Принцип действия системы смазки
Лабораторная работа №5.
Система смазки
Цель работы: Изучение назначение, устройств и работы системы смазки.
Задачи лабораторной работы:
- изучить назначение, устройство и принцип работы системы мазки двигателя;
- изучить назначение, устройство и работу насоса, центрифуги, радиатора;
Общие понятия об объектах изучения лабораторной работы.
Система смазки (другое наименование смазочная система) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает:
· охлаждение деталей двигателя;
· удаление продуктов нагара и износа;
· защиту деталей двигателя от коррозии.
Система смазки двигателя имеет следующее устройство:
· поддон картера двигателя с маслозаборником;
· масляный насос;
· масляный фильтр;
· масляный радиатор;
· датчик давления масла;
· редукционный клапан;
· масляная магистраль и каналы.
Схема системы смазки
Поддон картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня и температуры масла.
Масляный насос предназначен для закачивания масла в систему. Масляный насос может приводиться в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного вала или дополнительного приводного вала. Наибольшее применение на двигателях нашли масляные насосы шестеренного типа.
Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и нагара. Очистка масла происходит с помощью фильтрующего элемента, который заменяется вместе с заменой масла. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель. В центрифугах масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.
Масляный радиатор используется для охлаждения моторного масла. Охлаждение масла в радиаторе осуществляется потоком жидкости из системы охлаждения.
Давление масла в системе контролируется специальным датчиком, установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к контрольной лампе на приборной панели. На автомобилях также может устанавливаться указатель давления масла.
Датчик давления масла может быть включен в систему управления двигателем, которая при опасном снижении давления масла отключает двигатель.
На современных двигателях устанавливается датчик контроля уровня масла и соответствующая ему сигнальная лампа на панели приборов. Наряду с этим, может устанавливаться датчик температуры масла.
Для поддержания постоянного рабочего давления в системе устанавливается один или несколько редукционных (перепускных) клапанов. Клапаны устанавливаются непосредственно в элементах системы: масляном насосе, масляном фильтре.
Принцип действия системы смазки.
В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, в которой часть деталей смазывается под давлением, а другая часть – разбрызгиванием или самотеком.
Смазка двигателя осуществляется циклически. При работе двигателя масляный насос закачивает масло в систему. Под давлением масло подается в масляный фильтр, где очищается от механических примесей. Затем по каналам масло поступает к коренным и шатунным шейкам (подшипникам) коленчатого вала, опорам распределительного вала, верхней опоре шатуна для смазки поршневого пальца.
На рабочую поверхность цилиндра масло подается через отверстия в нижней опоре шатуна или с помощью специальных форсунок.
Остальные части двигателя смазываются разбрызгиванием. Масло, которое вытекает через зазоры в соединениях, разбрызгивается движущимися частями кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. При этом образуется масляный туман, который оседает на другие детали двигателя и смазывает их.
Под действием сил тяжести масло стекает в поддон и цикл смазки повторяется.
На некоторых спортивных автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В данной конструкции масло храниться в специальном масляном баке, куда закачивается из картера двигателя насосом. Картер двигателя всегда остается без масла – «сухой картер». Применение данной конструкции обеспечивает стабильную работу системы смазки во всех режимах, независимо от положения маслозаборника и уровня масла в карте
Принципиальная схема смазочной системы:
1 - масляный поддон,
2 - масляный насос,
3 - редукционный клапан масляного насоса,
4 - масломерный щуп,
5 - промежуточная шестерня,
6 - масляный фильтр,
7- редукционный (температурный) клапан,
8 - масляный радиатор,
9 - сливной клапан,
10 - распределительный вал,
11 - манометр,
12 - ось коромысел,
13 - главный масляный канал,
14 - полость шатунной шейки,
15 - коленчатый вал,
16 - масло заливная горловина
Схема масленого насоса:
а - двухсекционный,
б - односекционный,
в - предпусковой,
1 - ведущая шестерня радиаторной секции,
2 - проставка,
3 - ведущий вал,
4 - ведущая шестерня основной секции,
5 - ведомая шестерня основной секции,
6 - корпус,
7 - нагнетательный канал,
8 - сетка маслоприемника,
9 - маслоприемник,
10 -редукционный клапан,
11 - регулировочный винт,
12 - выходное отверстие,
13 - впускное отверстие,
14 - крышка,
15 - корпус,
16 - шестерня привода насоса.
Выполнил: Николаев А.Р.
Проверил: Сологуб В.А