование и зажигание смеси, электропитание, топливопитание и сохранение безопасной температуры воздуха) происходит автоматически. При этом температура воздуха поддерживается постоянной в зависимости от положения задатчика температуры в пределах от 10 до 30°С.
Ручной режим обеспечивает работу обогревателя на максимальном и среднем режимах теплопроизводительности.
Максимальный режим теплопроизводительности рекомендуется устанавливать при температуре наружного воздуха ниже -13°С, а средний режим - в пределах температур от - 13 до +15°С.
Работа обогревателя в вентиляционном режиме обеспечивает вентиляцию кабин в теплое время года. Режим рециркуляции служит для успешного запуска обогревателя и быстрого прогрева кабины вертолета в зимних условиях.
Керосиновый обогреватель рекомендуется включать при температуре наружного воздуха + 10°С и ниже на земле и в воздухе при работающих двигателях на всех режимах полета, кроме режима самовращения несущего винта. Основным режимом работы обогревателя КО-50 является автоматический.
Перед запуском обогревателя сливают топливо из дренажного бачка, включают АЗС ОБОГРЕВАТЕЛЬ, ПОДОГРЕВАТЕЛЬ, НАСОС, ТЕРМОМЕТР, задатчик температуры устанавливают в положение + 30°С, а переключатель АВТОМАТ - РУЧНОЙ ставят в положение АВТОМАТ. При этом открывается электромагнитный топливный клапан 26 подачи топлива от насоса ЭЦН-40 и включается насос 748А.
Для запуска обогревателя при включенном переключателе 1 на 2...3 с нажимают кнопку ЗАПУСК КО-50. Тогда ток от переключателя поступает на контакты реле 3, которое срабатывает, и через контактор 4 питание подается на спираль подогревателя 17. При этом загорается желтое сигнальное табло 37 ПОДОГРЕВ ТОПЛИВА. При подогреве топлива до заданной температуры + 70 ± 5 °С чувствительный элемент подогревателя через рычажное устройство воздействует на кнопку микровыключателя 18, который замыкает цепь реле 2. В этом случае размыкается контактор 4 и обесточивается спираль подогревателя, желтое сигнальное табло 37 гаснет. Через реле 5 замыкается цепь пусковой катушки 10 и свечи 11, и одновременно загорается желтое сигнальное табло 9 ЗАЖИГАНИЕ, сигнализирующее о включении свечи. Кроме этого, при срабатывании реле 2 через контактор 34 подается питание на электродвигатель вентилятора 8. От напора, создаваемого вентилятором, замыкаются пневмореле 20, открывается топливный клапан 23, обеспечивая доступ керосина к форсунке обогревателя.
Топливо от насоса ЭЦН-40 через электромагнитный клапан 26 поступает в топливный насос 27, который под давлением (0,2 + 0,05) МПа [(2 + 0,5) кгс/см2] подает его в топливный фильтр 25. Отфильтрованное топливо поступает в регулятор давления 24, который поддерживает постоянное давление (0,16 + 0,01) МПа [(1,6 + 0,1) кгс/см2] на выходе. Из регулятора топливо через электромагнитный клапан 23 и подогреватель 17 поступает в форсунку 12 и далее в камеру сгорания. После открытия электромагнитного клапана 23 загорается зеленое сигнальное табло 19 ОБОГРЕВАТЕЛЬ РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО, сигнализирующее о подаче топлива в камеру сгорания.
Одновременно воздух от работающего вентилятора через трубу перепуска воздуха поступает в камеру сгорания. Происходят смесеобразование и зажигание топливовоздушной смеси. Образующиеся в камере сгорания нагретые газы движутся по изолированным газоходам калорифера к выхлопному патрубку, отдавая тепло через стенки калорифера холодному воздуху, поступающему из атмосферы под напором вентилятора и проходящему по воздушным каналам калорифера.
При достижении температуры воздуха на выходе из обогревателя °С срабатывает термопереключатель 13, размыкается реле 6, гаснет желтое сигнальное табло 9, отключается свеча 11 и агрегат 10 зажигания. Это означает стабилизацию процесса горения.
