Понятие об эргономике и технической эстетике
Улучшение условий труда в настоящее время немыслимо без повышения технической культуры производства и широкого внедрения научной организации труда (HOT).
Техническая культура слагается из ряда факторов: точного выполнения всех технологических режимов, санитарно-гигиенических норм, правил внутреннего распорядка и личной гигиены; обеспечения психофизиологических, эстетических и безопасных условий труда; создания благоприятной моральной обстановки в коллективе, способствующей росту производительности труда.
В процессе производства человек находится в постоянном взаимодействии с внешней средой. Для создания оптимальных условий труда необходимо хорошо знать законы этого взаимодействия.
Материалистическим учением И.М. Сеченова и И.П. Павлова установлено, что все многообразные проявления высшей деятельности человека есть результат непрерывного взаимодействия его организма с внешней средой.
Научно-техническая революция во многом изменила содержание и характер труда человека. Автоматизация и механизация производственных процессов резко сократили долю ручного труда. В новых производственных условиях работающие прилагают меньше физических усилий, поскольку наиболее тяжелые и трудоемкие работы совершают машины и автоматы. Однако современное производство потребовало повышения темпов и ритма работы. Возросший объем информации инеобходимость принятия быстрого иточного решения усиливают психическое и физиологическое напряжение человека, увеличивают вероятность травматизма и приводят к преждевременной утомляемости организма. Все это потребовало совершенно нового подхода к вопросам организации современного производства, а также создания эффективных и максимально безопасных установок и технологических процессов на базе психологических характеристик человека и антропометрических[7] данных.
Новые сложные проблемы, возникшие в процессе научно-технической революции, были решены с помощью эргономики, сформировавшейся в начале 50-х годов ХХ в. в самостоятельную отрасль науки. Слово эргономика происходит от греческих слов: ergon - работа иnomos- закон. Это наука о взаимодействии человека с окружающей средой. Эргономика решает вопросы связанные с исследованием функциональных возможностей человека в трудовом процессе.
Инженерная психология, базирующаяся на физиологии человека, а также техническая эстетика является составными частями эргономики. На рис. 11 приведена структурная схема компонентов эргономики.
Главные направления развития эргономики можно сформулировать таким образом:
1. Выявление и исследование психофизиологических характеристик человека (качественно и количественно).
В условиях научно- технической революции работоспособность людей претерпевает определенные изменения, обусловленные сложным взаимодействием социальных и производственных факторов. Эргономисты исследуют эти процессы и дают оценку характеристик и возможностей человека с учетом новых требований производства и индивидуальных различий людей.
2. Исследование деятельности человека в сложных системах автоматизированного управления. Разработка методов оптимального согласования техники с возможностями человека. Выявление возможностей автоматизации отдельных функций человека и принципов их моделирования.
Рис.11. Компоненты эргономики
3. Приложение теоретических положений эргономики для проектирования АСУ.
Выбор и разработка форм индикации, компоновка панелей, выбор органов управления, рабочего места для наиболее эффективной работы человека.
4. Исследования работоспособности людей в различных режимах действия и условиях работы (точность, надежность, эффективность действия).
5. Исследование эвристической деятельности людей и методов принятия ими решений с целью выявления возможностей автоматизации этих процессов.
6. Выявление и анализ закономерностей обучения людей, исследование |формирования технических знаний, навыков и умения, разработка критериев обучения.
Задачи по улучшению производственной среды, рабочих мест, инструмента и пультов управления эргономист решает совместно с дизайнером. Дизайнер - это художник-конструктор (от английского слова design-конструировать, проектировать).
Путь изделия в современном производстве от стола конструктора до потребителя можно представить следующей схемой: инженер-конструктор - эргономист – дизайнер — завод – потребитель. Цель художника-конструктора заключается в поиске оптимальной формы изделия по его функциональному назначению. Эргономист, используя средние антропометрические данные (рост, ширину плеч, длину конечностей) и выделяя зоны основных и вспомогательных рабочих движений, размещает элементы рабочего места в плане и по высоте. Он разрабатывает также пульты управления, их элементы и устанавливает количество параметров, вводимых в мнемосхему, которая является символическим, упрощенным изображением управляемого объекта.
В процессе разработки панелей информации эргономист определяет количество элементов и последовательность подачи звуковой и световой индикации; выбирает и компонует контрольно-измерительные приборы; определяет оптимальные зоны рабочих движений и размещает в них элементы пульта (стол, стул, рычаги, приборы управления); производит расчет звукоизоляции и звукопоглощающих элементов; определяет параметры воздушной среды помещений, уровни освещенности рабочих мест и цвет стен и оборудования.
