Тема 2.1 Эксплуатация генераторов и синхронных компенсаторов 6 страница

Сушка током трехфазного КЗ производится на машине, вращающейся с номинальной частотой вращения, за счет активных потерь от тока в обмотке статора, тока возбуж­дения в обмотке ротора и вентиляционных потерь. Регули­ровку температуры обмоток генератора следует произво­дить изменением тока в обмотке или расхода воды в возду­хоохладителях. Скорость подъема температуры обмоток при сушке их любым током не должна превышать 5°С/ч.

При сушке машин любым из способов они должны быть утеплены асбестовым или брезентовым полотном.

Максимально допустимая температура при сушке не должна превышать:

для обмоток статоров с изоляцией класса В 90—95 °С;

для запеченных обмоток роторов с изоляцией класса В 120 °С, класса ВС 130 °С;

для незалеченных обмоток ротора с изоляцией класса В и для обмоток с изоляцией класса А 100 °С.

Допустимые температуры обмотки ротора даны при условии измерения их по сопротивлению обмотки. При изме­рении термометрами или термопарами эта температура не должна превышать 110°С для запеченных обмоток, 90 °С для незалеченных обмоток и для обмоток с изоляцией клас­са А.

 
  Тема 2.1 Эксплуатация генераторов и синхронных компенсаторов 6 страница - student2.ru

1 — температура, °С; 2 — сопротивление изоляции, МОм; 3 — коэффициент абсорбции

Рисунок 51 График сушки генератора

Для контроля за ходом сушки через 1—2 ч производит­ся замер сопротивления изоляции R60// с отсчетом через 60 с. Для крупных машин 1—2 раза в сутки определяется коэффициент абсорбции К. По полученным данным стро­ятся кривые зависимости сопротивления изоляции и коэф­фициента абсорбции от времени с начала сушки (рис. 51), Сопротивление изоляции обмоток в начале сушки снижает­ся, так как происходит распаривание изоляции, и в даль­нейшем по мере подсушивания возрастает до предельного значения и остается на этом уровне. Сушка обмотки счи­тается законченной, когда сопротивление изоляции и коэф­фициент абсорбции после возрастания остаются неизменны­ми в течение 3—5 ч при установившейся температуре.

На месте сушки должны быть средства пожаротуше­ния. Все пространство вокруг машины должно быть очи­щено от мусора и горючего материала, освобождено от громоздких предметов.

Вопросы для повторения

1. В какие сроки и в каком объеме производятся капитальный и текущий ремонты генераторов и синхронных компенсаторов? Почему первый средний ремонт производится через год после ввода машины в эксплуатацию?

2. Порядок разборки и сборки генератора, в том числе выемки и ввода ротора.

3. На что обращается внимание при осмотре статора? Какие про­верки при этом производятся?

4. На что обращается внимание и какие проверки производятся при ремонте ротора?

5. Причины вибрации электрических машин.

6. Условия включения генераторов без сушки.

7.Методы сушки обмоток генераторов. Какие противопожарные мероприятия при этом должны соблюдаться? По каким показателям определяется, что сушка закончена?

Тема 2.2 Эксплуатация электродвигателей

«Назначение электродвигателей собственных нужд и предъявляемые к ним требования»

Электродвигатели топливоподачи обслуживают механизмы раз­грузки, транспортировки, дробления и подачи топлива в бункера ко­тельной. При полном заполнении бункеров запас топлива в них обес­печивает работу станции в течение нескольких часов. Поэтому нет не­обходимости в так называемом самозапуске этих двигателей после их кратковременного отключения. При остановке одного из звеньев топ­ливоподачи необходимо автоматически от блокировки остановить все предшествующие по ходу топлива звенья для того, чтобы не допус­тить завала топливом остановившегося звена. Двигатели топливопода­чи работают в сильно запыленной среде. Поэтому они должны быть в закрытом исполнении, а при топливе, дающем взрывоопасную пыль, во взрывозащищенном исполнении.