В случае необходимости изменения температуры воздуха в кабинах ручку управления задатчика 30 температуры переводят на отметку нужной температуры. Сигнал с задатчика температуры поступает на измерительный мост блока 29 управления регулятора температуры. Блок управления срабатывает и выдает сигнал на электромагнитные клапаны 21 и 22 линии перепуска топлива в бак. При выдаче сигнала блоком управления на закрытие клапанов 21 и 22 все топливо, подходящее к топливной коробке, поступает через форсунку в камеру сгорания. Происходит сгорание большего количества топливовоздушной смеси, и температура воздуха на выходе из обогревателя повышается. При выдаче сигнала с блока управления на открытие клапанов 21 и 22 часть топлива из форсунки поступает через перепускную линию в бак. Происходит сгорание меньшего количества топливовоздушной смеси, и температура воздуха на выходе из обогревателя понижается.
В случае повышения температуры воздуха на выходе из обогревателя до °С срабатывает термопереключатель 16, отключаются подача топлива и зеленое сигнальное табло 19. Обогреватель выключается, но вентилятор продолжает работать, удаляя продукты горения из камеры сгорания и охлаждая калорифер. При дальнейшем понижении температуры воздуха на выходе из обогревателя и достижении ее °С срабатывает термопереключатель 14 и выключается электродвигатель вентилятора.
При работе обогревателя на ручном режиме переключатель 1 АВТОМАТ - РУЧНОЙ устанавливают в положение РУЧНОЙ и нажимают пусковую кнопку 36. Дальнейший процесс запуска и работы обогревателя аналогичен работе КО-50 в автоматическом режиме, но автоматической регулировки заданной температуры в кабинах при этом не будет.
В ручном режиме теплопроизводительность обогревателя регулируется переключателем РЕЖИМЫ. В режиме полной подачи все топливо поступает на форсунку, а в режиме средней подачи часть топлива сливается из форсунки через линию перепуска в бак. В первом случае обогреватель работает на полной тешюпроизводительности 50000 ккал/ч, во втором - на пониженной теплопроизводительности 32 000...40 000 ккал/ч. Полную подачу рекомендуется ставить при запуске обогревателя в ручном режиме, а затем полную и среднюю подачу изменять в зависимости от температуры наружного воздуха.
Перед выключением обогревателя рекомендуется за 2 мин переключить его на режим рециркуляции для продувки его кабинным воздухом с целью удаления влаги.
При работе подогревателя в вентиляционном режиме включаются АЗС ОБОГРЕВАТЕЛЬ и выключатель ВЕНТИЛЯТОР. В этом случае вентилятором обогревателя воздух без подогрева подается в систему вентиляции.
При необходимости перехода с автоматического управления на ручное или наоборот обогреватель выключают на 10...15 мин с целью его охлаждения и затем переключают на работу в другом режиме.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание системы отопления и вентиляции заключается в контроле состояния агрегатов, воздухопроводов и трубопроводов этих систем. При этом обращают внимание на крепление и контровку агрегатов и воздухопроводов, выполняют работы по проверке исправности агрегатов с их демонтажем.
Воздухопроводы не должны иметь коррозии, проколов, надрывов, потертостей, а патрубки и короба - трещин, вмятин. Зазоры между воздухопроводами и элементами конструкции должны быть не менее 3 мм.
К трубопроводам подвода топлива к обогревателю КО-50 предъявляются такие же требования, что и к трубопроводам топливной системы. Ослабление крепления трубопроводов и воздухопроводов в колодках и хомутах, а также нарушение контровки не допускаются. Трубопроводы должны быть герметичны и не иметь трещин, глубоких потертостей и коррозии. Зазор между трубопроводами должен быть не менее 3 мм, а между трубопроводами и другими деталями не менее 5 мм.
