Безопасность труда при эксплуатации судовых котлов
Перед пуском котел осматривают снаружи для того, чтобы проверить состояние открытых частей, а также арматуры, гарнитуры, фундамента и изоляции. Цель наружных осмотров заключается также в том, чтобы убедиться в отсутствии видимых дефектов и посторонних предметов, а также в надежности работы всех механизмов и систем, обслуживающих котел. В случае проявления сомнений в исправности внутренних частей или устройств следует провести внутренний осмотр котла. При внутреннем осмотре необходимо применять электрические переносные лампы безопасного напряжения (12 В) или фонари с аккумуляторным источником питания. Обтирочный материал и другие предметы, которые случайно могут быть оставлены в котле, брать с собой при осмотре не рекомендуется.
Перед началом внутреннего осмотра все взятые для этого инструменты и приборы необходимо переписать с тем, чтобы перед закрытием котла проверить,не осталось ли в нем лишних предметов.
Прежде чем вскрыть котел для проведенияосмотра,необходимо снизить давление до атмосферного, дать котлу медленно остыть до температуры окружающей среды и систему тщательно осушить. Нельзя допускать осмотр вскрытых котлов до тех пор, пока не будут приняты меры предосторожности для предотвращения обратного потока пара (или воды) путем разобщения трубопроводов, либо установкой стальной заглушки, чтобы не допустить поступления обратного потока пара или горячей воды в котел.
Нужно убедиться в отсутствии вакуума в котле после опорожнения, даже если воздушный кран и был открытдля устранения вакуума. Для этого следует ослабить крепление крышки верхнего лаза и освободить прокладку, но не снимать крепежные скобы. При снятии крепежных скоб верхнего лаза крышку следует предварительно закрепить тросом. Крепление нижнего лаза может быть ослаблено только после разборки верхнего лаза. В течение всего времени нахождения человека в котле у входного лаза должен стоять наблюдающий, который обязан поддерживать связь с находящимся в котле через определенные промежутки времени.
Котлы и обслуживающие их системы (топливная, питания, автоматического регулирования и др.) допускаются к эксплуатации, если при внешнем и внутреннем осмотре не будут обнаружены дефекты, снижающие их надежность.
Дальнейший порядок операции по подготовке котла и его систем к пуску устанавливается правилами и инструкциями по его эксплуатации.
Средства блокировки и защиты, предназначенные длятого,чтобы препятствовать ошибочным действиям некомпетентного лица, должны быть включены постоянно и могут отключаться только с ведома старшего механика.
Перед включением форсунок нужно проверить готовность к действию всех средств пожаротушения. Необходимо тщательно провентилировать котельное отделение и осмотреть танки.
Если на поде топки будет обнаружено пролитое топливо, оно должно быть немедленно удалено. Однако даже после удаления топлива в объеме топки всегда будет оставаться взрывоопасная смесь углеводородов и воздуха. Для ее удаления перед тем, как зажечь форсунки, необходимо тщательно (не менее 3мин.) провентилировать топку, открыть заслонки воздухонаправляющих устройств топочного фронта и включить вентиляторы.
Подготавливая котлы к пуску, надо убедиться, чтопод котлами и на плитах нет воды, масла, топлива, а в котельном отделении нет посторонних лиц и предметов и легковоспламеняющихся материалов. Опасность в пожарном отношении могут представлять пары топлива, образующиеся при его подогреве. Будучи тяжелее воздуха, они скапливаются в слабо вентилируемых местах котельного отделения (обычно под плитами, в льялах). С воздухом они образуют взрывоопасную смесь, которая может воспламеняться от соприкосновения не только с открытым огнем, но даже с поверхностью металла нагретого до 200…300°С. Готовя котел к пуску, необходимо проверить исправность предохранительных клапанов. Если хотя бы одиниз предохранительных клапанов неисправен, огонь в топках должен быть погашен. Поднимать давление в котле можно только после устранения неисправностей клапана.
