Вопрос № 3. Расходомеры суммарного и мгновенного расхода топлива
Типичным расходомером суммарного и мгновенного расхода служит расходомер РТМС-4 (Рис. 6), предназначенный для измерения суммарного (до 25 000 л) и мгновенного (часового) расхода топлива авиадвигателем (от 500 до 4000 л/час).
Рис. 6. Конструктивная схема устройства датчика мгновенного (часового) и суммарного расхода топлива: 1 — крыльчатка; 2—магнит; 3— стакан; 4— пружина; 5 - сельсин-датчик
Измерение суммарного расхода в принципе ничем не отличается от измерения его расходомерами РТС 16А.
В датчике РТМС-4 имеются две крыльчатки, одна из которых предназначена для измерения суммарного, а другая — часового расхода топлива (рис. 6). Последняя приводит во вращение магнит 2, который увлекает за собой стакан 3 из марганцевистого алюминия, укрепленный на оси бесконтактного сельсин-датчика 5. Непрерывному вращению ротора сельсин-датчика препятствует противодействующая пружина 4. Следовательно, угол поворота ротора сельсин-датчика будет пропорционален скорости вращения крыльчатки, т. е. мгновенному расходу топлива. Сельсин-датчик связан дистанционной передачей с сельсин-приемником, размещенным в указателе расходомера. Синхронно с ротором сельсин-датчика поворачивается ротор сельсин-приемника, на оси которого укреплена стрелка часового расхода топлива.
Указатель расходомера РТМС-4, таким образом, имеет две стрелки и две шкалы. По внутренней шкале отсчитывается суммарный остаток топлива в топливных баках самолета, а по внешней — часовой расход топлива.
Вывод: в расходомерах суммарного и мгновенного расхода имеются две крыльчатки, одна из которых предназначена для измерения суммарного, а другая — часового расхода топлива
Заключение
В подавляющем большинстве случаев основным методом управления является программное управление выработкой топлива. На некоторых самолетах используются обе системы: программное управление в нормальных режимах, а при возникновении аварийных ситуаций (отказах одного из авиационных двигателей) программное управление выработкой топлива корректируется на каждом этапе программы системой автоматического управления, реагирующей на отклонения центра масс летательного аппарата.
Задание на самостоятельную подготовку
1. Автоматы управления выработкой топлива по замкнутой схеме.
2. Системы централизованной заправки топливом.
3. Расходомеры суммарного и мгновенного расхода топлива.
Литература
1. Авиационное оборудование. Под ред. Е. А. Румянцева, М., ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1980 г., с. 63…74.
2. В.Д. Константинов, И. Г. Уфимцев, Н. В. Козлов. Авиационное оборудование самолётов. М., Воениздат МО СССР, 1970 г., с. 137 … 147.
3. Авиационное оборудование. Под ред. Ю. П. Доброленского, М: Воениздат, 1989 г., с. 80 … 89.
4. Авиационные приборы. Под ред. С. С. Дорофеева, М: Воениздат, 1992 г., с. 211… 253.
Начальник цикла – старший преподаватель УВЦ при ГУАП
Подполковник А. Бакланов