Обработка деталей под ремонтные размеры
Ремонт деталей методом механической обработки
Обработка деталей под ремонтные размеры
Такая обработка преследует цель восстановить качество сопряжения в кинематических парах типа вал–втулка, поршень–цилиндр и др. У более дорогостоящей детали сопряжения неравномерный износ устраняют механической обработкой, а менее дорогостоящую деталь заменяют новой, имеющей измененный (ремонтный) размер. При этом восстанавливают геометрическую форму, требуемую шероховатость и точность изношенных поверхностей деталей.
Сечение новых и изношенных поверхностей вала и втулки dН– диаметр нового вала; dИ– диаметр изношенного вала; dР– ремонтный размер; iВ– наибольший износ на сторону; ZВ – минимальный припуск на одну сторону; DН – номинальный размер втулки; DИ– диаметр изношенной втулки; DР – ремонтный размер втулки; iА – наибольший односторонний износ отверстия; ZА – снимаемый слой металла при обработке отверстия под ремонтный размер |
dи |
dр |
iв |
DН |
DН |
DИ |
dР |
dН dИ |
iВ |
ZВ |
DР |
ZА |
iА |
для вала |
для отверстия |
Минимальный припуск на одну сторону при обработке вала под ремонтный размер определяют по формуле
ZВ = RZ + T + ρ + Е,
где RZ – микронеровности изношенной поверхности;
T – толщина дефектного слоя поверхности вала перед ремонтом;
ρ – прогиб вала;
Е – неточность базирования вала на станке.
Ориентировочно припуск на сторону при чистовой обработке и расточке составляет 0,05…0,1 мм, при шлифовании – 0,03…0,05 мм.
Значение первого ремонтного размера для рассматриваемого случая (для вала) определится по формуле
dР1 = dН – 2(iВ + ZВ).
Обозначив 2(iВ + ZВ)через w , получим: dР1 = dН – w .
Величина w характеризует ремонтный интервал для вала.
Для отверстия
DР1 = DН + 2(iA + ZA) или DР1 = DН + w .
Т.о. расчетные формулы для определения ремонтных размеров будут иметь вид:
dР1 = dН – w для наружных DР1 = DН + w для внутренних
dР2 = dН – 2w цилиндрических DР2 = DН + w цилиндрических
·············· поверхностей ···················· поверхностей
dРn = dН – nw (валов) DРn = DН + nw (отверстий)
где n – число ремонтных размеров, которое определяют по формулам:
Ø для валов nВ = (dН – dmin ) / w ;
Ø для отверстий nОТВ = (Dmax– DH) / w .
где dmin – минимально допустимый диаметр вала, мм;
Dmax– максимально допустимый диаметр отверстия; мм.
Предельно допустимый размер, до которого можно обрабатывать деталь под ремонтные размеры, зависит от условий прочности и конструктивных особенностей детали, в том числе от условия сохранения термически обработанного поверхностного слоя.
Методом ремонтных размеров восстанавливают и резьбовые соединения. В этом случае изношенную резьбу в более дорогой детали резьбовой пары удаляют и заново нарезают резьбу уменьшенного размера на валу или увеличенного – на втулке.