Распределение травматизма по специальностям исполнителей
Специальность исполнителей | Количество травм, % |
Водители | 50-60 |
Слесари-монтажники | 24-25 |
Специалисты на постах (тупиковых) ТО | 2,5-3 |
Плотники-столяры | 2,5-5 |
Аккумуляторщики | |
Прочие | 10-12 |
Анализ приведенных данных показывает, что причины, изложенные в табл. 4.3 (первые четыре пункта), являются основными и указывают на необходимость четкой организации работ в ПТОР, а также на соблюдение технической дисциплины всем личным составом, привлекаемым для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, знание правил техники безопасности.
Таблица 4.3
Распределение несчастных случаев и причины их возникновения
Причины несчастных случаев | Количество, % |
Отсутствие или неприменение защитных средств или страхующих приспособлений | |
Неисправность оборудования и инструмента | |
Недостаточная механизация тяжелых и трудоемких работ | |
Загромождение и загрязнение рабочих мест, проходов и территории | |
Применение не предусмотренных технологией приемов работы | |
Нарушение правил движения (внутри парка) | |
Нарушение дисциплины | |
Нарушение правил пуска двигателей | |
Отравление отработавшими газами | |
Нарушение правил безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ | |
Прочие |
В общих чертах правила техники безопасности сводятся к следующему: знание всем личным составом правил безопасного использования машин; проведение работ только на исправной технике; обеспечение устойчивости машин на объектах; эксплуатация машин только на режимах, предусмотренных их конструкцией; ограждение зон опасности и соблюдение безопасных расстояний между людьми, машинами и объектами; создание и обеспечение безопасных условий работы людей; соблюдение правил электробезопасности; наличие средств первой помощи пострадавшим при аварии и несчастных случаях.
4.4. Виды и периодичность инструктажей
Весь личный состав, задействованный на эксплуатации и ремонте дорожных машин должен хорошо знать основы техники безопасности и применять только безопасные приемы труда при выполнении решаемых задач.
В соответствии с требованиями руководящих документов командование воинской части, командиры подразделений в целях предупреждения и снижения травматизма при эксплуатации и ремонте техники, выполнении работ с повышенной опасностью должны уделять особое внимание обучению подчиненного личного состава технике безопасности и безопасным приемам работы.
К основным руководящим документам относятся:
Руководство по обеспечению выполнения нормативно-технических документов Федерального горного и промышленного надзора России при разработке, производстве, эксплуатации, модернизации и реконструкции объектов, подконтрольных органам государственного технического надзора в ВС РФ (РТБ–95) введенное в действие приказом МО РФ №214 – 1995 г.;
Положение об организации производства работ с повышенной опасностью в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях МО РФ, введенное в действие приказом МО РФ № 314 – 1998 г.;
Правила техники электробезопасности при эксплуатации военных электроустановок, разработанных в соответствии с приказом МО РФ 1969 г.;
Наставления и руководства по организации эксплуатации ВВТ и другие.
К управлению дорожными машинами допускаются лица только после проверки их знаний и практических умений работы на данной машине, при наличии соответствующих удостоверений на право управления. Обслуживающий персонал и командир, в подчинении которого находится эта машина, несут непосредственную ответственность за безопасную ее работу.
К обслуживанию электроустановок допускается личный состав, прошедший подготовку по устройству и безопасной эксплуатации электроустановок, имеющий соответствующую группу по технике безопасности и удостоверяющий по состоянию здоровья установленным требованиям.
К выполнению работ с повышенной опасностью личный состав допускается по наряду-допуску – письменному распоряжению, определяющему место, время и условия производства работ, необходимые меры безопасности, состав бригады и лиц, ответственных за безопасное их проведение.
Все военнослужащие должны пройти обучение по правилам техники безопасности. После обучения личный состав сдает зачет по знаниям техники безопасности комиссии. В результате обучения личный состав должен усвоить требуемый минимум знаний по безопасному выполнению работ, правильной и безопасной эксплуатации техники и организации рабочего места, научиться пользоваться защитными средствами и приспособлениями, ограждающими устройствами, креплениями и т. п.
При назначении на должность личный состав должен пройти вводный инструктаж(общий) по технике безопасности и производственной санитарии. Цель вводного инструктажа – дать необходимый минимум знаний. При этом обучаемых знакомят: с общей организацией выполнения работ по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; с особенностями эксплуатации техники в воинской части; внутренним порядком и распорядком дня воинской части; с обязанностью соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены; с порядком пользования индивидуальными защитными средствами и спецодеждой; с правилами электробезопасности; мерами оказания первой помощи при несчастных случаях и др.
Инструктаж на рабочем месте проходят все военнослужащие, после назначения на должность, а также при каждом переходе дна другую должность, или при изменениях в условиях работы. Инструктаж на рабочем месте проводят командиры подразделений с показом безопасных приемов работы на рабочем месте.
Командир подразделения распределяет время на изучение и усвоение личным составом безопасных приемов работы в зависимости от местных условий и особенностей работы. В процессе инструктажа на рабочем месте личный состав знакомится: с обязанностями на данном рабочем месте; требованиями правильной организации и содержания рабочего места; устройством и обслуживанием оборудования и механизмов; обращением с инструментом; правилами безопасной эксплуатации машин, грузоподъемных средств, электроустановок; правилами пользования индивидуальными защитными средствами и др.
Повторный инструктаж проводится для всего личного состава независимо от квалификации и стажа работы не реже одного раза в 10 дней. Он необходим для лучшего усвоения военнослужащими полученных ранее знаний по безопасным приемам работы. Проводит инструктаж командир взвода.
Инструктаж на рабочем месте и повторные инструктажи регистрируются в журналах инструктажа и контрольных листах.
Если произошел несчастный случай, то с личным составом проводится повторный внеочереднойинструктажс подробным разбором случившегося, с военнослужащим, с которым произошел несчастный случай, после его выздоровления также проводится повторный инструктаж перед допуском его к работе.
Дополнительный (целевой) инструктаж проводится: при переводе военнослужащего на другую работу; при выполнении работ с повышенной опасностью.
С учетом специфики выполнения работ могут производиться повседневные инструктажи.