Электродвигатели пылеприготовления обслуживают систему раз­мола топлива и подачи пыли в топку. Почти во всех схемах пылепри­готовления и подачи пыли в котел имеются питатели сырого угля, мельничные вентиляторы, шнеки и питатели пыли. Эти механизмы со­ставляют производственную линию и нуждаются в блокировке, как и звенья топливоподачи. При наличии бункеров -пыли остановка любого из механизмов, за исключением питателей пыли и некоторых схем мельничных вентиляторов, не вызовет немедленной остановки котла, и поэтому их самозапуска не требуется. Двигатели пылеприготовления часто работают в условиях загрязненной среды и высокой температу­ры. На питателях пыли для обеспечения регулировки их производи­тельности, как правило, устанавливаются двигатели постоянного тока, а на остальных — асинхронные короткозамкнутые. На мощных котлах для шаровых мельниц возможно применение синхронных двигателей, имеющих больший воздушный зазор. Их применение желательно из-за тяжелых пусковых условий.

Электродвигатели мазутных насосов. На мазутных станциях име­ются двигатели мазутных насосов. Мазутные насосы, подающие мазут в котлы, являются ответственными механизмами. Поэтому должны обеспечиваться самозапуск двигателей мазутных насосов и автомати­ческое включение двигателя резервного мазутного насоса.

Электродвигатели тягодутьевых устройств обеспечивают работу дымососов, отсасывающих из топки газы, образующиеся при сгорании топлива, и создающих разрежение в топке, и вентиляторов вторичного воздуха (дутьевых вентиляторов), подающих воздух в топку. Оста­новка дымососа или вентилятора приводит к прекращению работы котла, если на котле установлены один вентилятор и один дымосос, или к снижению его паропроизводительности до 70 %, если установ­лены два вентилятора и два дымососа на каждый котел. Кроме того, на пылеугольных котлах в большинстве случаев имеются вентиляторы горячего дутья, обеспечивающие транспортировку угольной пыли в котел. В некоторых случаях пыль в котел подается при помощи мель­ничного вентилятора. Работа вентиляторов горячего дутья и мельнич­ных вентиляторов обеспечивается электродвигателями.

На мощных котлах для привода дымососов и вентиляторов при­меняют двухскоростные двигатели типа ДАЗО, имеющие две обмотки статора для разных частот вращения. При малой производительности котла включена обмотка, дающая низкую (первую) частоту вращения, а обмотка высшей (второй) частоты отключена. Для увеличения про­изводительности котла обмотка первой частоты вращения отключается н включается в работу обмотка второй частоты вращения.

Так как остановка двигателей тягодутьевых устройств приводит к нарушению нормального режима работы станции, то предусматривает­ся их самозапуск. При длительном исчезновении или глубокой посадке напряжения должны отключаться от защиты минимального напряже­ния двигатели дутьевых вентиляторов и вслед за ними от блокировки двигатели мельничных вентиляторов и питателей пыли, так как их од­новременное включение после длительного исчезновения напряжения может привести к взрыву в котле. При отключении последнего дымо­соса от блокировки отключаются дутьевые вентиляторы и далее ос­тальные механизмы.

На котлоагрегатах, работающих в блоке с турбогенератором, дуть­евые вентиляторы и связанные с ними технологической блокировкой другие механизмы отключаются не только при отключении последнего дымососа, но и при аварийном отключении генератора или закрытии стопорного клапана турбины, при срабатывании тепловой защиты бло­ка от понижения или повышения температуры свежего пара, от срыва вакуума в конденсаторе или от осевого сдвига турбины, при отключе­нии всех питательных насосов, обеспечивающих этот котлоагрегат во­дой.

Для тягодутьевых устройств применяются двигатели в закрытом исполнении с подводом холодного воздуха. Подвод холодного возду­ха, забираемого чаще всего с улицы, осложняет обслуживание двига­телей, так как при этом требуется вовремя закрывать и открывать ши­беры на подводе воздуха. Несвоевременное закрытие шиберов в мо­розную погоду и при резких изменениях температуры наружного воз­духа приведет к выпадению инея в двигателе, конденсации влаги на обмотке и повреждению ее в момент включения. Двигатель может повредиться также из-за случайного попадания пара или воды в ко­роба. Поэтому, если нет большой необходимости в подводе воздуха к двигателям по коробам, целесообразно от них отказаться.