Льяла должны быть чистыми и сухими. Беспорядок в котельном отделении, захламленность помещений и загромождение проходов могут оказаться причиной несчастных случаев. Состояние электрооборудования и электроосвещенность должны соответствовать требованиям инструкций по соблюдению электробезопасности и санитарных норм. Зажигание каждой форсунки производится электровоспламенителем или факелом, укрепленным на металлическом пруте. Последующие форсунки могут зажигаться от первой. Для гашения факела после зажигания форсунок предусмотрен стакан (отрезок трубы), установленный у топки. Машинист котельной во избежание ожогов при возможном выбросе пламени из топки должен стоять в стороне оттопки, у быстрозапорного клапана форсунки. В момент зажигания первой форсунки давление воздуха рекомендуется уменьшить. В процессе зажигания форсунок заглядывать втопку запрещается. Нельзя также разжигать форсунки от раскаленной кирпичной кладки. При зажигании факелом необходимо подвести к форсунке факел и только спустя 10…12 с открывать топливный клапан. Если с первого разазажечь форсунку не удалось или произошел "обрыв факела” (форсунка погасла), необходимо немедленно закрыть быстрозапорный топливный клапан, обеспечить циркуляцию топлива, доведя температуру до требуемой, удалить вылившееся в топку топливо, провентилировать топку и дымоход в течение 5 мин и лишь после этого повторить зажигание. В случае неустойчивой работы форсунок необходимо прекратить зажигание и устранить неполадки, руководствуясь инструкцией по эксплуатации.
Необходимо постоянно следить за надежностью соединения форсунки с топливным трубопроводом, так как этот узелчасторазбирают. Топливо, проникнув через неплотности этого соединения, расположенного в непосредственной близости от фронта котла, может воспламениться. Во время подъема пара необходимо соблюдать правильную последовательность включения в работу пароперегревателя, экономайзера и воздухонагревателей.
При пуске котла экономайзер должен быть отключен. Процесс подъема пара считается законченным, когда, в котле будет достигнуто рабочее давление пара. При выходе из строя одного из водоуказательных приборов работа котла свыше 20 мин. запрещается. В случае неисправности двух водоуказательных приборов работу котла следует немедленно прекратить и доложить об этом старшему механику. Работа котла также прекращается при упуске из него воды. При включении котла в магистраль разобщительный клапан следует открывать медленно. Включение котла в параллельную работу с другим работающим котлом можно произвести только после выравнивания давления в обоих котлах. При быстром открытии клапанов возникают гидравлические удары, могущие разрушить фланцевые соединения, клапаны и даже паропроводы. После ввода в работу необходимо включить системы автоматического управления котлов, а также средства сигнализации и защиты. Во время работы котла необходимо периодически его осматривать, следить за состоянием топок и поверхностей нагрева через смотровые отверстия. Наблюдая за процессом горения через смотровые отверстия, необходимо надевать светозащитные очки. Запрещается пользоваться смотровыми отверстиями с лопнувшими стеклами.
Для обработки котловой воды, а также химической очистки поверхностей нагрева от накипи и нагарообразований применяют различные химические составы, многие из которых обладают токсическими свойствами. Некоторые химические препараты (гидразин, гидрид кальция и др.) являются горючими и взрывоопасными веществами, поэтому работа с ними требует применения индивидуальных средств защиты и соблюдения мер пожарной безопасности.
В случае аварии при любом повреждении котла вахтенный механик должен вызвать в котельное отделение старшего механика. Если до прибытия старшего механика пребывание людей в котельном отделении становится опасным, вахтенный механик, используя аварийные приводы длявывода котла из действия, принимает все меры, чтобы уберечь людей от травмирования и не допустить дальнейшего развития аварии. Если дальнейшее пребывание персонала в котельном отделении, заполненном паром, становится невозможным, необходимо эвакуировать людей через машинное отделение или туннель гребного вала по возможности "низом", чтобы избежать ожогов поднимающимся вверх паром. В случаях горения сажи в газоходах котла необходимо выключить форсунки и котельные вентиляторы, усилить подачу воды в экономайзер, включить в действие паровые сажеобдувочные устройства, пустить в газоходы пар, углекислый газ или другие огнегасители. В случае возникновения пожара под котлами необходимо использовать аппараты высокократной пены или ввести в действие местное стационарное пожаротушение; остатки топлива под настилом тушить паром, пеной, песком иди порошковым огнетушителем. При начавшемся пожаре не следует спешить с прекращением действия котла, не попытавшись ликвидировать пожар местными средствами; если пожар возник из-за разрыва топливного трубопровода, необходимо прекратить доступ топлива в этот трубопровод.
При использовании объемного способа тушения необходимо экстренно вывести котлы из действия, удалить людей из горящего помещения и загерметизировать его. При затоплении котельного отделения (являющемся крайней мерой тушения пожара) необходимо полностью выпустить пар из котлов.