Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения моря мусором

13.1.1. Международные и национальные требования по ограничению сброса в море мусора распространяются на все суда, вне зависимости от их размерения, численности экипажа и сроков постройки.

13.1.2. Существуют три зоны действия правил по предотвращению загрязнения мусором с судов:

1) открытое море;

2) особые районы открытого моря;

3) морские внутренние и территориальные воды.

13.1.3. Сброс мусора с судов в открытом море и в особых районах регламентируется Приложением V к Конвенции МАРПОЛ 73/78, Конвенцией ХЕЛКОМ 92, а во внутренних и территориальных водах — национальными правилами и законодательствами стран.

13.1.4. В открытом море:

- запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора, но не ограничиваясь ими;

- сброс в море обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов производится как можно дальше от ближайшего берега, но в любом случае за пределами 25 морских миль от ближайшего берега;

- сброс пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы, допускается как можно дальше от ближайшего берега, но в любом случае не ближе 12 морских миль от ближайшего берега;

- если мусор, за исключением пластмасс и мусора, обладающего плавучестью, пропущен через измельчитель и грохот с отверстиями диаметром не более 25 мм, то его допускается сбрасывать как можно дальше от ближайшего берега, но в любом случае за пределами 3 морских миль от ближайшего берега.

13.1.5. Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие требования.

13.1.6. В открытом море при ведении лова рыбы следует накапливать мусор, разрешенный к сбросу, на борту судна с последующим сбросом его на переходах, при выходе из районов промысла на повышенной скорости судна.

13.1.7. В особых районах (район Средиземного моря, район Балтийского моря, район Черного моря, район Красного моря. Район заливов, район Северного моря, район Антарктики и район бассейна Карибского моря) сброс мусора запрещен. Пищевые отходы допускается сбрасывать в море как можно дальше от берега, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега, за исключением района Карибского моря, где допускается сброс измельченных пищевых отходов как можно дальше от берега, но не ближе 3 морских миль от ближайшего берега, и района Антарктики, где весь мусор сохраняется на борту судна.

13.1.8. Сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен.

Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также остатков свежей рыбы, образующихся при переработке рыбы и морепродуктов на промысловых судах.

13.1.9. В морских районах, прилегающих к северному побережью Российской Федерации, условия сброса мусора устанавливаются специальными правилами, публикуемыми в Извещениях мореплавателям.

13.1.10. Сброс мусора в морских водах, находящихся под юрисдикцией любого иностранного государства, осуществляется в соответствии с правилами, установленными этим государством, но в отношении судов других государств эти правила не должны противоречить общепринятым международным нормам и стандартам.

13.1.11. Любые операции с мусором в море возможны только по распоряжению капитана судна при соблюдении условий, изложенных в настоящем разделе.

13.1.12. На каждом судне валовой вместимостью 400 рег. т и более и на каждом судне, предназначенном для перевозки 15 чел. и более, должен находиться план (схема) управления мусором, требованиям которого должны следовать члены команды. План должен содержать в письменном виде процедуры сбора, хранения, обработки и сброса мусора, включая использование оборудования, имеющегося на судне. За выполнение этого плана должен быть назначен ответственный.

13.1.13. Для удаления мусора с судов в первую очередь рекомендуется использовать приемные сооружения независимо от разрешения сброса мусора в море в данном районе.

13.2. Особые случаи сброса мусора

13.2.1. Как исключение из правил сброс мусора с судна допускается в любом районе моря:

- в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или спасения человеческой жизни на море;

- в результате повреждения судна или его оборудования при условии, что до и после случившегося повреждения были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такого сброса;

- в случае аварийной потери синтетических рыболовных сетей при условии, что были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения такой потери.

13.2.2. При случайном сбросе мусора в пределах морских внутренних и территориальных вод Российской Федерации сообщение об инциденте должно быть незамедлительно передано в соответствии с действующей Инструкцией о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды.

Случайный сброс мусора должен быть зарегистрирован в Журнале операций с мусором.

