Определение основных параметров цилиндрической передачи
Главные параметры цилиндрической передачи - межосевое расстояние а, передаточное число и, коэффициент ширины ψа, модуль тп и угол наклона линии зуба β.
Передаточное число иопределяют при разбивке общего передаточного отношения редуктора по ступеням. Межосевое расстояние а, модуль тп и угол наклона линии зуба определяют дальнейшим расчетом.
Межосевое расстояние (знак «плюс» - внешнее зацепление, знак «минус» - внутреннее).
(5.1)
При значениях u=6,3, К=315, [σН ] =683 МПа, Т,р=1392*103, ψа = 0,4,
а,= 220-320 мм
где К = 270 – для косозубых передач и К = 315 – для прямозубых; [σН] - допускаемое контактное напряжение; Т,р = ТНЕК'Н = ТтахКНдК'Н - расчетный момент, Н*мм; Тмах – наибольший момент нормально протекающего технологического процесса; КНд - коэффициент долговечности; К'Н - коэффициент нагрузки.
Полученное предварительное значение межосевого расстояния а’ округляют до ближайшего значения согласно единому ряду главных параметров и принимают за окончательную величину а. Ширина колеса
в2 =ψа а; ширина шестерни в1 ≈1,12 в2.
Значения в1 и в2 округляют в соответствии с единым рядом главных параметров. Далее определяем фактическое контактное напряжение ан, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок в вычислениях основных параметров и обеспечить полное использование материалов зубчатой пары.
Контактное напряжение
(5,2)
Коэффициент нагрузки КН уточняют по фактической скорости, м/с
(5.3)
υ =2,5 м/с
Если в результате проверочного расчета σН окажется больше допускаемого [σН], то при КНд < 1 это приведет к уменьшению ресурса пропорционально шестой степени относительного увеличения напряжения.
Например, получилось, что фактическое напряжение превышает допускаемое на 5%. Тогда ресурс зубчатой передачи существенно уменьшается - в 1,056 = 1,34 раза. Поэтому превышения свыше 3 % не следует допускать.
Если σН /[σН] ≤ 0,9, то для более полного использования материала целесообразно уменьшить коэффициент ширины ψа, приняв предыдущее стандартное значение. Если σН/[σН] ≤ 0,85, то лучше сохранить коэффициенты ширины ψа, но уменьшить межосевое расстояние ав соответствии с единым рядом главных параметров. Если σН /[σН] ≤0,8, то в расчете допущена ошибка - он должен быть проделан заново.
При наличии в спектре нагрузок пиковых моментов Tпик проверяют статическую прочность рабочих поверхностей зубьев, определяя максимальные контактные напряжения
σН мах = σН * (Tпик / Тмах * КНд) ≤ [σН мах]. (5.4)
Значения [σН мах] принимают по табл. 4.6. Если σН мах > [σН мах] (что бывает очень редко), то межосевое расстояние определяют еще раз по формуле (5.4), принимая [σН] = [σН мах ] и Тр= ТпикКи.
После уточнения основных параметров передачи вычисляем модуль
m'n =KFtKFдKF / b* [σF] (5.5)
где К = 3,5 - для косозубых передач и К - 5 - для прямозубых; КFд - коэффициент долговечности по изгибу; KF - коэффициент нагрузки по изгибу; b - ширина расчетного зубчатого колеса, т. е. того колеса, у которого твердость меньше (если твердости одинаковые, то рассчитывают шестерню); [σF] - допускаемое напряжение.
Полученное значение модуля округляем до ближайшего в соответствии с предпочтительным рядом модулей. Минимальные значения модулей при твердости НВ ≤ 350, mn ≥ 1, при твердости HRC ≥ 40 тn > 1,6.
Полученное предварительное значение округляют до ближайшего меньшего целого числа и принимают за окончательное значение ZΣ. При этом угол зацепления увеличивается, и передача приобретает угловую коррекцию.) Ответственные тяжело нагруженные прямозубые передачи всегда выполняют с угловой коррекцией.
