Производственная санитария
1) Вредные производственные факторы и их устранение.
К вредным производственным факторам относят превышающие ПДК или ПДУ: запылённость, загазованность, шум, вибрацию, ультразвук, электромагнитное поле, атмосферное давление, влажность воздуха, ионизирующее излучение, недостаточную освещённость и т.д.
2) Загрязнение воздушной среды.
Для борьбы с загрязнением воздушной среды устраивают вентиляцию. Вентиляция бывает естественная, механическая и смешанная.
Естественная подразделяется на неорганизованную и организованную.
Механическая вентиляция бывает приточной, вытяжной, общеобменной и местной.
3) Недостаточная освещённость.
Рабочие зоны должны быть обеспечены достаточной освещённостью – естественной или искусственной.
Искусственное освещение обеспечивают светильники, а естественное в помещениях – окна и световые фонари.
4) Превышение шума и вибрации.
Шум и вибрация, превышающие ПДУ, вредно отражаются на здоровье работающих.
Вредное воздействие шума и вибрации можно устранить модернизацией машин, оборудования и инструментов, а также правильной их эксплуатацией, использованием индивидуальных защитных средств, совершенствованием конструкций и т.п.
Средства индивидуальной защиты.
1) Спецобувь – сапоги, валенки, резиновая обувь.
2) Средства защиты рук – брезентовые рукавицы (комбинированные, тёплые), перчатки, краги.
3) Средства защиты органов дыхания – противопылевые респираторы.
4) Средства защиты головы, глаз и лица – каски, очки, маски.
5) Предохранительные приспособления – лестницы, стремянки, трапы, переходные мостики, диэлектрические предохранительные устройства.
Пожарная профилактика.
1) Каждый работающий обязан знать и строго соблюдать действующие на предприятии правила и инструкции по пожарной безопасности. Допуск к работе осуществляется только после прохождения противопожарного инструктажа.
2) Основные причины пожаров и взрывов:
небрежное, неосторожное или неумелое обращение с открытым огнём;
появление открытого огня при эксплуатации неисправных отопительных или производственных приборов, печей аппаратов и прочих установок, обогреваемых пламенем;
небрежная или неумелая работа со сварочными приборами, паяльными лампами, газовым и электрическим оборудованием;
курение в местах, неразрешённых пожарной охраной;
неправильное ведение технологического процесса и нарушение установленного режима работы без учёта пожарной опасности;
неправильное хранение материалов, опасных в пожарном отношении;
взрывы газов, паров и пыли;
разряды атмосферного и статического электричества, прочие причины.
3) Общие меры обеспечения пожарной безопасности:
- периодическая пожарная профилактика по предупреждению пожаров на предприятии;
- своевременное и достаточное обеспечение строительных объектов средствами пожаротушения;
- своевременная ликвидация возникшего пожара.
4) Вещества, применяемые при тушении огня.
К средствам гашения огня относятся: вода, воздушно-механическая и химическая пена, водяной пар и негорючие газы, сухой чистый и просеянный песок, противопожарные одеяла – асбестовые полотна, брезент, кошма и др., все эти средства действуют по принципу изоляции горящей поверхности от доступа к ней кислорода воздуха.
Охрана окружающей среды.
При движении АТС потребляют большое количество кислорода для сжигания топлива в цилиндрах двигателей и выбрасывают в окружающую среду отработавшие и картерные газы. Токсичность во многом зависит от технического состояния АТС, его систем и механизмов. Полностью исправный автомобиль расходует меньше топлива и меньше загрязняет окружающую среду. Большое влияние на токсичность оказывает состояние систем питания, зажигания и их регулировка.
Для снижения количества вредных выбросов применяются также рециркуляция отработавших газов и каталитические нейтрализаторы.
4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПЛАНИРОВАНИЕМ
РАБОТ ПО ЕО, ТО-1, ТО-2
Во время работы автомобиля (тягача) возможно появление неисправностей отдельных механизмов, возникающих вследствие изнашивания сопряжённых деталей, изменения их размеров, форм, нарушения регулировок. Работа на неисправном автомобиле (тягаче) уменьшает мощность двигателя, повышает рас ход топлива и смазочных материалов и увеличивает затраты на содержание и техническое обслуживание автомобиля (тягача). Автомобили и тягачи, занятые на строительстве, должны всегда находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать необходимую мощность и экономичность и соответствовать требованиям безопасности движения. Поддержание автомобилей и тягачей в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде достигается техническим обслуживанием.
