Приборы пневматического тормозного привода
Компрессор(рис. 6-7) поршневого типа, одноцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Производительность 380 л/мин при противодавлении 0,7 Мпа (7 кгс/см ) и оборотах двигателя 2200 мин-1. Компрессор закреплен на переднем торце картера маховика двигателя.
Поршень алюминиевый, с плавающим пальцем. От осевого перемещения палец в бобышках поршня фиксируется упорными кольцами. Воздух из коллектора двигателя поступает в цилиндр компрессора через пластинчатый впускной клапан. Сжатый поршнем воздух вытесняется в пневмосистему через расположенный в головке цилиндра пластинчатый нагнетательный клапан.
Головка охлаждается жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Масло к трущимся поверхностям компрессора подается из масляной магистрали двигателя: к заднему торцу коленчатого вала компрессора и по каналам коленчатого вала к шатуну. Поршневой палец и стенки цилиндра смазываются разбрызгиванием.
Рис. 6-7. Компрессор:
1 - картер в сборе;
2 - головка цилиндра с крышкой;
3 - крышка задняя;
4 - поршень;
5 - маслосъемное кольцо;
6 - компрессионное кольцо;
7 - цилиндр;
8, 9 - прокладка;
10 - клапан всасывающий;
12 - вал коленчатый;
13 - шестерня;
14 - гайка;
15 - крышка фланца транспортная;
16 - палец поршневой;
18 - стопор кольца поршневого;
19 - шатун;
20, 31 - болт;
24 - шайба;
28, 29 - кольцо уплотнительное.
При достижении в пневмосистеме давления 8ОО_- 20 кПа (8,О-0,2 кгс/см2) регулятор давления сообщает нагнетательную магистраль с окружающей средой, прекращая подачу воздуха в пневмосистему.
Когда давление воздуха в пневмосистеме снизится до 650+50 кПа (6,5+0,5 кгс/см2 ), регулятор перекрывает выход воздуха в окружающую среду и компрессор снова начинает нагнетать воздух в пневмосистему.
Для поддержания требуемого давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора, а также охлаждения и выделения конденсата в тормозной системе автомобиля установлен адсорбентный осушитель воздуха 1производства ММЗ (рис. 6-8) (Республика Беларусь), фирмы "Wabco Westingaus" (рис. 6-9) (Германия) или фирмы «Knorr-Bremse» (Германия), выполненный совместно с регулятором давления 4 и предназначенный для охлаждения, выделения конденсата и поддержания требуемого давления сжатого воздуха поступающего от компрессора.
Рис. 6-8. Осушитель воздуха с регулятором давления:
1 - осушитель воздуха; 2 - регулировочный винт; 3 - клапан накачки шин; 4 - регулятор давления; 5 - нагреватель; 6 - глушитель.
Подаваемый от компрессора в осушитель сжатый воздух проходит через фетровый диск и гра-нулант, очищается и попадает дальше в тормозную систему. После заполнения тормозной системы и срабатывания регулятора давления происходит очистка грануланта от влаги воздухом, выходящим в атмосферу из регенерациоиного ресивера, предназначенного для продувки осушителя через атмосферный вывод осушителя.
Техническое обслуживание осушителя заключается в периодической замене фильтрующего элемента по мере его загрязнения (примерно раз в год).
Давление сжатого воздухав пневмоприводе регулируйте винтом 2 регулятора давления (рис. 6-8). При вворачивании винта' величина регулируемого давления увеличивается, при выворачивании — уменьшается.
Для накачки шинна регуляторе давления имеется клапан 3 отбора воздуха, закрытый колпачком. При отборе воздуха шлангом для накачки шин из комплекта инструментов подсоедините его вместо колпачка, навернув до упора гайку-барашек, и понизьте давление сжатого воздуха в пневмоприводе, потому что при холостом ходе компрессора отбора воздуха не происходит.
Принцип действия осушителя «WABCO»
В фазе наполнения системы нагнетаемый компрессором сжатый воздух попадает через вход 1 в камеру А (рис. 6-9). Здесь конденсат, образовавшийся в результате понижения температуры, по каналу С попадает в выпускное отверстие (е).
