Классификация ремонтов трансформаторов

По объему ремонтных работ различают ремонты: текущий (эксплуатационный) ремонт, капитальный без замены обмоток, капитальный с заменой обмоток, но без ремонта магнитной сис­темы, капитальный с заменой обмоток и частичным или полным ремонтом магнитной системы. Ремонт по типовой номенклатуре называется ревизией. При этом ремонте активную часть транс­форматора вынимают из бака (или поднимают съемную часть бака) и без разборки активной части (расшихтовка магнитопровода и съем обмоток) производят ее ревизию. Выполняют также целый ряд других обязательных работ, в которые входят обработка мас­ла, замена сорбентов, уплотнений, в некоторых случаях — сушка активной части, контрольные испытания.

По назначению ремонты могут быть планово-предупре­дительные (профилактические) и послеаварийные, как и при ремонте электрических машин. Периодичность их проведения за­висит от результатов профилактических испытаний и наличия дефектов, выявленных в процессе эксплуатации и при внешнем осмотре трансформатора (см. § 6.1). Кроме того, предусматривается вскрывать главные трансфор­маторы электростанций и подстанций, через которые передается основная часть вырабатываемой электроэнергии, и трансформа­торы собственных нужд подстанций через восемь лет после включения в эксплуатацию (независимо от сроков и объемов ремон­тов, приведенных в Приложении 7). Вскрываются и осматривают­ся трансформаторы также после длительной транспортировки к месту установки.

Капитальные ремонты, входящие в объем планово-предупреди­тельных, выполняются за сравнительно непродолжительное время.

Сроки выполнения послеаварийного ремонта определяются рядом обстоятельств: возможностью замены трансформатора, наличием резерва, категорией потребителей, которых трансфор­матор снабжает электроэнергией, и т. п. Выполнение капитально­го ремонта с заменой обмоток и изоляции, переизолировкой элек­тротехнической стали требует значительных материальных, тру­довых затрат и времени.

По характеру выполняемых работ выделяют следу­ющие основные виды ремонтов: восстановительный, реконструк­ция и модернизация. При восстановительном ремонте параметры трансформатора и конструкция узлов и деталей не изменяются. При реконструкции параметры трансформатора сохраняются, а конструкция ряда узлов изменяется. В процессе модернизации из­меняют параметры трансформатора и, как правило, отдельные части конструкции.

Большое значение при проведении плановых капитальных ремон­тов придается условиям вскрытия активной части (см. § 3.5). В этом случае срок ремонта невелик и, если изоляция трансформатора не увлажнена, сушка активной части в объем ремонта не входит.

В настоящее время для исключения увлажнения изоляции при разгерметизации и сливе масла используется технология, позволяю­щая удлинить время нахождения активной части вне масла до 100 ч. Технология заключается в подаче в бак трансформатора осушенно­го воздуха с относительной влажностью не выше 20 %. Для получе­ния сухого воздуха используют специальную установку, снабжен­ную цеолитовыми* адсорберами и подогревателем воздуха. Установка может быть использована для подсушки изоляции.

Силовые трансформаторы в зависимости от мощности и клас­са напряжения разделяются на группы (габариты) от I до VIII. Каждая группа включает трансформаторы, достаточно близкие по массогабаритным показателям (табл. 11.1).

При капитальном ремонте трансформаторов мощностью более 32 мВ-А и классов напряжения свыше НО кВ (VI—VIII габаритов) затраты, связанные с транспортировкой, могут намного превосходить стоимость ремонта. Только конкретное технико-эконо­мическое обоснование позволяет решить вопрос о методе ремонта в каждом случае.

Цеолиты – группа минералов, получаемых в основном синтетическим методом. Они обладают исключительно высокими адсорбционными свойствами, обусловленными высокой пористостью кристаллов и определенными размерами входных окон и каналов, которые действуют как сита, просеивающие молекулы, входящие в состав очищаемого вещества

Таблица 11.1

Габарит II III IV V VI VII VIII
Sн, кВ-А ≤100 100... 1000 1000... 6300 >6300 ≤32000 32000... 80000 80000... 200000 >200000
Uвн, кВ ≤35 ≤110 ≤330 > 330

Однако чаще всего крупные трансформаторы ремонтируются непосредственно на подстанциях, имеющих башни с грузоподъ­емными устройствами, а на электрических станциях — в машин­ных залах, оборудованных мостовым краном нужной грузоподъ­емности. Ремонт выполняется специализированным ремонтным предприятием, персонал которого выезжает к месту установки трансформатора. Однако такие работы, как перемотка и изготов­ление обмоток, ремонт главной изоляции, переизолировка плас­тин магнитной системы и целый ряд других, проводятся в специ­ализированных мастерских.

Капитальные ремонты трансформаторов I — III и частично IV габаритов производятся, как правило, на специализированных ремонтных предприятиях. Хотя в большинстве случаев использу­ется индивидуальный метод ремонта, современные ремонтные предприятия организуют его выполнение в условиях, максималь­но приближенных к заводским по уровню организации и ис­пользуемому оборудованию.

Наши рекомендации