Электродвигатели питательных насосов. Питательные насосы по­дают воду в котлы. Даже кратковременный (на 10—30 с) перерыв в ра­боте этих насосов может привести к аварии котла. Поэтому для блоч­ных котлов предусматривается резерв по питательным агрегатам. На случай отключения работающих питательных насосов или снижения давления питательной воды в магистральных трубопроводах по какой-либо другой причине предусмотрено автоматическое включение резерв­ных питательных насосов. Должен обеспечиваться самозапуск этих насосов. На крупных электростанциях с высоким давлением пара мощ­ность двигателей питательных насосов достигает нескольких мегаватт. Такие двигатели (типа ATM или АТД) снабжаются замкнутым охлаж­дением. На питательных насосах блоков 300 МВт применяются асин­хронные электродвигатели мощностью 8 МВт с водяным охлаждением короткозамкнутой обмотки ротора. В некоторых установках для при­вода питательных насосов применяются также синхронные двигатели.

Электродвигатели конденсатных насосов приводят в движение насосы, откачивающие конденсат из конденсаторов турбин и подаю­щие его в деаэраторы. При остановке конденсатного насоса конден­сат начнет заполнять конденсатор, что повлечет за собой снижение ва­куума и необходимость остановки турбины. Во избежание этого уста­навливаются два конденсатных насоса. Предусматриваются самозапус­ки их и автоматическое включение резервного насоса. Для конденсат­ных насосов наряду с асинхронными двигателями с горизонтальным расположением ротора применяются двигатели вертикального исполне­ния. На теплофикационных турбинах кроме конденсатных насосов турбин устанавливают конденсатные насосы бойлеров, откачивающие конденсат из бойлеров. Требования к двигателям этих насосов не от­личаются от требований к двигателям конденсатных насосов турбин.

Электродвигатели циркуляционных насосов относятся к числу от­ветственных. Их отключение влечет за собой срыв вакуума и аварий­ную остановку турбин. Поэтому должен быть обеспечен их самозапуск и АВР. На циркуляционных насосах наряду с обычными применяются двигатели вертикального исполнения.

Электродвигатели сетевых насосов. Сетевые насосы обеспечивают потребителей горячей водой. Требования к непрерывности работы этих агрегатов зависят от характеристики потребителей. Теплофикационная бытовая нагрузка допускает кратковременные перерывы без сущест­венных последствий для теплоснабжения. В этом случае двигатели се­тевых насосов не требуют самозапуска и могут отключаться при глу­боких посадках напряжения от защиты минимального напряжения для облегчения самозапуска более ответственных двигателей. В некоторых случаях отключение сетевых насосов недопустимо из-за возможности повышения давления в обратной магистрали и массового разрыва ото­пительных приборов из-за прекращения циркуляции сетевой воды.

На теплофикационных турбинах, работающих только на сетевой воде, сетевые насосы выполняют роль циркуляционных. В некоторых случаях сетевые насосы прокачивают воду через водогрейные (пиковые) котлы. В этих случаях требования к электродвигателям сетевых насосов в части надежности работы, самозапуска, АВР такие же, как и к элект­родвигателям циркуляционных насосов.

Помимо перечисленных насосов и вентиляторов на станции имеется большая группа механизмов меньшей мощности, значение бесперебой­ной работы которых также велико. К таким механизмам относятся на­сосы газоохлаждения генераторов, маслонасосы водородного охлажде­ния и турбин, валоповоротное устройство турбин, насосы, подающие воду на охлаждение подшипников, двигатели-генераторы питателей пыли, резервные возбудители, насосы и вентиляторы охлаждения транс­форматоров, некоторые насосы химводоочистки, пожарные насосы и ряд других механизмов. По этой группе механизмов предусматривается автоматическое включение (АВР) механизмов, находящихся в резерве. При аварийных положениях должен обеспечиваться самозапуск таких механизмов.

На современных станциях управление котлоагрегатами и турбинами автоматизировано. Число задвижек и шиберов, имеющих электропри­воды, на крупных станциях исчисляется тысячами единиц. Исчезновение напряжения на тепловых приборах, автоматике и электроприводах не раз приводило к авариям с котлами и турбинами. В связи с этим к надежности питания сборок задвижек и тепловой автоматики, а также к электроприводам задвижек предъявляются не менее высокие требо­вания, чем к надежности питания основных двигателей котлов и турбин.

