Марки, состав и применение дизельных топлив
Дизельное топливо ─ это нефтяная фракция, выкипающая в пределах 175…350 0С, по внешнему виду, представляющая собой прозрачную жидкость от желтого до светло-коричневого цвета.
Дизельные топлива вырабатывают из продуктов прямой перегонки нефти, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации, а также смешением этих продуктов с газойлем каталитического крекинга (до 20 % в составе смеси). К топливу допускается добавление присадок.
Ввиду того, что на военной технике наиболее широкое применение нашли быстроходные дизеля (n > 1000 мин-1) топливо для этих двигателей вырабатывается по ГОСТ 305-82 и в зависимости от температурных условий применения подразделяется на летнее (Л), зимнее (З), арктическое (А).
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:
I вид ─ массовая доля серы не более 0,2 %;
II вид ─ массовая доля серы не более 0,5 % (для топлива А не более 0,4 %).
Применяются следующие условные обозначения дизельных топлив:
летнее ─ учитывается содержание серы и температура вспышки в закрытом тигле (Л-0,2-40 ГОСТ 305-82).
зимнее ─ учитывается содержание серы и температура застывания (3-0,5 минус 35 ГОСТ 305-82).
арктическое ─ учитывается только содержание серы (А-0,4 ГОСТ 305-82).
Марки дизельных топлив:
Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 Л-0,2-62 ГОСТ 305-82 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82 3-0,2 минус 45 ГОСТ 305-82 А-0,2 ГОСТ 305-82 | Л-0,5-40 ГОСТ 305-82 Л-0,5-62 ГОСТ 305-82 3-0,5 минус 35 ГОСТ 305-82 3-0,5 минус 45 ГОСТ 305-82 А-0,4 ГОСТ 305-82 |
Основные характеристики дизельных топлив по ГОСТ 305-82 представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные характеристики дизельных топлив
№ п/п | Наименование показателя | Норма для марки | |||||
Л | З | А | |||||
Цетановое число, не менее | |||||||
Фракционный состав: 50 % перегоняется при температуре, 0С, не ниже | |||||||
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), 0С, не ниже | |||||||
Кинематическая вязкость, при 20 0С, мм2/с | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | ||||
Температура застывания, 0С, не выше, для климатической зоны: | |||||||
умеренной | минус 10 | минус 35 | - | ||||
холодной | - | минус 45 | минус 55 | ||||
Температура помутнения, 0С, не выше, для климатической зоны: | |||||||
умеренной | минус 5 | минус 25 | - | ||||
холодной | - | минус 35 | - | ||||
Температура вспышки, в закрытом тигле, 0С, не ниже: | |||||||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | |||||||
для дизелей общего назначения | |||||||
Массовая доля серы, %, не более: | |||||||
в топливе вида I | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||
в топливе вида II | 0,5 | 0,5 | 0,4 | ||||
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ||||
Содержание сероводорода | Отсутствует | ||||||
Испытание на медной пластине | Выдерживает |
Окончание таблицы 2.1
Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствует | ||||||
Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более | |||||||
Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более | |||||||
Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | |||||||
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ||||
Коксуемость 10 % остатка, %, не более | 0,30 | 0,30 | 0,30 | ||||
Коэффициент фильтруемости, не более | |||||||
Содержание механических примесей | Отсутствует | ||||||
Содержание воды | Отсутствует | ||||||
Плотность при 20 0С, мг/м3, не более |
Дизельное топливо Л предназначено для применения на военной технике при температуре окружающего воздуха 0 0С и выше.
Дизельное топливо 3 предназначено для применения на военной технике при температуре окружающего воздуха минус 20 0С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 0С) и минус 30 0С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45 0С).
Дизельное топливо А предназначено для применения на военной технике при температуре окружающего воздуха до минус 50 0С.
В осенне-зимний период техническая и оперативная готовность техники во многом определяется наличием в войсках низкозастывающих марок дизельных топлив: А-0,2 (04) ГОСТ 305-82, 3-0,2(05) минус 45 ГОСТ 305-82 и 3-0,2 (05) минус 35 ГОСТ 305-82. В случае их отсутствия возможно использование смесей дизельного топлива с топливами для реактивных двигателей, отвечающих по своим низкотемпературным свойствам требованиям ГОСТ 305-82 к топливам марок З и А.
Применение на технике таких топливных смесей разрешено Приказом МО РФ 1992 года № 65, по которому допускается использовать: вместо дизельного топлива А ─ смесь (в объемных долях) 50 % дизельного топлива З - 0,2 (05) минус 45 и 50 % топлива Т-1 (ТС-1, РТ), вместо дизельного топлива З-0,2 (05) минус 45 смесь (в объемных долях) 50 % дизельного топлива З-0,2 (05) минус 35 и 50 % топлива Т-1 (ТС-1, РТ), вместо дизельного топлива З-0,2 (05) минус 35 ─ смесь (в объемных долях) 50-60 % дизельного топлива Л и 40-50 % топлива Т-1 (ТС-1, РТ).
Для приготовления топливных смесей используются стандартные дизельные топлива и топлива для реактивных двигателей, качество которых удостоверяется наличием паспорта.
На изделиях бронетанковой техники допускается применять в качестве основных марок дизельные топлива Л, З, А с массовой долей серы до 0,2 % (I вида), а в качестве дублирующих марок дизельные топлива Л, З, А с массовой долей серы до 0,5 % (II вида). Следует отметить, что во всех случаях назначения марок топлив для конкретных двигателей военной техники следует руководствоваться инструкциями по эксплуатации изделий военной техники, а также другими документами, определяющими порядок применения горючего в Вооруженных Силах РФ.
Для средне- и малооборотных (n<1000 мин-1) дизелей вырабатываются по ГОСТ 1667-68 моторные топлива ДТ и ДМ.
Основные характеристики моторных топлив по ГОСТ 1667-68 представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Характеристики моторных топлив
Наименование показателя | Норма для марки | ||
ДТ высший сорт для малосернистого топлива и для сернистого топлива | ДТ первый сорт для малосернистого топлива и для сернистого топлива | ДМ для сернистого топлива | |
1. Плотность при 20 0С,г/см3, не более | 0,930 | 0,930 | 0,970 |
2. Фракционный состав: до 250 0С перегоняется, %, не более | |||
3. Вязкость при 50 0С: | |||
а) кинематическая, м2/с (сСт), не более | 20 10-6(20) | 36 10-6(36) | 130 10-6(130) |
б) соответствующая ей условная, в градусах, не более | 2,95 | 5,0 | 17,4 |
4. Коксуемость, %, не более | 3,0 | 3,0 | 9,0 |
5. Зольность, %, не более | 0,02 | 0,04 | 0,06 |
6. Массовая доля серы, %, не более: | |||
а) в малосернистом топливе | 0,5 | 0,5 | - |
б) в сернистом топливе | 1,5 | 1,5 | 2,0 |
7. Содержание сероводорода | Отсутствует | ||
8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствует | ||
9. Массовая доля механических примесей, %, не более | 0,05 | 0,05 | 0,1 |
10. Массовая доля воды, %, не более | 0,1 | 0,5 | 0,5 |
11. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, 0С, не ниже | |||
12. Температура застывания, 0С, не выше | минус 5 | минус 5 | |
13. Массовая доля ванадия, %, не более | 0,01 | 0,015 | 0,01 |
Дизельное экспортное топливо по ТУ 38.401-58-110-94 ─ вырабатывают для поставок на экспорт, содержание серы 0,2 %. Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качества по требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято по ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10 0С.
Основные характеристики дизельного экспортного топлива представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3