Техническое обслуживание является профилированным мероприятием, проводимым в обязательном порядке через определённый пробег автомобиля или через определённое количество часов, проработанных тягачом. Объём и периодичность технического обслуживания зависят от типа, конструкции автомобиля (тягача) и условий его эксплуатации.
Техническое обслуживание включает в себя контрольные крепёжные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля (тягача) отдельных узлов. Техническое обслуживание по периодичности выполнения, перечню проводимых работ и трудоёмкости подразделяют на ежедневное техническое обслуживание (ОЕ), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СТО).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводят один раз в сутки после окончания работы автомобиля. При ежедневном обслуживании выполняют уборочные, моечные, контрольные и смазочно-заправочные работы. Уборочные и моечные работы предусматривают очистку автомобиля от грязи, уборку кабины и платформы, мойку машины и обтирку облицовки радиатора, капота, крыльев, стёкол кабины, приборов освещения и номерных знаков.
Контрольные работы предусматривают осмотр автомобиля, при котором проверяют комплектность автомобиля; состояние кабины, платформы, опорно-сцепного устройства у тягача, номерных знаков, запоров и их крепление; состояние и крепление амортизаторов, рессор, колёс, шин; состояние и натяжение ремня вентилятора и генератора; исправность источников электрической энергии, приборов зажигания и электропроводки; действие приборов сигнализации, освещения, контрольно-измерительных приборов и стеклоочистителей; свободный ход рулевого колеса и педали тормоза; герметичность соединений системы питания, охлаждения, смазки, гидроусилителя рулевого механизма и привода тормозов; работу двигателя, агрегатов и механизмов автомобиля на ходу.
Смазочно-заправочные работы предусматривают проверку при необходимости доливку масла в картер двигателя, топлива в топливный бак и охлаждающей жидкости в радиатор.
Первое техническое обслуживание (ТО-1) проводится регулярно после пробега в 1200…1600 км в зависимости от типа автомобиля и условий эксплуатации и предусматривает кроме работ, входящих в объём ежедневного обслуживания автомобиля, дополнительные крепёжные, контрольно-регулировочные и смазочно-очистительные работы.
Крепёжные работы включают проверку и подтяжку крепления двигателя, головки цилиндров, впускного и выпускного трубопроводов, сцепления, коробки передач, главной передачи, фланцев карданных шарниров и полуосей, промежуточной опоры карданной передачи, рулевой сошки, привода рулевого управления, деталей тормозных механизмов, платформы, крыльев и брызговиков колёс, опорно-сцепного устройства седельного тягача.
Контрольно-регулировочные работы предусматривают проверку и регулировку натяжения ремня вентилятора и генератора, приводов системы питания, свободного хода рулевого колеса, люфта подшипников управляемых колёс, подшипников ступиц задних колёс, люфта шкворней поворотных кулаков, проверку уровня электролита и степени заряженности аккумуляторных батарей; проверку действия и регулировку приводов тормозов; проверку давления воздуха в шинах и доведение давления в них до нормального.
Смазочно-очистительные работы включают смазку автомобиля в соответствии с картой смазки, очистку перед смазкой от грязи и пыли мест смазки, обтирку маслёнок и пробок контрольных и заливных отверстий, спуск конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов и отстоя из масляных фильтров, промывку воздушного фильтра двигателя и смену в нём масла. Периодичность смены смазки устанавливают в зависимости от условий эксплуатации.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится регулярно после пробега в 7200…12000 км (после трёх ТО-1). При этом обслуживании автомобиль не выпускается на линию и обслуживание проводится в сменное время. Работы проводятся на специальных постах, оборудованных подъёмниками, специальной бригадой слесарей при участии водителя.
ТО-2 предусматривает кроме работ, входящих в объём ТО-1, дополнительные крепёжные, контрольно-регулировочные и смазочно-очистительные работы.
Крепёжные работы включают проверку и подтяжку всех механизмов и агрегатов системы питания, охлаждения, смазки, зажигания и пуска двигателя; крепление компрессора, крышек картеров коробки передач и главной передачи, картера рулевого механизма, барабана центрального тормоза и узлов тормозного привода.