Среди прочих механизмов станций имеются менее ответственные, которые допускают перерыв в работе, не вызывая нарушения нормаль­ного режима. К таким механизмам относятся компрессоры, дренажные насосы и насосы хозяйственного водоснабжения, вентиляторы, подаю­щие чистый воздух в помещения, и т. д. Эта группа механизмов при ава­рийном положении отключается защитой минимального напряжения или блокировкой в цепи управления и в самозапуске не участвует.

На ГЭС двигатели собственных нужд обслуживают устройства уп­равления турбинами, системы охлаждения и смазки подшипников и возбуждения. Наиболее существенное значение для бесперебойности ра­боты станций имеют двигатели системы возбуждения генераторов в тех случаях, когда возбуждение выполнено по схеме выносных агрегатов (двигатель-генератор) при питании двигателя от системы собственных нужд. Для обеспечения устойчивости работы системы возбуждения при ее форсировках двигатель выбирается со значительным запасом по мощности, так что в нормальном режиме он работает с большой недо­грузкой. На низконапорных ГЭС насосы технического водоснабжения обеспечивают охлаждение и смазку подшипников и подпятников гидро­агрегатов. На высоконапорных ГЭС техническое водоснабжение осу­ществляется отбором воды из верхнего бьефа без применения насосов.

Двигатели маслонапорных установок обеспечивают подачу масла в напорную часть этих установок. Масло является рабочей средой для системы регулирования и управления турбиной. .Режим работы этих двигателей имеет прерывистый, периодический характер, определяемый работой системы регулирования и управления и восполнением утечек масла из этой системы. При интенсивной работе системы (например, при сбросах нагрузки или пусках генератора) дополнительное количест­во масла в системах дают резервные масляные электронасосы, двига­тели которых питаются обычно от общественных устройств собственных нужд. Резервные электронасосы маслонапорных установок пускаются автоматически при понижении давления или уровня масла в масловоздушных котлах и от системы автоматического управления гидроагре­гатом.

Для снабжения масловоздушных котлов воздухом предусматрива­ются компрессоры высокого давления, двигатели которых работают периодически и кратковременно ввиду наличия в системе воздухоснабжения ресиверов. На станции обычно устанавливаются два-три компрес­сора, осуществляющих централизованное снабжение воздухом масло­напорных установок всех турбоагрегатов.

Компрессоры низкого давления обеспечивают воздухом системы торможения гидроагрегатов и хозяйственные нужды станции. Двигатели этих компрессоров работают также периодически в зависимости от расхода воздуха на торможение и ремонтные работы.

Двигатели вспомогательных механизмов — пожарного водоснаб­жения, насосов откачки турбинных камер, дренажных насосов, нагне­тательной и вытяжной вентиляции, вентиляторов системы охлаждения трансформаторов — по характеру работы мало отличаются от двига­телей такого же назначения тепловых электростанций. Условия работы двигателей на гидростанциях более благоприятны, чем на тепловых станциях. Для всех механизмов гидростанций выбираются короткозамкнутые асинхронные электродвигатели.

«Самозапуск электродвигателей»

Кратковременное снижение или полное исчезновение напряжения на шинах собственных нужд, вызванное корот­ким замыканием или переключением на резервное пита­ние из-за автоматического или ошибочного ручного отклю­чения рабочего питания, ведет к снижению частоты враще­ния двигателей вплоть до полной остановки части из них. Для сохранения в работе основных агрегатов электростан­ции двигатели ответственных механизмов при этом не от­ключаются от шин. После устранения причины кратковре­менного нарушения электроснабжения они восстанавлива­ют нормальную частоту вращения без вмешательства пер­сонала. Такой процесс называется самозапуском.

Продолжительность самозапуска двигателей не должна превышать 30—35 с для станции среднего давления из-за опасности повреждения обмоток двигателей от перегрева; 20—25 с для станции высокого давления с поперечными связями и 15—20 с для блочных станций из-за возможности отключения котельных или блочных агрегатов технологи­ческой защитой при более продолжительном самозапуске.

