Индикаторные показатели рабочего цикла
Теоретическое количество воздуха, необходимое
для сгорания 1 кг топлива:
, где, например и т.д.
- коэффициент избытка воздуха для различных скоростных режимов
- коэффициент избытка воздуха, для номинального режима работы двигателя, принимаем несколько больше, чем для бензина, так как учитываем, что сгорания газообразного топлива происходит более полно, т.е. . Для скоростных режимов в интервале от до , коэффициент избытка воздуха принимаем постоянным. Для скоростных режимов в интервале коэффициент избытка воздуха определяем
по формуле
Действительный расход воздуха
Действительный расход воздуха для номинального режима
Количество свежего заряда
,
Продукты сгорания
При неполном сгорании топлива продукты сгорания представляют собой смесь углекислого газа , водяного пара , оксида углерода , избыточного кислорода и азота .
Количество отдельных составляющих продуктов сгорания в кмоль пр.сг/кг топл. определяются по следующим формулам:
,
- для метана
- для этана
- для пропана
- для бутана
Количество каждого компонента, входящего в состав продуктов:
.
кмоль пр.сг/кг топл.
,
,
кмоль пр.сг/кг топл.
кмоль пр.сг/кг топл.
кмоль пр.сг/кг топл.
Общее количество продуктов сгорания неполного сгорания в кмоль пр.сг/кг топл определяется по формуле:
,
кмоль пр.сг/кг топл.
Подставив значения в уравнение для расчета получим
Изменение количества молей рабочего тела при сгорании ΔМ в кмоль раб. тело/кг топл определяется по формуле:
кмоль раб. тело/кг топл
Относительное изменение количества молей при сгорании горючей смеси характеризуется химическим коэффициентом молекулярного изменения горючей смеси , который определяется по формуле:
Процесс впуска
За период процесса впуска осуществляется наполнение цилиндра свежим зарядом.
Давление и температура окружающей среды
Принимаются значения атмосферного давления и температуры в нормальных (стандартных) условиях: =0,1МПа и =293К.
При работе двигателя без наддува в цилиндр поступает воздух из атмосферы. В этом случае при расчете рабочего цикла двигателя давление и температура окружающей среды принимаются =0,1МПа и =293К.
Так как расчет ведется для двигателя без наддува, то справедливо условие:
Давление и температура остаточных газов
В цилиндре двигателя перед началом процесса наполнения всегда содержится некоторое количество остаточных газов, находящихся в объеме камеры сгорания. Величина давления остаточных газов устанавливается в зависимости от числа и расположения клапанов, сопротивлений впускного и выпускного трактов, фаз газораспределения, характера наддува, быстроходности двигателя, нагрузки, системы охлаждения и других факторов.
Для двигателей без наддува давление остаточных газов рr в МПа определяется по формуле:
.
В зависимости от типа двигателя, степени сжатия, частоты вращения и коэффициента избытка воздуха выбираем значение температуры остаточных газов из следующих пределах:
для газовых двигателей .
принимаем из условия, что при увеличении степени сжатия и обогащении рабочей смеси температура остаточных газов снижается, а при увеличении частоты вращения - возрастает.
Степень подогрева заряда
В процессе наполнения температура свежего заряда несколько увеличивается на величину ΔТ благодаря подогреву от нагретых деталей двигателя.
Значение ΔТ принимаем из следующих пределов:
- для карбюраторных двигателей.
Принимаем .
Давление в конце впуска
Величина давления в конце впуска ра в МПа определяется по формуле:
где - потери давления во впускном трубопроводе, МПа.
Потери давления во впускном трубопроводе Δр в МПа определяется по формуле:
,
.
где - коэффициент, учитывающий гидравлическое сопротивление впускного тракта;
- коэффициент затухания скорости заряда в цилиндре;
- средняя скорость движения заряда при максимальном открытии клапана, м/с;
- плотность заряда на впуске, .
При средней скорости заряда величину принимаем в пределах 2,5…4.
Плотность заряда на впуске в кг/м³ определяем по формуле:
,
кг/м³.
где - удельная газовая постоянная воздуха, Дж/(кг·град).
Подставим значения в формулу для расчета
.
Коэффициент и количество остаточных газов
Коэффициент остаточных газов для четырехтактных двигателей внутреннего сгорания определяем по формуле:
Количество остаточных газов Мr в кмоль ост.газов/кг топл определяется по формуле:
кмоль ост.газов/кг топл.
Температура в конце впуска
Температура в конце впуска Та в градусах Кельвина (К) определяется по формуле:
,
K.
Коэффициент наполнения
Для четырехтактных двигателей без учета продувки и дозарядки коэффициент наполнения определяется по формуле:
,
.
Полученные результаты заносим в таблицу 5.
Таблица 5. - Значения параметров процесса впуска
Тип двигателя | Параметры | |||
Карбюраторный | 0,09126 | 0,0508 | 336,69 | 0,8635 |
Ориентировочные значения | 0,080…0,095 | 0,04…0,10 | 340…370 | 0,70…0,90 |
Процесс сжатия
Показатель политропы сжатия
Учитывая, что теплообмен между рабочим телом и стенками цилиндра за процесс сжатия незначителен, то величину (показатель политропы сжатия) можно оценить по среднему показателю адиабаты сжатия по следующей формуле:
,
.
Значение определяется в зависимости от температуры и степени сжатия ε по аппроксимирующей формуле:
.
Давление и температура конца процесса сжатия
Давление в МПа и температура в Кельвинах (К) в конце процесса сжатия определяются из уравнения политропы с постоянным показателем
,
МПа;
,
К.
