Индикаторная диаграмма поршневого ДВС
Процессы действительного цикла изучаются и анализируются с помощью индикаторной диаграммы. Индикаторная диаграмма определяется экспериментально на стенде и показывает изменение давления газа в цилиндре работающего двигателя.
Действительные циклы четырехтактных бензиновых (рис. 12.2 а) и дизельных (рис. 12.2, б) двигателей включают чередующие и частично перекрывающие друг друга следующие процесс впуск (rа), сжатие (ас'), сгорание (с'z), расширение (zb') и выпуск (b'r).
Процесс впуска начинается до прихода поршня в ВМТ, 1 перед точкой r, и заканчивается в точке М. Начавшийся процесс сжатия заканчивается в точке с' в момент воспламенения горючей смеси. Затем происходит процесс сгорания рабочей смеси, который заканчивается в точке z, и процесс расширения, оканчивающийся в точке b' в момент открытия выпускного клапана. Процесс выпуска отработавших газов заканчивается после ВМТ – за точкой r.
Механическая работа, которую совершают газы в цилиндре двигателя за один цикл, определяют как разность площадей F1 и F2.
|
|
|
|
Лекция №4
Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы.
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Весь кривошипно-шатунный механизм можно делят на две группы:
1: группу неподвижных деталей:
– блок цилиндров;
– поддон картера двигателя;
– головку блока цилиндров;
– уплотняющие прокладки;
– крышку распределительных зубчатых колес.
2: подвижные детали:
– коленчатый вал с подшипниками (вкладышами);
– шатуны с подшипниками (вкладыши для нижних головок и втулки для верхних головок);
– поршни;
– поршневые кольца;
– поршневые пальцы;
– маховик.
Блок цилиндров
Блок цилиндров является базовой деталью двигателей. На нем крепят и устанавливают все основные детали, а также механизмы и приборы различных систем двигателя. Блоки цилиндров двигателей составляют одно целое с верхним картером.
Материалы.Блоки цилиндров могут изготавливаться из легированных серых чугунов (двигатели автомобилей ЗИЛ-433100, КамАЗ-5320 и всех модификаций, ВАЗ-2110,-21102, -21103, -2111,-2112, «Ока» ВАЗ-1111,-11113 и др.) или из алюминиевого сплава (двигатели автомобилей ИЖ-2126, ГАЗ-3307, «Волга» ГАЗ-3102 и ее модификации, «ГАЗель» ГАЗ-2705, ГАЗ-3302, -33021, -33023, -33027, -330273, -27057 и другие модификации этих автомобилей). Для обеспечения сохранности геометрических форм и предотвращения коробления блоки цилиндров после отливки подвергают искусственному старению.
Рис. 3.1. Детали кривошипно-шатунного механизма:
а —V-образного карбюраторного двигателя; б — V-образного дизеля; в — соединение головки цилиндра, гильзы, головки и блока цилиндров дизеля КамАЗ-740: 1 — крышка блока распределительных зубчатых колес; 2 — прокладка головки блока цилиндров; 3 — камера сгорания; 4 — головка блока цилиндров; 5 — гильза цилиндра; 6, 19 — уплотнительные кольца; 7 — блок цилиндров; 8 — резиновая прокладка; 9 — головка цилиндра; 10 — прокладка крышки; 11 — крышка головки цилиндра; 12, 13 — болты крепления крышки и головки цилиндра; 14 — патрубок выпускного коллектора; 15 — болт-стяжка; 16 — крышка коренного подшипника; 17 — болт крепления крышки коренного подшипника; 18 — стальное опорное кольцо; 20 — стальная прокладка головки цилиндра
Блоки цилиндров, отлитые из чугуна, могут изготавливаться вместе с цилиндрами (двигатели автомобилей «Жигули» всех модификаций, «Ока» всех модификаций) или иметь вставные гильзы цилиндров (КамАЗ-5320 и все модификации, ЗИЛ-433100 и др.).