При отключении питания напряжение на секции с неотключенными двигателями исчезает не сразу, а за счет электромагнитной и кинетической энергии, запасенной дви­гателями, затухает за время 1—1,5 с и при наличии син­хронных двигателей — даже до 3 с. Участвующие в группо­вом выбеге двигатели механизмов с большим моментом инерции (вентиляторы, дымососы) работают в этом случае в режиме генераторов, отдавая часть энергии двигателям механизмов с меньшим моментом инерции, работающим в двигательном режиме.

Частота затухающего напряжения при групповом выбе­ге по мере торможения двигателей уменьшается со скоро­стью примерно 4—7 Гц/с (рис. 52). Групповой выбег про­должается до снижения напряжения на секции до (0,25— 0,2) Uном, после чего двигатели останавливаются независи­мо друг от друга.

Из-за снижения частоты затухающего напряжения оно быстро отстает по фазе от напряжения сети. Уже через 0,3—0,4 с с момента отключения питания секции угол рас­хождения напряжения достигает 180°. При этом разность напряжений на секции и в сети может достигнуть (1,6— 1,8) Uном. При самопроизвольном или ошибочном отключе­нии рабочего питания, а в некоторых случаях и при дейст­вии быстродействующих защит напряжение на секцию от АВР подается через 0,4—0,5 с, т. е. в момент противофазы. Несмотря на это переходные токи в двигателях близки к нормальным пусковым токам из-за значительного падения напряжения в источнике резервного питания от одновре­менного самозапуска мощной группы двигателей. Поэтому повреждений двигателей при замозапуске от динамических усилий в обмотках не наблюдается.

При КЗ на шинах секции или вблизи шин напряжение на шинах снизится до нуля и выбег двигателей будет про­исходить независимо друг от друга. Время затухания пе­реходного тока, который двигатели будут посылать к мес­ту КЗ, примерно равно 0,3 с. Торможение двигателя от этого тока ввиду кратковременности процесса невелико и составляет в зависимости от типа механизма всего лишь 0,8—3 % нормальной частоты вращения.

Тема 2.1 Эксплуатация генераторов и синхронных компенсаторов 6 страница - student2.ru

1,2 — нагрузка на секции 940 А, в выбеге участвует синхронный двигатель мель­ницы; 3, 4— нагрузка на секции 1370 А, выбег без мельницы

Рисунок 52 Затухание напряжения и частоты на шинах с. н. 6 кВ блока 300 МВт при групповом выбеге после отключения источника питания

Самозапуск двигателей до нормальной частоты враще­ния происходит каскадно (рис. 53). Первыми заканчива­ют разбег двигатели механизмов с легкими условиями пус­ка, например циркуляционных (ЦЭН), конденсатных насосов. Благодаря снижению пусковых токов этих двигате­лей до номинальных напряжение на секции повышается, что облегчает разбег других двигателей: питательных насо­сов (ПЭН), дымососов (Д), дутьевых вентиляторов (ДВ) и т.д. Каскадный разбег двигателей позволяет обеспечить их самозапуск при начальном напряжении несколько ниже того, которое требуется для двигателей механизмов с тя­желыми условиями пуска.

Чем кратковременней перерыв питания, тем меньше двигатели успевают затормозиться, тем меньше их пуско­вые токи и больше начальное напряжение на шинах после включения резервного питания и, следовательно, тем бы­стрее самозапуск двигателей. Поэтому следует по возмож­ности сокращать время действия защит и АВР на собст­венных нуждах. Перерыв в питании при действии АВР не должен быть более 0,7 с при работе быстродействующих защит источника питания шин с. н. (собственное время действия защиты и АВР); 1,5—2 с —при работе макси­мальной токовой защиты источника питания; 2,5—3 с — при отключении источника питания пусковым органом ми­нимального напряжения АВР.

