Расчет эксплуатационных расходов и себестоимости продукции станции
План эксплуатационных расходов определяет денежные средства, необходимые для выполнения заданного объема работы станции.
Расходы могут классифицироваться по нескольким признакам:
1. По элементам затрат:
• Заработная плата (фонд оплаты труда);
• Начисление на фонд оплаты труда;
• Материальные затраты, в том числе материалы, топливо, электроэнергия (сырье).
• Амортизация;
• Ремонтный фонд;
• Прочие затраты (затраты на командировки, пожарные и сторожевые охраны, некоторые налоги);
2. По хозяйствам:
• Пассажирское – 4%;
• Контейнерные перевозки – 2,5%;
• Перевозки – 5,9%;
• Локомотивное – 35,8%;
• Вагонное – 17,3%;
• Путевое – 19,8%;
• Гражданских сооружение -1,4%;
• Сигнализации и связи – 5,2%;
• Электроснабжение – 2,8%;
• Управление дороги – 5,3%.
3. В зависимости от отношения к производственному процессу:
• Основные – это расходы, тесно связанные с производственным процессом, составляют 90%.
• Общехозяйственные – это расходы, связанные с управлением предприятия и обслуживанием производственного процесса, составляют 10%.
4. В зависимости от способа отнесения расходов на себестоимость:
• Прямые – это расходы, связанные с выработкой одного вида продукции и могут быть отнесены на себестоимость определенного вида перевозок.
• Косвенные – это расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и необходимо распределение отдельно по видам продукции.
5. В зависимости от изменения расходов в связи с изменением объемов работ:
• Зависящие – это расходы, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема перевозок (топливо, электроэнергия, тяга поездов), составляют 40%.
• Независящие – это расходы, которые не изменяются или меняются мало от объема перевозок.
Общая сумма расходов по станции складывается из прямых специфических расходов для каждого места возникновения затрат, расходов, общих для всех мест возникновения затрат, и общехозяйственных расходов.
Планирование прямых специфических расходов
Прямые специфические расходы планируются по видам деятельности (грузовые перевозки, содержание инфраструктуры, пассажирские перевозки и др.) и по отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта (перевозок, грузовой и коммерческой работы, пассажирское и др.). При планировании и учете расходов по видам работ должна быть обеспечена их группировка по элементам затрат: на оплату труда, материальные затраты, отчисление на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.
По хозяйству перевозок плакируются затраты:
-на прием и отправление поездов на грузовых и сортировочных станциях (статья 2030);
- прием и отправление поездов на пассажирских станциях (статья
2031);
- маневровую работу на грузовых и сортировочных станциях (статья
2034);
- маневровую работу на пассажирских станциях (статья 2035).
По хозяйству грузовой и коммерческой работы планируются затраты:
- на прием к перевозке и выдачу груза (статья 1001);
-подготовку грузовых вагонов к перевозкам (статья 1004);
- проверку правильности погрузки и крепления груза (статья 1006);
- обслуживание зданий, сооружений и инвентаря хозяйства грузовой
и коммерческой работы (статья 2010).
По элементам затрат расходы по этим статьям могут быть рассчитаны следующим образом:
Эпр.спец=Эзп+Эсоц.нуж+Эмат+Этопл+Ээл/эн+Эпроч (6.1)
где Эзл — расходы по оплате труда производственного персонала по хозяйствам перевозок и грузовой и коммерческой работы переносятся из табл. 4.1;
Э соц.нуж — расходы на социальные нужды производственного персонала по хозяйствам перевозок и грузовой и коммерческой работы переносятся из табл. 4.1;
Э мат - расходы на материалы для уборки помещений, складов, платформ, пломбировку вагонов, крепление и маркировку грузов, тормозные башмаки, фонари, электролампы планируются по средним нормам расхода материалов, действующим ценам на эти материалы и объемам работы.
Порядок расчета расходов на материалы приведены в табл. 6.1.