Существующие подходы к обучению грамматике иностранного языка, их плюсы и минусы
Грамматическим навыком является способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для осуществления общения. Грамматическое умение – способность использовать грамматические навыки и знания для решения коммуникативных задач.
Активный грамматический материал – говорение, письмо. Пассивный грамматический материал – рецептивные виды речевой деятельности – чтение, аудирование.
Основные трудности, возникающие в ходе обучения грамматике, связаны с возникновением межъязыковой и внутриязыковой интерференции. Интерференция обусловлена действием такой характеристикой навыка, как устойчивость, т.е. ранее сформированный навык тормозит формирование нового навыка. С точки зрения трудности усвоения грамматические явления делятся на 3 группы:
1. Явления существуют в родном языке, но отсутствуют в изучаемом (падежи)
2. Грамматические явления существуют в иностранном, но отсутствуют в родном
3. Существуют и в родном, и в иностранном, но образуются по-разному (да ну?!)
Грамматические явления, отсутствующие в родном языке, называются грамматическими лакунами (des lacunes).
Среди изучающих иностранный язык и преподавателей существуют противоположные точки зрения на необходимость системного изучения грамматики. В защиту системного изучения грамматики выдвигаются следующие аргументы:
· Системное изучение позволяет установить системные связи в языке, в целом, и сделать речь грамматически правильной.
· Изучение грамматики – это увлекательный процесс, который вводит в мир новых понятий, позволяет лучше понять культуру и менталитет носителя языка
· Изучение грамматики помогает лучше понять особенности системы родного языка
· Хорошо сформированные навыки грамматики облегчают процесс коммуникации. В отличие от лексики грамматический материал обозрим
Против системного изучения грамматики:
· Грамматикой родного языка человек овладевает интуитивно в процессе общения (до школы)
· Многие носители языка допускают грамматические ошибки. Слишком правильная в грамматическом отношении речь выдает образованных иностранцев
· Объяснение грамматики в учебниках и справочниках строится с использованием сложных терминов (метаязык).
· Знание грамматических правил не всегда обеспечивает реальную грамматическую грамотность (что?!). Следует избегать ошибки, которые нарушают процесс коммуникации.
В обучении грамматике выделяют 2 основных подхода:
1. Эксплицитный (на основе правил)
2. Имплицитный (без правил)
В рамках каждого из подходов выделяют по два метода.
Эксплицитный подход к формированию грамматических навыков.
Два метода:
1. Дедуктивный (от общего к частному)
2. Индуктивный (от частного к общему)
При дедуктивном методе учащиеся изучают правила и примеры, затем выполняют серию тренировочных упражнений, на заключительном этапе – переводные упражнения с родного на иностранный (p.ex. Попова/Казакова).
Плюсы данного подхода:
+ Реализация принципа сознательности
+ Пооперационная отработка грамматического навыка обеспечивает «чистоту» навыка
+ Может быть использован при самостоятельном изучении
Минусы данного подхода:
- Трудности грамматической терминологии
- Часто грамматика отрабатывается на «безликих» упражнениях, вне формируемых речевых умений
При индуктивном методе учащиеся анализируют явления и сами формируют правила. Затем выполняют серию тренировочных упражнений и на заключительном этапе – переводные с родного на иностранный.
Плюсы данного подхода:
+ Реализация принципа сознательности
+ Использование способа изучения «поиск», который стимулирует языковую догадку, наблюдение
+ Возможность организации самостоятельной работы учащихся
+ Стимулирование умственной активности учащихся, обеспечивающее непроизвольное запоминание изучаемого грамматического явления
Минусы данного подхода:
- Длительный этап ознакомления
- Не все языковые явления можно объяснить индуктивно
- Неверно выведенное правило может привести к устойчивым ошибкам
Имплицитный подход к формированию грамматических навыков.
Два метода:
1. Структурный метод
2. Коммуникативный метод
В основу структурного метода положено упражнение в виде структурных моделей и подстановочных таблиц.
P.ex.
Anne sait faire sa chambre
Anne sait laver le plancher, etc.
Данный метод предполагает в тех или иных вариантах следующую последовательность работы:
1. Аудирование речевых образцов с грамматической структурой
2. Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов вслед за учителем
3. Вопросно-ответное упражнение с учителем и в парах
4. Учебный диалог
Плюсы данного подхода:
+ Грамматическая структура становится объектом длительной специальной отработки
+ Формирование у учащихся грамматически правильного оформления иноязычной речи
Минусы данного подхода
- Игнорирование принципа сознательности
- Упражнение носит механический монотонный характер, что приводит к снижению мотивации
- Содержательная ценность предложений невысока. Всё направлено на отработку формы.
Для коммуникативного метода в различных вариантах характерно формирование грамматических навыков в речи, т.е. ознакомление и тренировка включены в языковую практику. Грамматические явления изучаются и усваиваются не как «форма» и «структура», а как средство выражения определенных мыслей, коммуникативных намерений. Обучение происходит на ситуативно-функциональной основе, т.е. от ситуации к употребляемым в речи грамматическим средствам.
P.ex.
Dire de faire
средства | коммуникативные намерения |
Impératif | Mange ta soupe! – ordre |
Présent | Demande |
Futur simple | Conseil |
Future proche | Urgence |
Futur (pouvoir,devoir,vouloir) | Invitation |
conditionel | reproche |
Плюсы данного подхода:
+ Высокая степень мотивации учащихся
+ Реализация принципа коммуникативности
+ Разнообразие речевых контекстов
Минусы данного подхода:
- Недооценка принципа сознательности
- Большая подготовка со стороны учителя
- Сложности при создании подлинно речевой обстановки
В настоящее время в практике школьного обучения используется дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух основных подходов.
Методический анализ ниже!!!
Разработка
Для ответа на данный вопрос я использовала учебник для пятого класса Береговской Э.М. «синяя птица» Unite 1. В каждом Unite этого учебника предусмотрен раздел грамматики.
Практическая цель данного урока заключается в формировании практического навыка спряжения глагола «avoir».
Учитель объясняет школьникам спряжение глагола «avoir» в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах. Далее учитель предлагает сделать учащимся несколько упражнений, приведенных в учебнике, для закрепления нового грамматического навыка:
- № 15, стр 52. Задание: Объясни, что есть и чего нет у Жюли и Пьера. ( ниже привидены картинки)
-№ 16 стр 52. Задание: Поставь вместо квадратиков подходящую форму глагола «avoir» ( даны предложения на французском языке, куда учащиеся вставляют правильные формы глагола «avoir») .
В данном учебнике предлагается эксплицитный подход к формированию грамматических навыков, а именно дедуктивный метод (обучения грамматики от правила к практике).