Для обеспечения надежности запуска и работы КО-50 периодически снимают свечу и промывают в бензине. При наличии на контактах нагара свечу помещают на 10... 15 мин в бензин, промывают с помощью кисти и просушивают. После монтажа свечи во втулку к ней подсоединяют проводник от пусковой катушки и визуально проверяют интенсивность искры при напряжении источника питания 27В ± 10%, которая должна быть устойчивой. Зазор между лапками и центральным электродом свечи должен быть равен 3..3,5 мм.
Форсунку после снятия с КО-50 разбирают, ее детали промывают в керосине, продувают сжатым воздухом под давлением 0,15...0,2 МПа (1,5...2 кгс/см2). После сборки форсунку проверяют на герметичность. Для этого на штуцер перепуска и отверстие сопла устанавливают заглушки. Через штуцер подвода топлива к форсунке под давлением от насоса 748А в течение 5 мин подается керосин. Утечка через соединения форсунки не допускается. После снятия заглушки из сопла в форсунку вновь подают топливо в течение 5 мин с проливом в емкость. Подтекание керосина на торцовой поверхности сопла, за исключением момента пуска и отсечки топлива, не допускается.
Расход топлива через форсунку определяется путем подачи к ней керосина через топливную коробку под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и сбора его в мерную емкость. Расход должен быть в пределах 168...172 см3/мин.
Для проверки конуса распыла топлива через форсунку ее устанавливают в вертикальное положение и альвейером создается давление керосина, поступающего к форсунке до (0,16 ± 0,01) МПа [(1,6 ± 0,1) кгс/см2] в течение 10 мин. Конус распыла должен быть симметричным относительно оси форсунки в двух взаимно перпендикулярных плоскостях без наличия крупных капель.
Для осмотра жиклеров магистрали перепуска топлива из форсунки необходимо отвернуть накидные гайки трубопроводов на электромагнитных клапанах. Вывернуть жиклеры, осмотреть их, промыть в чистом бензине, продуть сжатым воздухом и установить на место.
При контроле фильтра топливной магистрали керосинового обогревателя следует отсоединить трубопроводы подвода топлива к фильтру и форсунке, слива топлива из форсунки и топливной коробки, вскрыть топливную коробку и снять крышку сетчатого фильтра. Проверить состояние фильтра на отсутствие повреждения сетки и целостности уплотнительных колец, промыть фильтр в бензине и продуть воздухом под давлением не более 0,15...0,2 МПа (1,5...2 кгс/см2).
После обслуживания агрегатов, установленных в топливной коробке, следует проверить герметичность соединений топливной системы в коробке под давлением 0,25 МПа (2,5 кгс/см2). Подтекание топлива устраняется подтягиванием резьбовых соединений.
С целью повышения надежности работы КО-50 периодически проверяют техническое состояние калорифера и камеры сгорания обогревателя. Для этого следует снять капот обогревателя, отсоединить высоковольтный провод от свечи и электропровод от подогревателя топлива, а также отсоединить трубопроводы подвода топлива к подогревателю, отвода топлива из линии перепуска и от дренажного штуцера. Разъединив хомуты, снять резиновый переходник, а затем и обогреватель, предварительно отсоединив трубопроводы от выхлопного патрубка и форсунки. Снять с подогревателя втулку со свечой, трубопроводы перепуска и топочного воздуха. Отвернуть гайки, снять кожух с калорифера и осмотреть калорифер на отсутствие прогаров и трещин. Допускается дальнейшая эксплуатация калорифера с трещинами размером 5 х 1 мм при суммарной площади до 100 мм2. В случае наличия трещин больших размеров калорифер заменяют. После контроля калорифера и камеры сгорания производят монтаж агрегатов, коммутаций и подогревателя на место согласно предусмотренной технологии.
После выполнения работ по контролю состояния обогревателя КО-50 проверяют его работу. Для этого запускают обогреватель на автоматическом режиме и контролируют его работу в течение 2...3 мин. После выключения КО-50 его осматривают на предмет отсутствия течи топлива и надежности крепления частей, агрегатов, трубопроводов и соединительной арматуры, подвергавшихся демонтажу. Затем проверяют работу обогревателя в ручном режиме.