Контрольно-регулировочные работы предусматривают проверку компрессии двигателя, зазоров между поршневыми кольцами и канавками в поршне, масляных зазоров между коленчатым валом и подшипниками, действия термостата, работу компрессора; проверку и регулировку тепловых зазоров в газораспределительном механизме, зазоров между тормозными барабанами и накладками, малых оборотов холостого хода коленчатого вала, зазоров между контактами прерывателя; проверку лёгкости пуска и правильность установки зажигания; проверку пропускной способности жиклёров и регулировку уровня топлива в поплавковой камере (карбюраторные двигатели), проверку и регулировку топливного насоса и форсунок (дизеля); проверку и очистку генератора и реле-регулятора, стартёра и свечей зажигания.
Смазочно-очистительные работы предусматривают смену масла в двигателе и коробке передач и смазку автомобиля в соответствии с картой смазки по инструкции завода-изготовителя.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) проводят весной и осенью совместно со вторым техническим обслуживанием. Сезонное техническое обслуживание, проводимое осенью, предусматривает кроме работ, входящих в объём второго технического обслуживания, дополнительные смазочно-очистительные работы.
Смазочно-очистительные работы включают в себя промывку системы охлаждения двигателя для удаления из неё накипи и осадков и заполнение её свежеё низкозамерзающей охлаждающей жидкостью; очистку от грязи и липкого осадка фильтрующего элемента фильтра грубой очистки масла; промывку топливного бака и продувку топливопроводов; промывку отопителя кабины.
Кроме ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО выполняется также текущий ремонт, с целью устранения отказов, возникших при эксплуатации автомобиля. При возникновении отказа АТС доставляется на предприятие, где контрольный механик определяет причины отказов, либо направляет автомобиль на посты углублённого диагностирования для уточнения причины неисправности. После этого автомобиль направляется в зону РММ (ремонтно-механические мастерские), где устанавливается на пост. Бригада слесарей совместно с водителем производит ремонт отказавшего узла или агрегата со снятием его или без снятия с автомобиля. Если агрегат снимается с автомобиля, то его ремонт осуществляется в цехах (моторный, агрегатный, электротехнический и т.д.). В этих цехах производиться разборка, ремонт и сборка узлов и агрегатов. Качество выполнения ремонтных работ определяется на постах углублённого диагностирования.
Проведения ТО-2 на автомобиль КамАЗ:
Двигатель:
· Проверить:
- герметичность системы питания двигателя воздухом;
- состояние и действие жалюзи радиатора;
- состояние и действие троса ручного управления подачей топлива;
- состояние и действие троса останова двигателя;
- крепление масляного картера двигателя.
· Устранить неисправности.
· Закрепить передние и задние опоры силового агрегата.
· Отрегулировать:
- натяжение приводных ремней;
- тепловые зазоры клапанов механизма газораспределения, предварительно проверив затяжку болтов головок цилиндров и гаек стоек коромысел.
Сцепление:
- Проверить герметичность привода выключения сцепления, устранить неисправности.
- Отрегулировать свободный ход толкателя поршня главного цилиндра привода и свободный ход рычага вала вилки выключения сцепления.
- Закрепить пневмогидроусилитель сцепления.
Коробка передач, раздаточная коробка:
- Проверить герметичность КП и РК, устранить неисправности.
- Закрепить РК.
- Закрепить коробку отбора мощности.
Карданная передача:
- Проверить:
- состояние и зазор в шарнирах карданных валов;
- крепление фланцев карданных валов. - Устранить неисправности.
Ведущие мосты :
- Проверить:
- герметичность мостов;
- состояние подшипников шкворневых соединений (при вывешенных колесах). - Устранить неисправности.
- Отрегулировать:
- схождение передних колес;
- подшипники ступиц передних колес (при вывешенных колесах).
Рулевое управление :
- Проверить: шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков (внешним осмотром);
- зазор в шарнирах рулевых тяг
- зазор в шарнирах карданного вала рулевого управления;
- крепление сошки рулевого механизма. - Устранить неисправности.
- Отрегулировать свободный ход рулевого колеса.
Тормозная система:
- Проверить:
- работоспособность пневмопривода тормозных механизмов манометрами по контрольным выводам;
- шплинтовку пальцев штоков тормозных камер. - Устранить неисправности.
- Закрепить тормозные камеры и кронштейны тормозных камер.
Смазочные, очистительные и заправочные работы:
- Заменить:
- масло в системе смазки двигателя;
- фильтрующие элементы масляного фильтра;
- фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива. - Промыть фильтр грубой очистки топлива.
