Принцип действия системы смазки

Лабораторная работа №5.

Система смазки

Цель работы: Изучение назначение, устройств и работы системы смазки.

Задачи лабораторной работы:

- изучить назначение, устройство и принцип работы системы мазки двигателя;

- изучить назначение, устройство и работу насоса, центрифуги, радиатора;

Общие понятия об объектах изучения лабораторной работы.

Система смазки (другое наименование смазочная система) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает:

· охлаждение деталей двигателя;

· удаление продуктов нагара и износа;

· защиту деталей двигателя от коррозии.

Система смазки двигателя имеет следующее устройство:

· поддон картера двигателя с маслозаборником;

· масляный насос;

· масляный фильтр;

· масляный радиатор;

· датчик давления масла;

· редукционный клапан;

· масляная магистраль и каналы.

Схема системы смазки

Поддон картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня и температуры масла.

Масляный насос предназначен для закачивания масла в систему. Масляный насос может приводиться в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного вала или дополнительного приводного вала. Наибольшее применение на двигателях нашли масляные насосы шестеренного типа.

Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и нагара. Очистка масла происходит с помощью фильтрующего элемента, который заменяется вместе с заменой масла. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель. В центрифугах масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.

Масляный радиатор используется для охлаждения моторного масла. Охлаждение масла в радиаторе осуществляется потоком жидкости из системы охлаждения.

Давление масла в системе контролируется специальным датчиком, установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к контрольной лампе на приборной панели. На автомобилях также может устанавливаться указатель давления масла.

Датчик давления масла может быть включен в систему управления двигателем, которая при опасном снижении давления масла отключает двигатель.

На современных двигателях устанавливается датчик контроля уровня масла и соответствующая ему сигнальная лампа на панели приборов. Наряду с этим, может устанавливаться датчик температуры масла.

Для поддержания постоянного рабочего давления в системе устанавливается один или несколько редукционных (перепускных) клапанов. Клапаны устанавливаются непосредственно в элементах системы: масляном насосе, масляном фильтре.

Принцип действия системы смазки.

В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть – разбрызгиванием или самотеком.

Смазка двигателя осуществляется циклически. При работе двигателя масляный насос закачивает масло в систему. Под давлением масло подается в масляный фильтр, где очищается от механических примесей. Затем по каналам масло поступает к коренным и шатунным шейкам (подшипникам) коленчатого вала, опорам распределительного вала, верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца.

На рабочую поверхность цилиндра масло подается через отверстия в нижней опоре шатуна или с помощью специальных форсунок.

Остальные части двигателя смазываются разбрызгиванием. Масло, которое вытекает через зазоры в соединениях, разбрызгивается движущимися частями кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. При этом образуется масляный туман, который оседает на другие детали двигателя и смазывает их.

Под действием сил тяжести масло стекает в поддон и цикл смазки повторяется.

На некоторых спортивных автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В данной конструкции масло храниться в специальном масляном баке, куда закачивается из картера двигателя насосом. Картер двигателя всегда остается без масла – «сухой картер». Применение данной конструкции обеспечивает стабильную работу системы смазки во всех режимах, независимо от положения маслозаборника и уровня масла в карте

Принцип действия системы смазки - student2.ru Принципиальная схема смазочной системы:
1 - масляный поддон,

2 - масляный насос,

3 - редукционный клапан масляного насоса,
4 - масломерный щуп,

5 - промежуточная шестерня,

6 - масляный фильтр,
7- редукционный (температурный) клапан,

8 - масляный радиатор,

9 - сливной клапан,
10 - распределительный вал,

11 - манометр,

12 - ось коромысел,

13 - главный масляный канал,
14 - полость шатунной шейки,

15 - коленчатый вал,

16 - масло заливная горловина

Принцип действия системы смазки - student2.ru Схема масленого насоса:
а - двухсекционный,

б - односекционный,

в - предпусковой,
1 - ведущая шестерня радиаторной секции,

2 - проставка,

3 - ведущий вал,
4 - ведущая шестерня основной секции,

5 - ведомая шестерня основной секции,

6 - корпус,
7 - нагнетательный канал,

8 - сетка маслоприемника,

9 - маслоприемник,

10 -редукционный клапан,
11 - регулировочный винт,

12 - выходное отверстие,

13 - впускное отверстие,
14 - крышка,

15 - корпус,

16 - шестерня привода насоса.

Выполнил: Николаев А.Р.

Проверил: Сологуб В.А

Наши рекомендации