После этого дизайнер, на базе теории художественной композиции, разрабатывает компоновку и внешнее оформление мнемосхемы управляемого объекта, панелей информации, а также всего помещения. При этом соблюдаются следующие современные технические условия: габариты оборудования и рабочей зоны, расположение рабочей поверхности должны соответствовать средним размерам тела человека; конструкция оборудования должна учитывать естественные положения корпуса человека в процессе выполнения им определенных операций; расположение панелей информации и пультов управления должно соответствовать углам видимости, поля зрения и физиологии привычных движений человека; направление движения органов управления и указателей приборов должносоответствовать движению дополнительных частей механизмов. Например, перекладка штурвала вправо должна соответствовать смещению вправо индикатора поворота и движению судна вправо.
Эргономические требования безопасности работ предусматривают: удобство расположения всех элементов оборудования и органов управления; их надежность; блокировку с приборами безопасности и ограждениями; применение органов управления безопасного исполнения (минимальные параметры электрического тока и пр.); механизацию подъема и транспортировки тяжелых предметов; четкие обозначения на панелях информации, приборах и оборудованы.
Техническая эстетика, являющаяся составной частью эргономики, призвана обеспечивать условия обитаемости, отвечающие современным требованиям. Это значит, что все окружающие человека предметы, являющиеся продуктами промышленного производства, а также достижений мировой культуры должны обладать высокими эстетическими качествами, т.е. быть удобными и красивыми, способными вызывать у человека положительные эмоции и доставлять ему радость. Этому во многом способствуют и рациональные эстетические решения планировки и цветовой отделки помещений и оборудования.
Цвет является важным средством повышения эстетического уровня жилых и производственных помещений. Установлено также влияние различных цветовых гамм на эмоционально-психическое состояние человека, на работу его органов чувств. Так, черно-серые цвета действуют на человека угнетающе, красно-оранжевые оказывают возбуждающее действие, цвета синих и зеленых оттенков успокаивают. Известно также, что желтый цвет поверхностей судовых помещений и оборудования, находящихся в поле зрения работающих, способствует развитию морской болезни. Цветовые оттенки зелено-голубых, так называемых холодных или спокойных тонов, создают иллюзию снижения температуры. Цвета теплых, возбуждающих оттенков (производные от красного, оранжевого, желтого, розового) создают иллюзию повышенной температуры. Поэтому в жарких помещениях (МКО и др.) переборки и оборудование следует покрывать красками холодных тонов, а в холодных помещениях - красками теплых тонов.
Для цветового оформления помещения рекомендуется пользоваться принятыми сочетаниями групп цветов мягких оттенков и учитывать коэффициент отражения света различными красками.
Так как основную часть своей трудовой жизни моряки проводят в морских плаваниях, вопросам создания комфортных условий на судах уделяется особое внимание. Большая роль в этом важном деле отводится созданию благоприятного цветового климата в жилых и производственных помещениях судов. Сочетания цветов и яркости освещенности должны соответствовать функциональному назначению судового помещения.
Цветовое оформление судовых жилых, служебных помещений а также машинно-котельных отделений производится, как правило, по специальному архитектурно - эргономическому проекту с учетом рекомендаций разработанных ЦНИИ морского флота. Для окраски судового оборудования берутся утвержденные ГОСТ 5648-90 цвета распознавания, или иначе, маркировочные цвета. Отраслевым стандартом (ОСТ 31.0013-88), а так же требованиями Международной морской организации (ИМО), на флоте введены цвета сигнальные и знаки безопасности, имеющие важное значение для предупреждения случаев травматизма и повышения конструктивной безопасности судового оборудования.
Назначение сигнально - предупредительных цветов следующее: красный цвет оповещает об опасности и запрещает какие-либо действия; зеленый - цвет разрешения и безопасности; желтый - предупреждающий, требующий внимания; синий и фиолетовый – информация, сообщение. Для более четкого различения сигнально - предупреждающих цветов должен быть подобран соответствующий фон. Так, для выделения красного и желтого цветов рекомендуется применение фона сине-зеленых тонов, черная кнопка для пуска агрегата будет четко выделяться на красном или белом фоне (цветовой контраст). Цветовой эффект помещений тесно связан с освещением, поэтому на судах целесообразно использовать декоративные возможности газоразрядных ламп отличающихся большой световой отдачей и создающих ровный рассеянный свет.
Таким образом, удачно подобранный цветовой гаммой можно обеспечить людям психофизиологический комфорт, способствующий повышению работоспособности и снижению утомляемости.
В заключение необходимо отметить, что при оформлении судовых помещений руководствуются эргономическими требованиями создания общего комфортного ансамбля, сочетающего в себе эстетическую выразительность конструктивных элементов интерьера, их целесообразность, удобство и простоту, удачно подобранные цвета переборок, оборудования, мебели, декоративных тканей.