Воздух через фильтр тонкой очистки (g) и кольцевую камеру (h), встроенные в картридж, стремится к верхней части картриджа с гранулятом (Ь). При прохождении через гра-нулят (а) из воздуха выводится влага и осаждается в его поверхностном слое (а). Осушенный воздух через обратный клапан (с), вход 21 и подключаемые тормозные приборы попадает в ресиверы тормозной системы. Одновременно осушенный воздух через дроссельное отверстие и вход 22 попадает в ресивер регенерации.
Рис. 6-9. Осушитель воздуха 432 410...О
Воздух попадает через отверстие (i) в камеру D и давление отключения воздействует на мембрану (т). После преодоления усилия пружины открывается впускное отверстие (n), a затем поршень (d) под воздействием давления открывает выпускное отверстие (е).
Теперь воздух, нагнетаемый компрессором, стремится в атмосферу через камеру А, канал С и выпускное отверстие 3. Одновременно поршень (d) берет на себя функцию предохранительного клапана. При появлении избыточного давления поршень (d) автоматически открывает выпускное отверстие (е).
Если давление в устройстве падает вследствие расхода воздуха ниже величины давления включения, то впускное отверстие (п) закрывается, и давление в камере В снижается путем выпуска воздуха через регулятор. Выпускное отверстие (е) закрывается и процесс осушки начинается снова.
Ресиверыпредназначены для накопления сжатого воздуха, производимого компрессором, и для питания им приборов пневматического тормозного привода, а также для питания других пневматических узлов и систем автомобиля.
На автомобилях КАМАЗ с колесной формулой 8x8 шесть ресиверов вместимостью по 20 л, причем два из них соединены, образуя резервуар вместимостью 40 л. Ресиверы закреплены хомутами на кронштейнах рамы автомобиля. Три ресивера объединены в блок и установлены на едином кронштейне.
Четырехконтурный защитный клапан(рис. 6-10) предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на четыре контура: для автоматического отключения одного из контуров при нарушении его герметичности и сохранения сжатого воздуха в герметичных контурах; для сохранения сжатого воздуха во всех контурах при нарушении герметичности питающей магистрали.
Четырехконтурный защитный клапан прикреплен к лонжерону каркаса основания шасси автомобиля и соединен с питающей трубкой, идущей от регулятора давления через конденсационный ресивер. Сжатый воздух, поступающий в четырехконтурный защитный клапан из питающей магистрали, при достижении заданного давления открытия, устанавливаемого усилием пружин 9 клапанов, открывает клапаны 1, расположенные в верхней крышке защитного клапана, и поступает через выводы в два основных контура. Одновременно сжатый воздух, воздействуя на мембрану 8, поднимает её. После открытия обратных клапанов 1 сжатый воздух по каналу поступает к клапанам 6, расположенным в нижней крышке защитного клапана, открывает их и через выводы проходит в дополнительный контур, одновременно поднимая нижнюю мембрану.
Рис. 6-10. Четырехконтурный защитный клапан:
1 - клапан; 2 - клапан; 3 - корпус; 4 - толкатель; 5 - пружина; 6 - клапан; 8 - мембрана; 9 - пружина клапана; 10 - направляющая пружины клапана; 11 - тарелка пружины; 12 - седло; 13 - крышка; 14 - пружина; 15 - колпачок защитный; 17 — регулировочный винт; 21, 23 - пробка транспортная; 25 - винт; 27 - клапан в сборе.
При нарушении герметичности одного из основных контуров давление в этом контуре, а также на входе в клапан и в исправном контуре падает до величины давления закрытия клапана неисправного контура.
Вследствие этого клапан исправного контура и обратный клапан дополнительного контура закрываются, предотвращая уменьшение давления в этих контурах. Таким образом, в исправных контурах будет поддерживаться давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного контура, излишнее количество сжатого воздуха при этом будет выходить через неисправный контур. При отказе в работе дополнительного контура давление падает во всех исправных контурах и на входе в клапан. Это происходит до тех пор, пока не закроется клапан неисправного контура. При дальнейшем поступлении сжатого воздуха в четырехконтурный защитный клапан в контурах будет поддерживаться давление на уровне давления открытия клапана неисправного контура.