Конструкция(рис. 3.2). Блоки цилиндров, отлитые из алюминиевого сплава, имеют вставные гильзы цилиндров (двигатели автомобилей «ГАЗель» всех модификаций, ГАЗ-3307, ИЖ-2126 и др.). Гильзы цилиндров могут быть мокрыми и сухими. Гильза называется мокрой, если она непосредственно омывается охлаждающей жидкостью. Сухие гильзы контакта с охлаждающей жидкостью не имеют. Гильзы отливают из специального чугуна с дальнейшей закалкой ТВЧ шлифовкой и полировкой.
3.5. Коленчатые валы
Коленчатый вал в двигателе преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение вала.
Материалы.Коленчатые валы изготавливают из высокопрочного чугуна (двигатели семейства «ГАЗель», «Волга» ГАЗ-31029, ВАЗ-211О, -2111, -2112, -1111, -11113) или высокоуглеродистой стали (двигатели ЯМЗ-740, -741, ЗИЛ-433100, -5301, ИЖ-2126 и др.). Чугунные коленчатые валы изготавливают литьем, стальные — ковкой.
Чугун дешевле стали, но он хрупкий, и изготовленные из него детали более массивны. Стоимость чугунного коленчатого вала, изготовленного отливкой в форму, ниже стоимости кованого из стали. Однако по причине большего расхода металла изготавливать коленчатые валы из чугуна для двигателей повышенной мощности нельзя. С такими валами тяжело работать при ремонте и обслуживании двигателей.
Конструкция.Основными частями коленчатого вала (рис. 3.5) являются коренные 20 и шатунные 18 шейки, которые соединяются щеками 34 и сопрягаются с ними переходными галтелями. По количеству коренных и шатунных шеек коленчатые валы подразделяются на полноопорные и неполноопорные. Полноопорными называются коленчатые валы, у которых каждая шатунная шейка имеет с обеих сторон коренные шейки. Неполноопорный — это вал, у которого хотя бы одна шатунная шейка не имеет с обеих сторон коренных шеек.
У рядных двигателей количество шатунных шеек соответствует количеству цилиндров. У двигателей с У-образным расположением цилиндров количество шатунных шеек в два раза меньше, чем цилиндров, так как у них на каждую шатунную шейку устанавливается по два шатуна — один из правого, другой из левого рядов.
МАХОВИК
Маховик – служит для накопления энергии во время рабочего хода и облегчения выхода поршней из мертвых точек.
Маховик отливают из серого чугуна.
ПОРШЕНЬ
Поршень предназначен для восприятия силы взрыва газов при рабочем ходе и для производства вспомогательных тактов – впуска, сжатия и выпуска отработавших газов.
Материал: алюминиевые сплавы (АК-4; АЛ-4; АЛ-25; АЛ-30)
Основная часть: днище поршня и юбка.
Поршни имеют овальность (0,18…0,80 мм) и конусность.
ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА
Поршневые кольца делятся на – компрессионные (2…3 шт) (серый чугун)
маслосъёмные (сталь)
Стык замков (0,2…0,8 мм) называется замком служит для компенсации температурных расширений. При установке замки располагают под углом 180°.
ШАТУН
Основными частями являются: стержень, верхняя и нижняя головка и крышка.
Шатуны изготавливают из высококачественной углеродистой или легированной стали. Втулки из оловянистой бронзы.
КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
У карбюраторных двигателей камеры сгорания выполняются, как правило, в головке блока, дизелей — в головке поршня. У некоторых карбюраторных двигателей в днищах поршней выполняются углубления для увеличения объема камер сгорания (двигатель ЗМЗ-4061).
Наибольшее распространение в карбюраторных двигателях получили камеры сгорания полусферические (рис. 3.4, схема //) клиновые (схема ///). При нижнем расположении клапанов камеры сгорания имеют Г-образную форму (схема IV).
На дизелях применяются неразделенные камеры сгорания (схе мы V и VI) и разделенные (схемы VII и VIII).
Впрыск и воспламенение топлива происходит в предкамере или вихрекамере, из которых в виде горящего факела оно подаётся в основную камеру сгорания. Обеспечивается более полное сгорание топлива, но усложняется конструкция головки.