Методика обучения тройному прыжку с разбега
ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ.
ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИМ ПРЫЖКАМ
Ссылки на видео:
https://www.youtube.com/watch?v=Z26JXiGM2Hg&feature=player_detailpage
https://www.youtube.com/watch?v=xS6NTz3qXNw (замедленный показ)
https://www.youtube.com/watch?v=HScMzpoHB_4
Разбег и подготовка к отталкиванию. Основные задачи разбега – придать телу прыгуна оптимальную скорости разбега, соответствующую прыжку, и создать оптимальные условия для фазы отталкивания. Разбег имеет циклическую структуру движения до начала подготовки к отталкиванию, в которой беговые движения несколько отличаются от движений в разбеге. Ритм разбега должен быть постоянным, т.е. его не следует менять от попытки к попытке.
Задача прыгуна в разбеге – не только набрать оптимальную скорость, но и точно попасть на место отталкивания толчковой ногой, поэтому разбег, его ритм и все движения должны быть постоянными.
Можно выделить два варианта разбега: равноускоренный разбег и разбег с поддержанием скорости. Очень важно наиболее эффективно выполнить технику подготовки к отталкиванию последней части разбега. Скорость разбега и скорость отталкивания взаимосвязаны между собой. Необходимо, чтобы между последними шагами и отталкиванием не было никакой остановки или замедления движений, никакой потери скорости. Чем быстрее и эффективнее произойдет выполнение последней части разбега, тем качественнее будет выполнено отталкивание.
Отталкивание – основная фаза любого прыжка. Оно длится с момента постановки толчковой ноги на опору до момента ее отрыва от опоры. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. С точки зрения биомеханики отталкивание можно определить как изменение вектора скорости тела прыгуна при взаимодействии определенных усилий с опорой. Фазу отталкивания можно разделить на две части: создающую и созидающую.
Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т.е. созидает сам прыжок, его результат.
Полет. Эта фаза целостного действия прыжка является безопорной, кроме прыжка с шестом, где полет делится на две части: опорную и безопорную. Траекторию движения ОЦТ в полете нельзя изменить, но можно менять положения звеньев тела относительно ОЦТ. Следовательно, движениями звеньев тела в полете мы можем или создать оптимальные условия полета, либо нарушить их и тем самым снизить результативность прыжка. А когда победителя и призеров в прыжках разделяют 1-2 см, то рациональная и эффективная техника движений в полете может сыграть решающую роль.
Приземление. Каждый прыжок завершается фазой приземления. Цель любого приземления в первую очередь – создание безопасных условий спортсмену, исключающие получение различных травм. Тело прыгуна в момент приземления испытывает сильное ударное воздействие, которое приходится не только на звенья тела, непосредственно соприкасающиеся с местом приземления, но и на дистальные, наиболее удаленные от него звенья. Такому же ударному воздействию подвергаются и внутренние органы, что может привести к различного рода нарушениям их жизнедеятельности и заболеваниям. Необходимо снизить вредное воздействие этого фактора. Здесь два пути: первый – улучшение места приземления; второй – овладение оптимальной техникой приземления.
ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК С РАЗБЕГА
Рис. 1. Тройной прыжок
Само название «тройной прыжок» говорит о том, что выполняются
три прыжка подряд.
Дальность в тройном прыжке зависит от:
горизонтальной скорости разбега;
оптимальных углов вылета во всех трех отталкиваниях;
максимального снижения потери горизонтальной скорости в трех отталкиваниях на протяжении всего прыжка.
Необходимо знать, что увеличение угла вылета в отталкивании, с одной стороны, повышает дальность полета, с другой — повышает высоту траектории ОЦМ, что приводит к перегрузке на толчковую ногу (нагрузка на которую достигает 1000 кг), затруднению отталкивания, потере горизонтальной скорости. Угол вылета в тройном прыжке меньше, чем в прыжках в длину. У квалифицированных спортсменов эти углы вылета составляют: в «скачке» – 17°, в «шаге» – 14°, в «прыжке» – 18°.
Условно технику тройного прыжка делят на следующие части:
разбег – «скачок» – «шаг» – «прыжок» – приземление.