При выходе из строя магистрали, идущей от компрессора в четырехконтурный защитный клапан, клапаны основных контуров закрываются, предотвращая падение давления во всех контурах.
Крап слива конденсата(рис. 6-11) предназначен для принудительного слива конденсата из ресивера пневматического тормозного привода, а также для выпуска из него сжатого воздуха при необходимости. Кран слива конденсата ввернут в резьбовую бобышку на нижней части корпуса ресивера. Соединение между краном и бобышкой ресивера уплотнено прокладкой.
Рис. 6-11. Кран слива конденсата:
1 - корпус; 2 - толкатель; 3 - пружина; 4, 5 - кольцо.
Двухсекционный тормозной кран (рис. 6-12) служит для управления исполнительными механизмами двухконтурного привода рабочей тормозной системы автомобиля.
Управление краном осуществляется педалью, непосредственно связанной с тормозным краном.
Кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно. Вводы I и II крана соединены с ресиверами двух раздельных контуров привода рабочей тормозной системы. От выводов III и IV сжатый воздух поступает к тормозным камерам. При нажатии на тормозную педаль силовое воздействие передается через толкатель 6, тарелку 9 и упругий элемент 31 на следящий поршень 30. Перемещаясь вниз, следящий поршень 30 сначала закрывает выпускное отверстие клапана 29 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан 29 от седла в верхнем корпусе 32, открывая проход сжатому воздуху через ввод II и вывод III и далее к исполнительным механизмам одного из контуров. Давление на выводе III повышается до тех пор, пока сила нажатия на педаль 1 не уравновесится усилием, создаваемым этим давлением на поршень 30. Так осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана. Одновременно с повышением давления на выводе III сжатый воздух через отверстие А попадает в полость В над большим поршнем 28 нижней секции тормозного крана. Перемещаясь вниз, большой поршень 28 закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе. Сжатый воздух через ввод I поступает к выводу IV и далее в исполнительные механизмы первого контура рабочей тормозной системы.
Рис. 6-12. Кран тормозной с приводом от педали:
1 - педаль;
2 - регулировочный болт;
3 - защитный чехол;
4 -ось ролика;
5 - ролик;
6 - толкатель;
7 - опорная плита;
8 - гайка;
9 - тарелка;
10, 16, 19, 27 - уплотнительные кольца;
11 — шпилька;
12 - пружина следящего поршня;
13, 24 - пружины клапанов;
14, 20 - тарелки пружин клапанов;
15 - малый поршень;
17 - клапан нижней секции;
18 - толкатель малого поршня;
21 - атмосферный клапан;
22 - упорное кольцо;
23 - корпус атмосферного клапана;
25 - нижний корпус;
26 - пружина малого поршня;
28 - большой поршень;
29 - клапан верхней секции;
30 - следящий поршень;
31 - упругий элемент;
32 - верхний корпус.
А - отверстие;
В - полость над большим поршнем; I, II - ввод от ресивера; III, IV - вывод к тормозным камерам соответственно задних и передних колес
Одновременно с повышением давления на выводе IV «возрастает давление под поршнями 15 и 28, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 28 сверху. Вследствие этого на выводе IV также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана нижняя секция будет управляться механически через шпильку 11 и толкатель 18 малого поршня 15, полностью сохраняя работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием силы, приложенной к педали 1, давлением воздуха на малый поршень 15. При отказе в работе нижней секции тормозного крана верхняя секция работает как обычно.
Кран управления стояночным тормозом(рис. 6-13) фирмы «WABCO» предназначен для приведения в действие вспомогательной тормозной системы, а также стояночной тормозной системы автомобиля без прицепа вместе с тормозными камерами с пружинными энергоаккумуляторами.
Ручной тормозной кран 961 723 1 ..0 для вспомогательной и стояночной тормозных систем применяется вместе с тормозными камерами с пружинными аккумуляторами. Дополнительное подключение к клапану управления тормозами прицепа обеспечивает передачу тормозного воздействия на прицеп. Имеется положение контроля для проверки эффективности стояночного тормоза автомобиля.
