Измерение сопротивления изоляции обмоток
Согласно ГОСТ 11828-86 [11] измеряется сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками. Прибором для измерения сопротивления изоляции обмоток с номинальными напряжениями до 500 В включительно служит мегаомметр на 500 В. Измерение сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками следует производить поочерёдно для каждой цепи, имеющей отдельные выводы, при электрическом соединении всех прочих цепей с корпусом машины. Если же обмотка наглухо сопряжена в звезду или треугольник, измерение производится для всей обмоткипо отношению к корпусу.
Зажим мегаомметра, предназначенный для соединения с ”землей”, и по одной клемме 2-й и 3-й фаз обмотки статора подключите к клемме стенда, связанной с корпусом машины. Второй зажим мегаомметра подключите к любой клемме 1-й фазы статора. Переключите мегаомметр на измерение сопротивления в мегаомах. Равномерно вращая рукоятку мегаомметра с достаточно большой скоростью, измерьте сопротивление изоляции 1-й фазы по шкале мегаом. Аналогичные измерения произведите, подключая мегаомметр, сначала ко 2-й, а затем к 3-й фазам статора; при этом свободные фазы соединяйте с корпусом машины.
Для обмотки ротора, наглухо сопряжённой в звезду, удастся сделать лишь одно измерение сопротивления изоляции всей обмотки относительно корпуса двигателя.
В протоколе запишите измеренные значения сопротивления изоляции двигателя и температуру его обмоток. За последнюю можно принять температуру окружающей среды θо, если измерение сопротивления изоляции производилось в практически холодном состоянии машины.
В отчете приведите истинные значения сопротивления изоляции обмоток статора rи1 и ротора rи2, а также температуру θо, при которой произведены измерения. За истинное значение сопротивления изоляции обмотки статора принимают его наименьшее значение из трёх измерений, соответствующих трём фазам обмотки статора.
Определение коэффициента трансформации
По ГОСТ 7217-87 [13] для определения коэффициента трансформации двигателей с фазным ротором подводят номинальное линейное напряжение к обмотке статора при неподвижном роторе и разомкнутой его обмотке и измеряют линейные напряжения на зажимах обмотки статора и на кольцах ротора.
В отчете вычислите:
- средние арифметические значения линейных напряжений статора Uл1 и ротора uЛ2 и соответствующие им фазные напряжения UФ1 и UФ2;
- коэффициент трансформации КТ=UФ1/UФ2.
Опыт холостого хода
Холостой ход соответствует работе двигателя без нагрузки. Опыт проводится с целью определения тока и потерь холостого хода в режиме ненагруженного двигателя. В соответствии с ГОСТ 7217-87 [13] искомые величины определяют по результатам соответствующих измерений при различных значениях напряжения на статоре, начиная с наибольшего, равного 130% номинального, и кончая возможно более низким, при котором ещё не наблюдается возрастание тока статора. Во время опыта обмотка ротора после пуска двигателя должна быть замкнута накоротко на выводах ротора и двигатель должен находиться в установившемся тепловом состоянии.
Предлагаемая ниже методика учебного опыта холостого хода несколько отличается от стандартной некоторыми упрощениями.
Подключите двигатель к 3-фазному регулируемому источнику напряжения, предусмотрите необходимые измерительные приборы. Включите источник, поднимите его напряжение до максимального и после разгона двигателя выведите пускорегулирующий реостат RПР2 в цепи ротора. Изменяйте напряжение источника, подводимое к обмотке статора двигателя. В опыте рекомендуется производить 9…11 отсчётов при различных значениях напряжения: вначале при максимально возможном напряжении источника, далее при меньших напряжениях приблизительно через одинаковые интервалы до минимального значения (около 50 В), при котором начинает заметно увеличиваться ток. При напряжениях менее 100 В следует делать паузу в 1-2 мин перед замерами, чтобы установились ток и частота вращения двигателя.
Измеряйте одно линейное напряжение UOл и один линейный ток IOЛ статора, активную мощность PO, подводимую к двигателю, и температуру θО воздуха в лаборатории. Если для измерений используется комплект К505 с одним дополнительным трансформатором тока, то измеренную мощность фазы необходимо умножить на три. В случае использования комплекта К506 ваттметр показывает суммарную подводимую мощность всех фаз РО.
В отчёте вычислите для каждого уровня напряжения и запишите в табличной форме:
- значения линейного напряжения UOл и линейного тока IОЛ обмотки статора, а также подводимую к двигателю активную мощность (потери холостого хода) РО=3 POф ;
- значение коэффициента мощности cosφO=PO / UOл IOЛ;
- потери в обмотке статора от тока холостого хода РМ1=IOЛ2r1XX,
где r1XX - активное сопротивление одной фазы обмотки статора при температуре двигателя в опыте холостого хода θХХ :
r1XX = r1θo(1+αθХХ)/(1+αθO),
где α =0,00411 1/С - температурный коэффициент сопротивления меди; r1θo - сопротивление обмотки при температуре θО, определенное опытным путём или по техническим данным двигателя (п. 4.3); ориентировочно можно принять θХХ=θO+10;
- сумму потерь в стали (включая добавочные потери холостого хода) и механических: PСТ+РМХ=РО - РМ1.
Постройте:
- графики характеристик холостого хода IOЛ , РО, cosφO=f(Uол) на едином рисунке, подобном рис. 4.5. Проведите касательную к кривой тока из начала координат; точки, лежащие левее точки или точек касания, не учитывайте (отбросьте) при дальнейшей обработке результатов опыта;
- график РСТ + РМХ= f(Uол)2; экстраполируйте его нижнюю прямолинейную часть на ось ординат (рис. 4.6).
Определите по построенным графикам значения РО, РСТ, РМХ, Iол и cosφO, соответствующие номинальному напряжению двигателя. Вычислите относительное значение тока холостого хода iO=IOЛ /IНЛ при номинальном напряжении. Значение номинального линейного тока IНЛ обмотки статора при соединении её по соответствующей схеме приведено в п. 4.3.