Разбег. Длина разбега в тройном прыжке несколько меньше, чем в прыжках в длину. Скорость разбега достаточно высока и зависит от физической подготовленности прыгуна. Начало разбега такое же, как и в прыжках в длину. Можно начинать или с места (как с высокого старта), или с подхода (подбега), но с обязательным попаданием на контрольную отметку. Скорость разбега должна постепенно возрастать, набирая свое оптимальное значение к концу разбега. Необходимо добиться разбега, стабильности ритма и длины шагов, особенно последних, где происходит подготовка к первому отталкиванию. Перед отталкиванием нельзя менять структуру беговых шагов, стараться продвинуться вперед в ускоренном, стремительном темпе, как бы вбегая в прыжок.
Первое отталкивание. Толчковая нога ставится на место отталкивания на всю стопу быстрым, но естественным беговым движением. Туловище выпрямлено или слегка наклонено вперед. Руки, согнутые в локтевых суставах под углом 90-100°, работают как в беге. Нога, почти выпрямленная в коленном суставе, ставится достаточно близко к проекции ОЦТ прыгуна, что создает эффективные условия для последующего отталкивания с минимальной потерей горизонтальной скорости. Маховая нога, сильно согнутая в колене, выносится активно вперед, толчковая нога полностью выпрямляется под углом отталкивания 62°. Прыгун как бы пробегает отталкивание, завершая его вслед движению ОЦТ.
«Скачок». В этой полетной фазе необходимо, чтобы не увеличивался угол вылета, который может привести к потери скорости, повысить траекторию полета, создавая тем самым отрицательные Условия второму отталкиванию (перегрузка). В первой трети полета прыгун сохраняет положение полета в «Шаге», затем маховая нога опускается вниз, сгибаясь в колене, и продолжает движение бедром назад. Толчковая нога, одновременно с маховой, выводится коленом вперед, голень и бедро составляют угол примерно 90°. В последней части полета толчковая нога, выпрямляясь в колене, опускается вниз. Постановка ее на место отталкивания осуществляется широким «загребающим» движением на полную стопу. Необходимо помнить, что первое и второе отталкивания осуществляются одной и той же ногой. После активной постановки толчковой ноги на место второго отталкивания начинается фаза второго отталкивания. Руки в «скачке» могут работать разноименно, как в беге, а если происходит одноименная работа рук, то прыгун в момент первого отталкивания выводит две руки вперед, затем круговым движением вверх-назад-вниз подготавливает их для махового движения во втором отталкивании. Туловище во время «скачка» держится вертикально, лишь ко второму отталкиванию слегка наклоняется вперед.
Второе отталкивание. Нога ставится на опору почти прямая «загребающим» движением. Угол постановки ноги - около 70°, в момент постановки ноги на грунт активно выносится вперед бедро маховой ноги, помогая приблизить ОЦТ к вертикали и тем самым снизить потери скорости и воздействие тормозящих сил. Туловище занимает вертикальное положение. Активное движение бедра маховой ноги снижает угол отталкивания до 60°, соответственно снижается и угол вылета ОЦТ до 15°. В конце отталкивания несколько увеличивается наклон туловища вперед. Руки работают или разноименно, как в беге, или одноименно, т.е. обе руки выводятся активно вперед, помогая выполнить отталкивание.
Полетная фаза «шаг». После второго отталкивания прыгун в полетной фазе занимает положение «шага», т.е. выполняет прыжок с ноги на ногу. Туловище несколько наклонено вперед. Маховая нога бедром выводится вперед до горизонтали, голень почти вертикально направлена вниз. Толчковая нога после завершения отталкивания слегка сгибается в коленном суставе, затем пятка приближается к тазобедренному суставу. Когда ОЦМ начинает опускаться вниз, то и маховая нога опускается вниз, выпрямляясь в коленном суставе. Ее постановка на опору осуществляется на полную стопу, «загребающим» движением. В момент постановки ноги на грунт бедро маховой ноги активно выводится вперед — вверх, начиная третье отталкивание.
Третье отталкивание должно выполняться активно и быстро, сохраняя оставшуюся горизонтальную скорость. Нога ставится почти прямой упруго и энергично, угол сгибания в коленном суставе должен быть минимальным – до 140°. Угол вылета достигает 65°, несколько больше, чем при «скачке», также больше и угол вылета ОЦТ - до 20°. Это достигается опережающими махами ногой и руками, направленными вперед и вверх.
«Прыжок» - завершающая полетная фаза в тройном прыжке выполняется так же, как и в прыжках в длину. Движения прыгуна в «прыжке» совпадают по технике с прыжками «согнув ноги», «прогнувшись» или «ножницы». Применение того или иного способа зависит от квалификации прыгуна и его координационных способностей. Единственное отличие от прыжка в длину с разбега – более кратковременная фаза полета.