Кран закреплен двумя винтами на дополнительном щитке приборов, справа от водителя.
Рис. 6-13. Кран управления стояночным тормозом.
Рис. 6-14. Положения рукоятки крана:
А- положение расторможено;
В — промежуточное положение вспомогательное торможение;
С - точка наибольшего усилия на рукоятку;
Д - стояночное положение заторможено(рукоятка зафиксирована);
Е - снятие фиксируемого положения рукоятки;
К - автоматическое возвращение рукоятки в расторможенное положение.
Принцип действия:
1. Вспомогательный тормоз
В положении «расторможено» клапан (с) удерживает открытым проход между камерами А и В и подаваемый через вывод 1 сжатый воздух проходит через вход 21 в камеры пружинного энергоаккумулятора пневмоцилиндра . Одновременно сжатый воздух через кон-
трольный клапан (b) и камеру С попадает к выводу 22 ивыводу 43 клапана управления тормозами прицепа.
При повороте рукоятки (а) и срабатывании вспомогательной тормозной системы клапан (с) закрывает проход между камерами А и В. Сжатый воздух из камер пружинного энергоаккумулятора через открывшийся выпуск (d) на выводе 3 выходит в атмосферу. При этом давление в камере В снижается и поршень (е) перемещается вниз под воздействием пружины сжатия (i). После закрытия выпуска при всех положениях торможения достигается положение закрытия, т.е. в камерах пружинного энергоаккумулятора всегда имеется давление, соответствующее необходимому замедлению.
2. Положение парковки
При дальнейшем перемещении рукоятки (а) за подвижный упор достигается положение парковки. Выпускное отверстие (d) остается открытым и сжатый воздух полностью выходит из камер пружинного энергоаккумулятора. В области вспомогательного торможения (от положения «расторможено» до точки подвижного упора) после отпускания рукоятки она автоматически возвращается обратно в положение «расторможено». С помощью основного и дополнительного контрольного клапана, скомбинированных вместе, можно проверить, обеспечивают ли механические силы стояночной тормозной системы тягача удержание автопоезда на спуске или подъеме при расторможенной тормозной системе прицепа.
3. Контрольное положение
В положении «расторможено» камеры А, В и С соединены между собой и подаваемый через вывод 21 сжатый воздух проходит к камерам пружинного энерго аккумулятора, а также через вывод 22 к клапану управления тормозами прицепа. При перемещении рукоятки (а) давление в камерах В и С снижается до тех пор, пока не станет равным 0 при достижении подвижного упора. При перемещении за подвижный упор рукоятка (а) встает в промежуточное положение (положение стояночного тормоза). При дальнейшем перемещении рукоятки в контрольное положение имеющийся в камере А сжатый воздух проходит через открытый клапан (Ь) в камеру С. При выпуске сжатого воздуха через вывод 22 происходит управление тормозным краном прицепа, который отменяет пневматическое торможение прицепа, осуществляющееся во время торможения вспомогательным или стояночным тормозом. Теперь грузовой автопоезд удерживается только благодаря механической силе пневмокамер пружинного энергоаккумулятора тягача. Как только рукоятка (а) отпускается, она снова возвращается обратно в положение стояночного тормоза, при котором срабатывает тормозная система прицепа.
Кран пневматическийс кнопочным управлением предназначен для подачи и отключения сжатого воздуха. Он управляет пневмоцилиндрами вспомогательной тормозной системы.
Устройство пневматического крана показано на рис. 6-15. В атмосферном выводе II пневматического крана установлен фильтр 20, предотвращающий проникновение в кран грязи и пыли. Сжатый воздух в пневматический кран поступает через вывод I. При нажатии на кнопку 8 толкатель 9 перемещается вниз и своим выпускным седлом давит на клапан 15, разобщая вывод III с атмосферным выводом П. Затем толкатель 9 отжимает клапан 15 от впускного седла корпуса, открывая тем самым проход сжатому воздуху от вывода I к выводу III и далее в магистраль к пневматическому исполнительному механизму.