Тема 2.1 Эксплуатация генераторов и синхронных компенсаторов 6 страница - student2.ru

Рисунок 53 Изменение тока и напряжения секции и электродвигателей с. н. блока 300 МВт при самозапуске после перерыва питания 2,5 с

Предельно допустимая продолжительность перерыва ограничивается также режимом работы котлоагрегата. Пе­рерыв более 3 с вызывает такое снижение частоты враще­ния тягодутьевых механизмов, при котором факел в топке может погаснуть. Одновременное последующее восстанов­ление работы тягодутьевых механизмов и питателей топ­лива может привести к взрыву в топке котла. Поэтому при длительных перерывах питания двигатели дутьевых венти­ляторов отключаются защитой минимального напряжения с выдержкой времени 4—10 с (в зависимости от вида топ­лива). Затем от блокировки отключаются мельничные вен­тиляторы и питатели топлива. Следовательно, при переры­вах питания с. н. на 4 с и более работа котлоагрегата на­рушается и самозапуск двигателей не только не имеет смысла, но даже и недопустим.

Самозапуск ответственных двигателей после перерыва питания должен обеспечиваться: на ТЭЦ с шинами гене­раторного напряжения — от ненагруженного резервного ис­точника питания, на станциях с блочными агрегатами 165 МВт и выше — от резервного трансформатора, уже на­груженного на 50%. Предварительную нагрузку резервно­го трансформатора на 50 % приходится учитывать, посколь­ку она соответствует режиму пуска или остановки блока от резервного трансформатора, а блоки пускаются и оста­навливаются сравнительно часто и пуск их из холодного со­стояния продолжителен.

Для облегчения самозапуска все неответственные дви­гатели при снижении напряжения на шинах с. н. до (0,6— 0,7) Uном отключаются защитой минимального напряжения с выдержкой 0,5 с. Неответственные синхронные двигате­ли, например, шаровых мельниц, автоматически отключа­ются одновременно с отключением выключателя рабочего питания. Это сокращает продолжительность затухания ос­таточного напряжения и ускоряет действие защиты ми­нимального напряжения. Напряжение на резервном источ­нике питания стремятся поддерживать на 10 % выше но­минального напряжения двигателя.

Некоторые особенности имеет самозапуск ответствен­ных механизмов (питательных или циркуляционных насо­сов) с синхронными двигателями. При перерыве питания менее 0,5 с вхождение двигателя в синхронизм происходит достаточно быстро, если вращающий асинхронный момент двигателя обеспечивает увеличение частоты вращения, не­обходимое для втягивания в синхронизм. Большую помощь в этом обеспечивает форсировка возбуждения. При недо­статочном асинхронном моменте (слишком низкое восста­навливающееся напряжение, работа с обмоткой ротора, за­мкнутой на якорь возбудителя), а также при перерывах в питании более 0,5 с втягивания в синхронизм может не про­изойти, и тогда потребуется ресинхронизация под нагруз­кой или повторный пуск, если возможна кратковременная остановка механизма. Это осуществляется специальными схемами автоматики, которые воздействуют на отключе­ние АГП и замыкание обмотки ротора на сопротивление, в 7—10 раз превышающее сопротивление этой обмотки, с одновременной форсировкой возбуждения (производится ре­синхронизация) или приводят в действие нормальную схе­му пуска после восстановления напряжения на с. н. В слу­чае необходимости схема ресинхронизации дополняется ав­томатикой разгрузки механизма.

 
  Тема 2.1 Эксплуатация генераторов и синхронных компенсаторов 6 страница - student2.ru

Для успешности самозапуска начальное напряжение на шинах с. н. должно быть достаточным, чтобы создать избыточный момент для разбега всех основных двигателей, а продолжительность разбега двигателей, зависящая как от начального напряжения, так и скорости его восстановле­ния, не должна превышать предельно допустимую.

Рисунок 54 Зависимость кратности тока двигателей при самозапуске (по сравнению с его значением для заторможенных двигателей) от продолжительности перерыва питания при действии АВР

Точный расчет самозапуска может быть произведен графоаналитическим методом последовательных интерва­лов. Но этот метод громоздкий и весьма трудоемкий. С достаточной степенью точности успешность самозапуска может быть проверена по методу эквивалентного двигате­ля, разработанному в Союзтехэнерго.