При изучении техники тройного прыжка и применении специфических нагрузок необходимо помнить, что связки и суставы тренируются значительно медленнее мышц. Неправильное распределение нагрузки может привести к дисбалансу между быстрым развитием сил мышц и неподготовленностью связок.
Легкоатлетические прыжки относятся к группе технических видов легкой атлетики. Нагрузка на отдельные группы мышц во время выполнения прыжков достигает 500-1000 кг, что нередко приводит к травмам и повреждениям у спортсменов. Поэтому обучать технике прыжков начинающих спортсменов надо после значительного периода общефизической подготовки. Также на первоначальном этапе следует уделить внимание беговой подготовке в спринтерских дисциплинах.
Методика обучения тройному прыжку с разбега
Обучать технике тройного прыжка можно только хорошо физически подготовленных занимающихся. Успешнее проходит обучение тех из них, кто предварительно занимался прыжками в длину с разбега. В процессе обучения тройному прыжку используются достаточно интенсивные упражнения, поэтому на первоначальном этапе обучения желательно ознакомить занимающихся с техникой прыжка в длину с разбега.
Задача 1. Создать представление о технике тройного прыжка с разбега.
Средства. Рассказ, показ прыжка, демонстрация фотографий, видеофильмов.
Методические указания. Обратить внимание на основные элементы тройного прыжка (разбег, скачок, шаг, прыжок и приземление).
Задача 2. Научить основным элементам техники тройного прыжка с места и короткого разбега.
Средства.
1. Тройной прыжок с места.
2. То же но по отметкам.
3. Прыжковые шаги – многократные прыжки в шаге с ноги на ногу увеличивая фазу полета.
4. Скачки – многократные прыжки на одной ноге на 15-20 м.
5. Тройной прыжок с трех шагов разбега.
Методические указания. Обратить внимание освоению прыжковых упражнений: прыжковых шагов и скачков. Эффективны упражнения для овладения скачками – многократные скачки через предметы (набивные мячи
и др.). Главное освоить схему тройного прыжка и его ритм.
Задача 3. Научить технике выполнения скачка.
Средства.
1. Многократные скачки на одной ноге.
2. Скачки на одной ноге с 3-5-7 беговых шагов.
3. Скачки через низкие барьеры ( высота 30-40 см).
4. Скачки на одной ноге с приземлением в яму с 3-5-7 беговых шагов.
Методические указания. Упражнения важно довести до автоматизма, добиваясь далеких полетных траекторий. Выполнять скачки на мягких и эластичных покрытиях во избежание травм.
Задача 4. Научить связке скачка с прыжком.
Средства.
1. Скачок с возвышения (20, 40, 60 см), приземляясь на одну ногу и выполняя с нее же прыжок в длину.
2. С 2-3 шагов разбега скачок и прыжок с приземлением на обе ноги в яму с песком.
3. То же с разбега 5-7 шагов.
Методические указания. Скачки выполняются с широкой амплитудой движения ног и на дальность. Прыгун ставит ногу на опору, акцентируя внимание на отталкивание. Требуется многократное повторение связки
скачка с прыжком с целью овладения упругим приземлением и мощным отталкиванием.
Задача 5. Научить связке шага с прыжком.
Средства.
1. Прыжок в длину в шаге с короткого разбега.
2. Двойной прыжок с 3-5 шагов разбега.
3. Двойной прыжок с места, отталкиваясь двумя ногами с возвышения 40-50 см, с приземлением в яму.
4. То же с выполнением прыжка через рейку высотой до 100 см, установленную у края ямы с песком.
Методические указания. Необходимо акцентировать внимание на согласованных движениях руками в полетной фазе шага и в момент отталкивания.
Задача 6. Выполнение целостного тройного прыжка и совершенствование его техники.
Средства.
1. Прыжки в длину с различной длины и скорости разбега.
2. Тройной прыжок по отметкам с 3-5-7-9 шагов разбега.
3. Совершенствование и закрепление ритмо-темповой структуры тройного прыжка в целом с 8-12 шагов разбега и в соревновательных условиях.
Методические указания. Отметки для прыжков устанавливаются от способности прыгуна, длины и скорости разбега. Большое внимание уделять увеличению длины шага. Выполнение скачка с различной длины разбега, скачка с прыжком и шага с прыжком ведущие элементы в совершенствовании техники прыжка в целом.