При отпускании кнопки 8 толкатель 9 под действием пружины 13 возвращается в верхнее положение. При этом клапан 15 закрывает отверстие в корпусе 2, прекращая дальнейшее поступление сжатого воздуха в вывод III, а седло толкателя 9 отрывается от клапана 15, сообщая тем самым вывод III с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из вывода III через отверстие А в толкателе 9 и вывод II выходит в атмосферу.
■
Рис. 6-15. Кран пневматический:
1, 11, 12 - кольца упорные; 2 - корпус; 3, 5, 10 - кольца уплот-нительные; 4-тарелка пружины штока; 6 - втулка; 7 - чехол защитный; 8 - кнопка; 9 - толкатель; 13 - пружина толкателя; 15 - клапан: 16 - пружина клапана; 17 - направляющая клапана; 18 - заклепка; 19 - пробка транспортная; 20 - фильтр. 1 - от питающей магистрали; II - в атмосферу; III - в управляющую магистраль.
Клапаны ускорительныепредназначены для уменьшения времени срабатывания привода запасной тормозной системы (клапан 25, рис.6-1) и привода рабочей тормозной системы передних мостов (клапан 27, рис. 6-1) за счет сокращения длины магистрали впуска сжатого воздуха в пружинные энергоаккумуляторы и выпуска воздуха из них непосредственно через ускорительный клапан в атмосферу. Клапан 25 установлен на внутренней стороне лонжерона рамы автомобиля в зоне задней тележки. Клапан 27 установлен на кронштейне, закрепленном на первой поперечине рамы.
Устройство ускорительного клапана показано на рис. 6-16. К выводу III подается сжатый воздух из ресивера. Вывод IV соединен с управляющим прибором -— тормозным краном обратного действия с ручным управлением, а вывод I — с пружинным энергоаккумулятором. При отсутствии давления в выводе IV поршень 3 находится в верхнем положении. Впускной клапан 4 закрыт под действием пружины 5, а выпускной клапан 1 открыт. Через открытый выпускной клапан 1 и вывод I пружинные энергоаккумуляторы сообщаются с атмосферным выводом И. Автомобиль заторможен пружинными энергоаккумуляторами.
При подаче сжатого воздуха к выводу IV от ручного тормозного крана он поступает в надпоршневое пространство. Поршень 3 под действием сжатого воздуха движется вниз, сначала закрывает выпускной клапан 1 и затем открывает впускной клапан 4. Заполнение цилиндров пружинных энерго аккумуляторов, присоединенных к выводу I, производится сжатым воздухом от ресивера через вывод III и открытый впускной клапан 4.
Рис. 6-16. Клапан ускорительный:
1 - клапан выпускной; 2 - корпус верхний; 3 - поршень; 4 - клапан впускной; 5 - пружина; 6 - корпус клапанов; 7, 8, 9, 10 - О-образное кольцо; 11 - колпачок направляющий в сборе; 12 - пробка транспортная; 13 - корпус нижний; 14 - кольцо упорное; 15, 16 — колпачок; 17 - болт; 18 - шайба; 19 - гайка. Выводы:
I - к двухмагистральному клапану;
II - атмосферный вывод;
III - от ресивера;
IV - от крана управления стояночной тормозной сис
темой.
Пропорциональность управляющего давления на выводе IV и выходного давления на выводе I осуществляется поршнем 3. При достижении в выводе I давления, соответствующего давлению на выводе IV, поршень 3 перемещается вверх до момента закрытия впускного клапана 4, движущегося под действием пружины 5. При снижении давления в управляющей магистрали (то есть на выводе IV) поршень 3 вследствие более высокого давления на выводе I перемещается вверх и отрывается от выпускного клапана 1. Сжатый воздух из пружинных энергоаккумуляторов через открытый выпускной клапан I, полый корпус 6 клапанов и атмосферный клапан выходит в атмосферу, автомобиль затормаживается.
Клапан двухмагистральный(рис. 6-17) служит для питания пневмоаппаратов от одной из двух магистралей сжатого воздуха, подсоединенных к клапану.