Для определения суммарного числа зубьев косозубых колес предварительно находим угол наклона линии зуба β'из условия έ ≥ 1,12
β' = arcsin 3,5mn/b2 =arcsin(3,5*2,5/40) (5.6)
Суммарное число зубьев
Z’Σ = Z2 + Z1 = 2a/mn * cos β' =2а*cos β /mn = 2*125*cos12039, / 2,5, (5.7)
Полученное значение Z’Σ округляют до ближайшего меньшего целого числа и принимают за окончательное значение ZΣ затем уточняют угол наклона линии зуба.
В шевронных передачах предварительно принимаем β'= 300 и определяют Z’Σ по формуле (5.8).
Число зубьев шестерни
Z’1 = (ZΣ /и + 1) ≥ 13 (5.8)
Округленное до ближайшего целого числа Z’1 принимаем за окончательное значение Z1. Число зубьев колеса
Z2 = ZΣ ± Z1 (5.9)
При Z1 < 17 передачу выполняем с высотной коррекцией для исключения подрезания, повышения изломной прочности шестерни и уменьшения врезания шестерни в вал. Относительное смещение
Х1 = - Х2 ≥ (17- Z1 /17) ≤ 0,6 (5.10)
После выбора модуля и определения чисел зубьев необходимо проверить фактические изгибные напряжения
σF = YFY β * F1 KFДKF / bmn (5.11)
где YF - коэффициент формы зуба для внешнего зацепления, принимаемый по табл. 4.13 в зависимости от эквивалентного числа зубьев zv и относительного смещения х.
zv =z1 /cos3 β (5.12)
Для колес с внутренним зацеплением коэффициент YF принимаем согласно данным таблицы 5.1.
Таблица 5.1.
Z2 | ||||||
YF2 | 4,02 | 3,95 | 3,88 | 3,84 | 3,80 | 3,75 |
Коэффициент наклона зуба
Y β = 1 – β / 140 (5.13)
При значениях β = 14,1, Y β = 0,89,
где β – угол подъема линии зуба, градусы (минуты и секунды переводят в доли градуса).
Напряжения изгиба определяют отдельно для колеса и шестерни. Фактические напряжения не должны превышать допускаемых больше чем на 5%.
При наличии пиковых моментов проверяют статическую прочность зубьев на изгиб:
σF max = (σF Tпик / Тmax * КFд ) ≤ [σF max ]
при значениях σF = 458, Tпик = 2800*103, Тmax = 1400*103, КFд=1
σF max = 917 МПа.
Таблица 5.2
Значения коэффициента YF для зубчатых колес внешнего зацепления
zv | х | ||||||||
- 0,5 | - 0,4 | -0,25 | -0,16 | +0,16 | +0,25 | +0,4 | +0,5 | ||
- | - | - | - | - | - | - | 3,68 | 3,46 | |
- | - | - | - | 4,28 | 4,02 | 3,78 | 3,54 | 3,40 | |
- | - | - | 4,40 | 4,07 | 3,83 | 3,64 | 3,50 | 3,39 | |
- | - | 4,30 | 4,13 | 3,90 | 3,72 | 3,62 | 3,47 | 3,40 | |
4,50 | 4,27 | 4,05 | 3,94 | 3,78 | 3,65 | 3,59 | 3,46 | 3,40 | |
4,14 | 4,02 | 3,88 | 3,81 | 3,70 | 3,61 | 3,57 | 3,48 | 3,42 | |
3,96 | 3,88 | 3,78 | 3,73 | 3,68 | 3,58 | 3,54 | 3,49 | 3,44 | |
3,82 | 3,78 | 3,71 | 3,68 | 3,62 | 3,57 | 3,54 | 3,50 | 3,47 |
Продолжение таблицы 5.2
3,79 | 3,74 | 3,68 | 3,66 | 3,61 | 3,56 | 3,55 | 3,50 | 3,48 | |
3,73 | 3,70 | 3,66 | 3,63 | 3,60 | 3,55 | 3,55 | 3,51 | 3,50 | |
3,70 | 3,68 | 3,64 | 3,62 | 3,60 | 3,55 | 3,55 | 3,53 | 3,51 | |
3,68 | 3,66 | 3,62 | 3,61 | 3,60 | 3,56 | 3,56 | 3,55 | 3,52 | |
3,64 | 3,62 | 3,62 | 3,62 | 3,62 | 3,59 | 3,58 | 3,56 | 3,56 | |
>180 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 | 3,63 |