Онтроль общей продольной прочности судна в эксплуатации
При плавании на волнении начальная деформация увеличивается и становится опасной, особенно при попадании корпуса с начальным прогибом на подошву волны и на вершину волны корпуса с начальным перегибом. Поэтому в практике эксплуатации судна необходимо в каждом рейсе постоянно контролировать состояние общей прочности корпуса.
Деформация кручения корпуса может оказаться опасной для судов с большим раскрытием палуб (в частности, балкеров), особенно при плавании на косом волнении.
Для предупреждения потери общей и местной прочности, вызванной неправильным (неблагоприятным) размещением грузов, необходим их контроль в каждом рейсе.
Общая прочность корпуса в судовых условиях может быть проверена расчётным методом, с помощью диаграмм контроля прочности, а также с помощью вычислительной техники.
Удачным и перспективным оказался комбинированный метод, сочетающий в себе береговой этап — расчёт прочности с построением рабочих диаграмм контроля прочности и судовой этап — упрощённые расчёты с помощью бортовой ЭВМ.
До 1979 г. на суда выдавалась Инструкция по загрузке судна с рабочими диаграммами для контроля общей прочности. С 1979 г. эта Инструкция включена в виде раздела в новую типовую форму Информации об остойчивости и прочности грузового судна. С помощью такой Информации проверка прочности производится по изгибающим моментам и перерезывающим силам в тех сечениях корпуса, где могут возникнуть наибольшие напряжения.
Порядок проверки прочности по изгибающему моменту состоит в следующем: в стандартную таблицу Информации записываются массы (чис-ленно равные весу) Рi грузов, запасов и балласта, расстоянии хнi от центров этих масс до плоскости данного сечения. Затем вычисляется сумма мо-ментов . На диаграмме контроля проч-ности (рис. 5.12) по горизонтали, соответствую-щей дифференту судна, в метрах, отклады-вается дедвейт , и через полученную точку а проводится вертикаль, на которой откла-дывается сумма моментов , млн. тс м. Так получается точка А, характеризующая состояние прочности судна.
Прочность судна по изгибающему моменту в данном сечении считается достаточной, если точка А находится в безопасной зоне, т. е. лежит между линиями «Опасно — перегиб в рейсе» и «Опасно — прогиб в рейсе». Если точка А лежит за пределами линий «Опасно — перегиб на рейде» и «Опасно — прогиб на рейде», то прочность достаточна только для плавания в условиях рейда.
Аналогично проверяется прочность по перерезывающим силам, с той лишь разницей, что для этого используется другая диаграмма (рис. 5.13) и по вертикали откладывается часть дедвейта, расположенная в нос от контролируемого сечения. Если хотя бы для одного сечения прочность по изгибающему моменту или перерезывающим силам оказывается недостаточной для заданных условий плавания, необходимо перераспределить груз по длине судна. Прогиб (перегиб) судна можно уменьшить или устранить перемещением груза или запасов ближе к оконечностям (мидель-шпангоуту).
Использование вычислительной техники для контроля загрузки с учётом необходимой посадки, остойчивости и прочности позволяет быстро и достаточно точно проверить несколько вариантов загрузки и выбрать приемлемый, а иногда и оптимальный вариант.
С ростом скорости и размеров судов при плавании на волнении участились случаи слеминга, приводящего к повреждению днища и бортов судна. В наиболее тяжёлых случаях повреждения охватывают до 30% длины судна в носу, а прогибы достигают 300 мм, что приводит к разрыву связей и обшивки корпуса, затоплению носовых трюмов.
Условия появления слеминга: волнение с встречных курсовых углов; близость кажущегося периода волнения собственному периоду килевой качки; кажущаяся крутизна волны не менее 1/50; скорость вертикальных колебаний корпуса не менее 3,5 м/с. Днищевой слеминг появляется при осадке носом менее 0,04— 0,05 длины судна.
Для судоводителя важно объективно оценить интенсивность удара при слеминге для решения вопроса о поддержании скорости без опасения повредить корпус.
Регулирование и контроль за обеспечением местной прочности палубных перекрытий, платформ, двойного дна, люковых закрытий осуществляется путём назначения для каждого перекрытия допускаемых удельных нагрузок. Величины этих нагрузок указаны на чертежах палуб судовой документации и обычно лежат в пределах 1,0—10 тс/м2.
Заключение
Понятие прочности является одной из составляющих более широкого по содержанию понятия надёжности корпуса судна (технического средства). Под надёжностью сооружения понимают его способность выполнять заданные функции в заданных условиях эксплуатации в течение заданного срока службы с требуемой степенью гарантии. В отличие от прочности надёжность определяется не только возможностью разрушения, но и рядом других характеристик, например, нарушением плотности (водотечностью), нарушением штатной работы оборудования из-за деформаций корпуса или вибрации конструкций.
Прочность и надёжность корпуса обеспечивается совокупностью различных мероприятий расчётно-конструкторского, технологического, эксплуатационного характера, а также модельными и натурными испытаниями конструкций. Условно все такие мероприятия принято относить к одному из четырёх направлений (проблем) строительной механики корабля (СМК):
1) проблема внешних воздействий — какие внешние силовые воздействия и в каких условиях испытывает корпус и его конструкции (численного значения, повторяемость, время действия и т. д.); кроме этого изучаются внешние воздействия, могущие повлиять на свойства и работоспособность материала корпуса (температура, агрессивная среда и др.);
2) проблема внутренних усилий — какое напряженно-деформированное состояние возникнет в корпусе и его элементах при воздействии на них известных (заданных) внешних сил;
3) проблема опасных состояний — при каких напряженно-деформированных состояниях (НДС) или комбинациях внешних нагрузок возможно разрушение конструкций;
4) проблема нормативов, запасов и гарантий прочности — какие запасы требуется ввести в расчётные значения внешних и внутренних усилий, чтобы корпус мог надёжно исполнять свои функции; какие контрольные операции и специальные мероприятия нужны для гарантии требуемого уровня прочности и надёжности корпуса.
Литература
1. Фрид Е.Г. Устройство судна: Учебник. – Л.: Судостроение, 1990.
2. Допатка Р., Перепечко А. Книга о судах. Пер. с нем. - Л.: Судостроение, 1981.
3. Нечаев Ю.И., Царёв Б.А., Челпанов И.В. Профессия – судостроитель (Введение в специальность): Учебник. – Л.: Судостроение, 1987.