При подаче воздуха от регулятора давления клапан 3 перемещается и закрывает ввод магистрали от ресиверов, сжатый воздух проходит к крану управления стояночной тормозной системой. При использовании сжатого воздуха из ресиверов клапан закрывает ввод магистрали со стороны регулятора давления. Сжатый воздух также проходит к крану управления стояночной тормозной системой. К клапану с одной стороны подведена питающая магистраль от регулятора давления, с другой — от ресиверов контура III. Третий вывод клапана соединен с вводом крана управления стояночной тормозной системой.
Таким образом, клапан обеспечивает подачу сжатого воздуха на ввод ускорительного клапана из ресиверов, а при отсутствии в них воздуха — из управляющей магистрали крана управления стояночной тормозной системой.
Рис. 6-17. Двухмагистральный перепускной клапан:
1 - кольцо уплотнителыюе; 2 - корпус; 3 - клапан; 4 - вставка; 5 - пружина.
Тормозные камерыв рабочей тормозной системе являются исполнительными механизмами, которые преобразуют энергию сжатого воздуха в работу по приведению в действие тормозного механизма автомобиля. В зависимости от исполнения предназначается для механической или гидравлической передачи усилия.
В первом контуре применяются тормозные камеры типа 30.Цифра 30 в обозначении типа камеры указывает активную площадь мембраны камеры в квадратных дюймах при нормальном ходе штока тормозной камеры. Во втором контуре используются тормозные камеры типа 30/24 с пружинными энергоаккумуляторами. Тормозные камеры безфланцевые крепятся с помощью болтов, приваренных к корпусу камеры и гаек к кронштейну на поворотном кулаке (передние тормозные камеры) или на тормозном механизме.
Камера тормозная с пружинным энергоаккумулятором типа 30/24предназначена для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки автомобиля при включении рабочей, запасной и стояночной тормозных систем.
Пружинные энергоаккумуляторы вместе с тормозными камерами установлены на кронштейны разжимных кулаков тормозных механизмов задней тележки и закреплены двумя гайками с болтами.
Цилиндры пневматическиепредназначены для приведения в действие механизмов вспомогательной тормозной системы. На автомобилях КАМАЗ установлено три пневматических цилиндра:
- два цилиндра диаметром 35 мм и ходом поршня 65 мм (рис. 6-18 а) для управления дроссельными заслонками, установленными в выпускных трубопроводах двигателя;
- один цилиндр диаметром 30 мм и ходом поршня 25 мм (рис. 6-18, б) для управления рычагом регулятора топливного насоса высокого давления.
Пневматический цилиндр 35x65шарнирно закреплен на кронштейне при помощи пальца. Шток цилиндра резьбовой вилкой соединяется с рычагом управления заслонкой. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух от пневматического крана через вывод в крышке 1 (рис. 6-18, а) поступает в полость под поршнем 2. Поршень 2, преодолевая силу возвратных пружин 3, перемещается и воздействует через шток 4 на рычаг управления заслонкой, переводя ее из положения «ОТКРЫТО» в положение «ЗАКРЫТО». При выпуске сжатого воздуха поршень 2 со штоком 4 под действием пружин 3 возвращается в исходное положение. При этом заслонка поворачивается в положение «ОТКРЫТО».
Рис. 6-18. Пневматические цилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы (а) и привода рычага остановки двигателя (б):
1 - цилиндр; 2 - поршень; 3 - втулка; 4 - пружина; 5 - упор; 6 - кольцо уплотнительное; 7 - крышка цилиндра;
8 - О-образное кольцо; 9 - заклепка; 10 - пробка транспортная; 11 - пружина.
Пневматический цилиндр 30x25шарнирно установлен на крышке регулятора топливного насоса высокого давления. Шток цилиндра резьбовой вилкой соединен с рычагом регулятора. При включении вспомогательной тормозной системы сжатый воздух от пневматического крана через вывод в крышке 1 цилиндра (рис. 6-18, б) поступает в полость под поршнем 2. Поршень 2, преодолевая силу возвратной пружины 3, перемещается и воздействует через шток 4 на рычаг регулятора топливного насоса, переводя его в положение нулевой подачи. Система тяг педали управления подачей топлива связана со штоком цилиндра таким образом, что при включении вспомогательной тормозной системы педаль не перемещается. При выпуске сжатого воздуха поршень 2 со штоком 4 под действием пружины 3 возвращается в исходное положение.