Установлено, что при перерыве питания не более 2— 3 с самозапуск двигателей проходит успешно, если началь­ное напряжение на шинах после включения резервного ис­точника питания составляет: Uнач=0,5 Uном.дв— для стан­ции среднего давления с коэффициентом загрузки двига­телей Кз=0,6÷0,7 и Uнач= (0,6÷0,63) Uномдв —для станции высокого давления с Кз=0,8÷0,9.

По результатам многочисленных опытов определен от­носительный суммарный ток самозапуска (отнесенный к суммарному току самозапуска остановившихся двигателей) в зависимости от продолжительности перерыва питания (рис. 54). В пределах перерывов питания от 0,5 до 3 с суммарный ток самозапуска двигателей возрастает от 0,55 до 0,87 суммарного пускового тока остановившихся двигате­лей.

Начальное напряжение на шинах с.н. при самозапуске двигателей от резервного ненагруженного источника пита­ния определяется по формуле

 
  Тема 2.1 Эксплуатация генераторов и синхронных компенсаторов 6 страница - student2.ru

где Uс*= 1,05÷1,1 — напряжение XX источника питания, отн. ед.; Кп— номинальная кратность пускового тока дви­гателя, отн. ед.; Кi— коэффициент, учитывающий умень­шение пускового тока двигателей при самозапуске по срав­нению с его значением для остановившихся двигателей (см. рис. 54); XΣ — суммарное сопротивление цепи питания (системы, трансформатора, реактора, линии, шин).

Пример. Определить значение начального напряжения при самоза­пуске двигателей с. н. блочного агрегата мощностью 200 МВт после перерыва питания 2 с. В самозапуске участвуют двигатели мельничного вентилятора (MB), питательного насоса (ПЭН), дымососа (Д), дутье­вого вентилятора (ДВ), вентилятора горячего дутья (ВГД), конденсатного насоса (КН), циркуляционного насоса (ЦН) и резервного возбудителя (РВ).

Таблица 9

Параметры Двигатель
MB ПЭН Д ДВ ВГД КН ЦН РВ
I НОМ, ДВ Кратность пуско­вого тока Кп 5,4 7,0 5,5 10,3 4,6 29,4 5,8 5,4 10,5

Параметры двигателей

Данные резервного трансформатора: мощность Sном = 15 750 кВ∙А; uк% = 10,3%; Iном,тр= 1445 А; Uном,тр = 6300 В; сопротивление внешней цепи Хс = 0,05.

Сопротивление цепи питания

 
  Тема 2.1 Эксплуатация генераторов и синхронных компенсаторов 6 страница - student2.ru



 
 
54)

Тема 2.1 Эксплуатация генераторов и синхронных компенсаторов 6 страница - student2.ru
«Допустимые режимы работы двигателей»

Двигатели допускают длительную работу с номиналь­ной нагрузкой при отклонении напряжения от номинально­го в пределах от +10 до —5 %. При понижении напряже­ния на 5 % номинального ток статора при номинальной нагрузке станет на 5 % больше номинального. Возрастут потери в меди, но одновременно за счет снижения напря­жения уменьшатся потери в активной стали. Поэтому сум­марные потери и температуры в двигателе останутся при­мерно такими же, как и при номинальном напряжении.

При понижении напряжения более чем на 5 % номи­нального нагрузка двигателя должна быть ниже номиналь­ной. Это объясняется тем, что повышение тока статора бо­лее чем на 5 % вызовет такое увеличение потерь в меди обмотки статора, которое не скомпенсируется снижением потерь в активной стали, и температура обмотки статора превысит максимально допустимую.

При повышении напряжения на 10 % номинального ток статора должен быть, как правило, уменьшен на 10 % но­минального. При этом нагрузка на валу будет соответство­вать номинальной. Увеличение температуры активной ста­ли из-за повышения напряжения на 10 % опасности не представляет, а на обмотке оно отразится в меньшей степени, чем снижение ее нагрева в результате уменьшения тока статора. Повышение напряжения на двигателе более чем на 10 % сверх номинального не рекомендуется из-за воз­можности перегрева активной стали, а для двигателей с напряжением 3 кВ и выше — и по надежности работы изо­ляции обмотки.

Наши рекомендации