13.2.3. При случайном сбросе мусора в морских внутренних и территориальных водах любого иностранного государства капитан судна должен действовать в соответствии с предписаниями по оформлению инцидентов судов за границей и порядком ведения дел с иностранными организациями, одновременно учитывая положения национальных правил этого иностранного государства на такой случай.

Независимо от хода документального оформления факта сброса мусора необходимо принять все меры по максимально возможному ограничению загрязнения

13.2.4. Случайно сброшенные в море рыболовные снасти становятся мусором, которые рекомендуется регистрировать в Журнале операций с мусором и давать сообщения не только о случаях потери, но и подъема на борт рыболовных снастей.

Для обеспечения сообщений о подъеме на борт или возврате утерянной снасти - снасть должна иметь следующую информацию: название, регистрационный номер судна, а также государство, под флагом которого оно эксплуатируется.

13.9.5. Необходимо сводить к минимуму вероятность случайных столкновений судов со ставными или дрифтерными рыболовными снастями, оставляемыми без присмотра.

13.3. Сбор мусора на судах

13.3.1. Любой образующийся на судне мусор подлежит сбору в специально предназначенные для этого емкости с последующей обработкой на борту судна (измельчение или сжигание), или с сохранением его до момента сдачи на приемные сооружения, или с сбросом в море с соблюдением условий, изложенных в подразделе 13.1.

13.3.2. Каждое судно длиной 12 м и более должно иметь вывешенные плакаты для того, чтобы извещать команду и пассажиров о требованиях по сбору мусора.

13.3.3. Администрация судна обязана постоянно следить за санитарным состоянием устройств и оборудования для сбора и обработки мусора и своевременно принимать меры по устранению выявленных недостатков.

13.3.4. Необходимо сводить к минимуму прием на борт судна потенциального мусора, а также образование мусора на борту.

13.3.5. Для сбора мусора на судне могут быть предусмотрены съемные устройства (контейнеры), метки, встроенные в корпус мусора накопительные емкости (бункеры) или бункеры установок для уплотнения мусора.

Устройства для сбора мусора, в которых он должен собираться Я храниться, должны быть надежно закрыты и на каждом из них должна быть маркировка, указывающая вид мусора:

1) изделия из пластмасс, как чистые, так и смешанные с другим мусором;

2) пищевые отходы;

3) мусор, разрешенный к сбросу в море;

4) сепарационный, обшивочный и упакованный материал, обладающий плавучестью;

5) отходы, образующиеся при техническом обслуживании;

6) нефтесодержащая и загрязненная ветошь.

13.3.6. Устройства для сбора мусора должны размещаться, как правило, в зоне действия судовых грузоподъемных средств для обеспечения возможности погрузки и выгрузки их и с учетом удобства сбора мусора. Съемные устройства для сбора мусора должны надежно крепиться к корпусу судна.

13.3.7. Категорически запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми.

13.3.8. Пищевые отходы и смешанный с ними мусор, которые могут стать источниками болезней и инфекций и подлежащие сдаче на берег, должны храниться в отдельных от остальных пищевых отходов в плотно закрытых, специально промаркированных емкостях

13.3.9. Категорически запрещается загружать в контейнеры и другие устройства, предназначенные для сбора периодически сбрасываемого в море мусора, отходы и ветошь, загрязненные нефтью, и пластмассу.

13.3.10. Отходы из пластмасс, образующиеся при эксплуатации судна в течение всего рейса, следует собирать отдельно в специальный контейнер.

13.3.11. При подходе судна к особым районам и другим районам моря, где сброс мусора запрещен, администрация судна обязана оповестить об этом экипаж. Все устройства для сбора периодически сбрасываемого в море мусора должны быть заблаговременно опорожнены и приготовлены для приема мусора.

13.4. Обработка мусора на судах

13.4.1. Судно может быть оснащено устройствами для обработки и уничтожения мусора на борту судна: установкой для сжигания судовых отходов, измельчителем мусора, установкой для прессования мусора.