Средняя мольная теплоемкость рабочей смеси в конце сжатия
Рабочая смесь состоит из свежей смеси и остаточных газов.
Температура конца процесса сжатия в градусах Цельсия (°С):
,
.
Средняя мольная теплоемкость свежей смеси в конце сжатия
принимается равной теплоемкости воздуха кДж/(кмоль·град), и определяется по формуле:
,
кДж/(кмоль·град).
Средняя мольная теплоемкость остаточных газов в конце сжатия в кДж/(кмоль·град) определяется по следующей формуле:
,
кДж/(кмоль·град).
Средняя мольная теплоемкость рабочей смеси в кДж/(кмоль·град) определяется по формуле:
,
кДж/(кмоль·град).
Рассчитанные параметры заносим в таблицу 6.
Таблица 6. - Значения параметров процесса сжатия
Тип двигателя | Параметры | ||
Карбюраторный | 1,359 | 1,54 | 710.29 |
Ориентировочные значения | 1,34…1,38 | 0,9…2,0 | 600…800 |
Процесс сгорания
Процесс сгорания - основной процесс рабочего цикла двигателя, в течение которого теплота, выделяющаяся вследствие сгорания топлива, идет на повышение внутренней энергии рабочего тела и на совершение механической работы.
С целью упрощения термодинамических расчетов ДВС принимают, что процесс сгорания в двигателях с воспламенением от искры происходит по циклу с подводом теплоты при постоянном объеме (V=const).
Целью расчета процесса сгорания является определение температуры и давления в конце видимого сгорания.
Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси
Изменение объема при сгорании рабочей смеси учитывает коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси, который определяется по формуле:
,
.
Температура конца видимого сгорания
Температура газа в конце видимого сгорания определяется с использованием решения уравнения сгорания, которое имеет вид:
где - коэффициент использования низшей теплоты сгорания на участке видимого сгорания, который принимается из следующих интервалов значений для газового двигателя 0,8…0,95;
- потеря теплоты вследствие химической неполноты сгорания, кДж/кг, при α<1
,
кДж/кг.
- температура в конце видимого сгорания, °С;
- средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном объеме. кДж/(кмоль·град). которая определяется по формуле:
(32)
где , , , , , - средние мольные теплоемкости продуктов сгорания при изменении температуры в диапазоне 1501…2800 °С, которые могут быть выражены в зависимости от температуры следующими формулами:
Подставим уравнения для средних мольных теплоемкостей продуктов сгорания в уравнение для расчета и получим следующее выражение:
.
После подстановки всех величин в уравнение сгорания получается квадратное уравнение вида
.
Решим это уравнение и выразим из него в градусах Цельсия (°С)
°С.
Температура в градусах Кельвина (К) определяется по формуле:
K.
Степень повышения давления цикла
Степень повышения давления цикла λ для карбюраторных двигателей определяется по формуле:
.
Степень предварительного расширения
Степень предварительного расширения для карбюраторных двигателей .
Максимальное давление сгорания
Величина максимального давления в МПа в конце сгорания определяется по формуле:
МПа.
Рассчитанные параметры заносим в таблицу 7.
Таблица 7. - Значения параметров процесса сгорания
Тип двигателя | Параметры | |||
λ | ρ | , МПа | , K | |
карбюраторный | 3,95 | 1,0 | 6,097 | 2787,05 |
ориентировочные значения | 3,2…4,2 | 1,0 | 3,5…7,5 | 2400…3100 |
Процесс расширения
В результате осуществления процесса расширения происходит преобразование тепловой энергии топлива в механическую работу.
Показатель политропы расширения
Так же как и при расчете процесса сжатия для упрощения расчетов кривую процесса расширения принимают за политропу с постоянным показателем .
Средний показатель политропы расширения незначительно отличается от показателя адиабаты и может быть определен по следующей формуле:
, где
,
Давление и температура конца процесса расширения
Значения давления в МПа и температуры в градусах Кельвина (К) в конце процесса расширения определяются по формулам:
.
.
Рассчитанные параметры заносим в таблицу 8.
Таблица 8. - Значения параметров процесса расширения
Тип двигателя | Параметры | ||
, МПа | , К | ||
карбюраторный | 1,253 | 0,45 | 1646,88 |
ориентировочные значения | 1,23…1,30 | 0,35…0,60 | 1200…1700 |
Проверка точности выбора температуры остаточных газов
Расчетная температура остаточных газов в градусах Кельвина (К) определяется по формуле:
,
.
Ошибка между принятой величиной и рассчитанной , в процентах определяется по формуле:
,
.
Так как ΔTr < 10%, то расчет продолжаем с учетом прежнего значения Tr.
Индикаторные показатели рабочего цикла
Среднее индикаторное давление
Среднее теоретическое индикаторное давление - это условное среднее давление, действующее на поршень и равное теоретической работе газов за цикл, отнесенной к рабочему объему цилиндра.
Среднее теоретическое индикаторное давление в МПа определяется:
,
МПа.
Среднее индикаторное давление действительного цикла в МПа определяется по формуле:
.
где коэффициент полноты индикаторной диаграммы.
Индикаторный КПД
Индикаторный КПД характеризует степень использования теплоты топлива для получения полезной работы в действительном цикле, то есть индикаторный КПД учитывает все тепловые потери действительного цикла.
Индикаторный КПД определяется по формуле:
,
.
Индикаторный удельный расход топлива
Индикаторный удельный расход топлива в г/(кВт·ч) определяется:
,
г/(кВт·ч).
Рассчитанные параметры заносим в таблицу 9.
Таблица 9. - Значения индикаторных показателей двигателя