Клапан контрольного вывода(рис. 6-19) предназначен для присоединения к приводу контрольно-измерительных приборов с целью проверки давления, а также для отбора сжатого воздуха.
Таких клапанов на автомобилях КАМАЗ установлено пять — во всех контурах пневматического тормозного привода. Для присоединения к клапану следует применять шланги и измерительные приборы с накидной гайкой Ml6x1,5.
При измерении давления или для отбора сжатого воздуха отвернуть колпачок 4 клапана и навернуть на корпус 2 накидную гайку шланга, присоединенного к контрольному манометру или какому-либо потребителю. При наворачивании гайка перемещает толкатель 5 с клапаном, и воздух через радиальные и осевое отверстия в толкателе 5 поступает в шланг. После отсоединения шланга толкатель 5 с клапаном под действием пружины 6 прижимается к седлу в корпусе 2, закрывая выход сжатому воздуху из пневмопривода.
Рис. 6-19. Клапан контрольного вывода:
1 - корпус; 2 -толкатель; 3 -гайка-барашек; 4 -лента; 5 - пружина; б, 7, 8 - кольцо.
Датчик падения давления (рис. 6-20) представляет собой пневматический выключатель, предназначенный для замыкания цепи электрических ламп и звукового сигнала (зуммера) аварийной сигнализации при падении давления в ресиверах пневматического тормозного привода. Датчики с помощью наружной резьбы на корпусе вворачиваются в ресиверы всех контуров тормозного привода, а также в арматуру контура привода стояночной и запасной тормозных систем и при их включении загораются красная контрольная лампочка на щитке приборов и лампы сигнала торможения.
Датчик имеет нормально замкнутые центральные контакты, которые размыкаются при повышении давления выше 441,3...539,4 кПа (4.5...5,5 кгс/см ).
Рис. 6-20. Датчик падении давления:
1 - корпус: 2 - мембрана; 3 - контакт неподвижный:
4 - толкатель; 5 - контакт подвижный; 6 - пружина;
7 -винт регулировочный: 8 - изолятор.
Рис. 6-21. Датчик включения сигнала торможения:
1- корпус; 2-мембран а; 3 - контакт подвижный; 4 -пружина; 5 - вывод неподвижного контакта; 6 - контакт неподвижный; 7 - крышка.
При достижении в приводе указанного давления мембрана 2 под действием сжатого воздуха прогибается и через толкатель 4 воздействует на подвижный контакт 5. Последний. преодолев усилие пружины 6, отрывается от неподвижного контакта 3 и разрывает электрическую цепь датчика. Замыкание контакта, а следовательно, включение контрольных ламп и зуммера, происходит при снижении давления ниже указанной величины.
Датчик включения сигнала торможения (рис. 6-21) представляет собой пневматический выключатель, предназначенный для замыкания цепи электрических сигнальных ламп при торможении. Датчик имеет нормально разомкнутые контакты, которые замыкаются при давлении 78,5...49 кПа (0,8...0,5 кгс/см2) и размыкаются при уменьшении давления ниже
49. ..78,5 кПа (0,8...0,5 кгс/см2). Датчики установлены .в магистралях, подводящих сжатый воздух к исполнительным механизмам тормозных систем.
При подводе сжатого воздуха под мембрану последняя прогибается, и подвижный контакт 3 соединяет контакты 6 электрической цепи датчика.
Клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом (рис.6-22) предназначен для приведения в действие тормозного привода прицепа (полуприцепа) при включении любого из раздельных контуров привода рабочей тормозной системы тягача, а также при включении пружинных энергоаккумуляторов привода запасной и стояночной тормозных систем тягача.
Клапан крепится на раме тягача двумя болтами.
Рис. 6-22. Клапан управления