Назначение обмоток магнитного усилителя
Обмотка управления предназначена для регулирования скорости двигателя, чем
больше ток в ней, тем скорость выше.
Обмотка смещения предназначена для согласования характеристик усилителя и параметров двигателя. Она позволяет правильно выбрать точку покоя на средине графика статической характеристики усилителя, после чего ток в ней не меняют.
Обмотка обратной связи обеспечивает отрицательную обратную связь по напряже-
нию на обмотке статора U1-V1 и делает пуск двигателя плавным, без толчков и ударов на
валу.
Рабочие обмотки А-Х и В-Y выполняют роль пусковых и пускорегулировочных индуктивных сопротивлений, они уменьшают пусковой ток и позволяют регулировать скорость двигателя.
Магнитные потоки обмотокМагнитные потоки обмоток действуют по-разному – намагничивают или размагни
чивают сердечник усилителя.
Для того, чтобы определить по схеме действие обмотки, условное начало обмотки ( вывод ) обозначают жирной точкой и далее применяют такое правило:
если ток в обмотке протекает через обмотку от вывода с точкой к выводу без точки, обмотка намагничивает сердечник усилителя, если в обратном направлении – размагничи
вает его.
Основной обмоткой магнитных усилителей является обмотка управления ОУ.
Применяя правило, приведенное выше, можно убедиться ( рис.3 ), что обмотка управле-
ния намагничивает сердечник.
Рабочие обмотки, включенные через диоды VD1 и VD2( рис. 3 ) также намагничи
вают сердечник, увеличивая коэффициент магнитного усилителя по току.
Обмотка обратной связи ООС ( рис. 3 ) размагничивает сердечник усилителя. При перемещении ползунка резистора R3 влево ток в ней увеличивается, а коэффициент усиле
ния усилителя уменьшается, пуск получается более плавным.
Принцип регулирования скорости двигателя
Он состоит в том, что с увеличением тока в обмотке управления ОУ индуктивное
сопротивление рабочих обмоток А-Х и В-Y уменьшается, что равнозначно их выведению из цепи фазной обмотки статора U1-V1.
При максимальном токе управления индуктивное сопротивление рабочих обмоток близко к нулю. Это означает, что на фазной обмотке U1-V1 напряжение составит 220 В, а
не часть его.
Принцип действия обмотки обратной связи по напряжению
Перед включением двигателя в сеть ток в обмотках управления должен быть мини
мальным, поэтому индуктивное сопротивление рабочих обмоток максимальное.
При включении двигателя в сеть большая часть напряжения фазного напряжения 127 В приложена к рабочим обмоткам и лишь небольшая часть – к фазной обмотке U1-V1.
Поэтому напряжение на резисторе R2 невелико, значит, ток в обмотке ООС мал, и её размагничивающее действие на сердечник усилителя также невелико.
По мере разгона ротора пусковой ток и напряжение на рабочих обмотках уменьша-
ются, а на фазной обмотке двигателя U1-V1 – увеличивается. Поэтому увеличивается раз-
магничивающее действие обмотки обратной связи. Значит, индуктивное сопротивление рабочих обмоток по мере пуска убывает медленнее, чем в отсутствие обмотки обратной связи.
В результате двигатель разгоняется более плавно.
Цепи токов в обмотках
При мгновенной полярности напряжения ( рис. 3 ) «плюс» на выводе А2, «минус»
на выводе А1 образуются такие цепи:
1. цепь обмотки статора U1-V1: «плюс» - обмотка U1-V1 – диод VD2 – рабочая
обмотка усилителя В- Y - «минус»;
2. цепь делителя напряжения L – R2: «плюс» - L – R2 - VD2 – обмотка В-Y - «ми
нус»;
3. цепь обмотки обратной связи: «плюс» - L – VD6 – ООС – VD4 – VD2 – обмотка
В-Y - «минус».
В отрицательную полуволну напряжения изменится направление тока в обмотке
U1-V1 и делителе L – R2, вместо обмотки В-Y включится обмотка А-Х, а в обмотке ООС, включённой через мостик UZ, направление тока не изменится.
Таким образом, в обмотке статора U1-V1 и делителе L – R2 протекает переменный ток, в рабочих обмотках А-Х и В-Y, работающих поочерёдно – однополупериодный пульсирующий ток, а в обмотке ООС – двухполупериодный пульсирующий ток.