- фильтр центробежной очистки масла (ЦФОМ ); (при наличии ). - Очистить бумажный элемент воздухоочистителя, предочистителя и пылесборник.
- Очистить от грязи сапуны и предохранительные клапаны КП, РК и мостов.
- Смазать:
- подшипники водяного насоса;
- телескопическую тягу привода управления подачей топлива;
- подшипник муфты выключения сцепления;
- подшипники вала вилки выключения сцепления;
- опоры передней и промежуточной тяг управления КП;
- шарниры карданных валов;
- верхние подшипники шкворней;
- распределительные краны топливных баков;
- выводы аккумуляторных батарей;
- тягово-сцепное устройство;
- седельное устройство и опорную плиту седельного устройства. - Довести до нормы:
- уровень масла в картере КП и РК;
- уровень масла в картерах ведущих мостов;
- уровень жидкости в бачке главного цилиндра привода сцепления;
- уровень масла в башмаках задней подвески.
5. СЕЗОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАК КРИОГЕННЫЙ АСПЕКТ
В ЭКСПЛУАТАЦИИ АТС
Эксплуатация машин и оборудования в зимнее время связана с воздействием низкой температуры, сильных ветров, снежных заносов, повышенной влажности воздуха. Выпуск машин для работы в таких условиях расширяется, но можно приспособить и машины обычного использования. При подготовке их к зимней эксплуатации следует заменить рабочую жидкость в гидросистеме на маловязкую. Первоначальный пуск – при минимальных устойчивых оборотах двигателя. Во время технологических перерывов следует поддерживать циркуляцию масла.
Машины с пневматикой оборудуют влагоотделителм. При обнаружении льда отдельные места следует прогревать. Для смазки деталей необходимо применять нигролы зимние.
Надёжность работы машины зимой обеспечивается и эксплуатационными приёмами: уменьшением динамичности нагрузки; повышением мастерства управления машиной; работой на пониженных рабочих скоростях и нагрузках; периодическим обогревом деталей и узлов.
При экстремальных температурой экономически выгодно не включать машину в работу.
При подготовке к работе в зимнее время необходимо проверить и подготовить к использованию устройства для облегчения пуска двигателя (предпусковой подогреватель) и обогрева кабин (отопление охлаждающей жидкостью и автономным отопителем), утеплить двигатели (возможно капсулирование), трубопроводы и аккумуляторы.
Для нормальной работы водителя температура воздуха в кабине должна быть 10-20 оС при влажности 40…60 %. Для обеспечения этих условий щели заделывают войлочными полосками или заклеивают, пол кабины утепляют поролоном, войлоком или пористой пластмассой. Рукоятки рычагов управления покрывают суконными или войлочными чехлами. Кабины должны быть оборудованы искусственным подогревом, обязательным подогревом стекла, на которое можно наклеивать токопроводящие плёнки. Транспортные машины снабжают дополнительными топливными баками.
Машины снабжают специальными средствами для преодоления труднопроходимых участков: мелкозвенными цепями противоскольжения, блоками, противобуксаторами. При движении по снегу давление в шинах должно быть уменьшено на 20…30 %.
Зимой особенно важно предохранять машину от заметания снегом. Во время стоянки расстояние между ними должно быть не меньше 30…50 м.
Подъездные дороги к наступлению зимы должны быть подготовлены полностью, чтобы при сильных ветрах земляное полотно продувалось, а не задерживало снег.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время прохождения производственной практики были получены знания по основам производственной деятельности автотранспортного предприятия в соответствии с программой обучения студентов 3-го курса Федеральное агентство по образованию
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
по специальности («Автомобили и автомобильное хозяйство»).
Были приобретены практические навыки при выполнении работ по ТО и ТР автомобилей, изучены основы техники безопасности и охраны труда, документация по производственной санитарии, пожарной профилактике и др., а также структура предприятия, планирование диагностических и ремонтных работ по ЕО, на постах ТО-1, ТО-2, СО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахламов В.К. Техника автомобильного транспорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.
2. Климовский Л.П. Производство строительных работ в зимнее время: Справочник рабочего. – 3-е изд., перераб. и доп. – К.: Будивэльник, 1989. – 224с.: ил.
3. Инструкция №1 проведения вводного инструктажа по охране труда для работников, поступающих в ООО «УралСпецСервис». – г. Сургут, 2004.