13.4.2. Каждая установка для сжигания мусора должна иметь сертификат Регистра, подтверждающий фактическую способность ее сжигать отходы, наименования которых должны быть перечислены в Инструкции по эксплуатации установки для сжигания мусора.

Зола и шлак, образовавшиеся в установке после сжигания в ней мусора, представляют обеззараженный мусор, и он сбрасывается за борт согласно положениям, изложенным в пп. 13.1.4 и 13.1.7 - 13.1.9 настоящего Наставления.

13.4.3. При обнаружении в установке дефектов, исключающих ее нормальную эксплуатацию, необходимо устранить неисправности и предъявить установку Регистру для внеочередного освидетельствования.

13.4.4. Отсепарированные нефтяные остатки и нефтесодержащая ветошь подлежат уничтожению на судне в установках для сжигания судовых отходов или сдаче на берег, о чем делается соответствующая запись в ЖНО, часть I.

13.4.5. В территориальных водах стран-участников Конвенции ХЕЛКОМ 92 в районе Балтийского моря запрещается любое сжигание отходов, образовавшихся на борту судна.

13.4.6. Измельченные пищевые отходы рекомендуется направлять в сборный танк сточных вод, в том случае, когда судно работает в районах, где сброс их запрещен (см. п. 13.1.8).

13.4.7. При загрузке контейнеров пищевыми или бытовыми отходами для обеспечения хранения мусора необходимо регулярно применять антисептические, дезодорирующие вещества, разрешенные к применению в установленном порядке.

13.4.8. После каждого опорожнения устройства для сбора мусора, в котором накапливался и сохранялся мусор, должна производиться его мойка.

Мойка холодной водой может осуществляться при температуре наружного воздуха не ниже 5 ?С. При более низкой температуре мойка должна осуществляться горячей водой.

Для предотвращения загрязнения внутренних морских вод Российской Федерации производить обмыв и дезинфекцию устройств для сбора мусора со сливом промывочной воды за борт в этих районах запрещается.

13.5. Хранение мусора на судах

13.5.1. При входе судна в особые районы и районы моря, где сброс мусора запрещен, администрация судна обязана оповестить об этом весь экипаж и дать соответствующие распоряжения о сборе и хранении мусора на борту судна.

13.5.2. Мусор должен храниться на судне в течение всего времени нахождения судна в районах моря, где сброс его запрещен.

13.5.3. Пищевые отходы допускается хранить в мусоросборниках-контейнерах на борту судна не более двух суток.

13.5.4. По мере накопления отходов пластмасс в контейнере они перекладываются в пластиковые мешки, которые затем складируются в завязанном виде в одном из подсобных помещений, выделенных по указанию старшего помощника капитана, и по прибытии в порт сдаются на береговые приемные сооружения.

13.6. Сдача мусора с судов

13.6.1. Сдача мусора с судов должна производиться на береговые или плавучие приемные сооружения.

13.6.2. Порт обязан по заявке судна своевременно принять мусор:

обеспечить прием загруженных съемных устройств (контейнеров) и поставку судну порожних, пригодных для сбора в них мусора. Прием мусора и портах Российской Федерации осуществляется персоналом порта.

При контейнерной системе сдачи мусора порты обязаны возвращать на судно чистые и продезинфицированные контейнеры.

13.6.3. В иностранных портах, при необходимости, мусор следует сдавать на приемные сооружения или другие средства, указанные администрацией порта.

13.6.5. Если портовый причал, около которого стоит судно, или плавучее приемное сооружение не оборудованы достаточными грузоподъемными средствами для приема или подачи устройств для сбора мусора, судно обязано эту операцию выполнить своими грузовыми средствами.

13.6.6. Все операции с мусором регистрируются в Журнале операций с мусором.

Запись о каждой завершенной операции с мусором должна быть пописана лицом, ответственным за операцию, сразу после ее окончания.

Наши рекомендации