Характеристики компрессоров
Характеристикой компрессора называют связь между кпд, приведенной частотой вращения га ротора, приведенным расходом Ga и степенью сжатия е на режимах- частичных нагрузок. Такая характеристика называется универсальной (рис. 92).
На рис. 92 по оси ординат отложена степень сжатия е, а
по оси абсцисс —приведенный расход воздуха Gn. Сплошные жирные линии рис. 92 соответствуют постоянной приведенной частоте вращения ротора,._ (п=const), а сплошные тонкие линии — постоянному кпд компрессора (tik=const ^
Характеристика начинается
при е=1 и Gn=0. С увеличением расхода растет степень Рис. 92. Универсальная характеристика сжатия. Точка Л соответствует ка компрессора расчетному режиму Gn=l; при
этом степень сжатия равна расчетной еРасч. а приведенная частота вращения я=1. Обычно компрессоры проектируют так, чтобы кпд на расчетном режиме был наибольшим.
С уменьшением расхода воздуха при постоянной степени сжатия изменяются углы натекания потока на лопатки компрессора.
При слишком большом изменении угла натекания поток отрывается от лопаток — возникает его «срыв», который захватывает сразу несколько лопаток. Зона срыва перемещается по окружности по рабочим лопаткам со скоростью 0,5—0,7 от окружной скорости ротора.. Наблюдаются также полные срывы потока, которые захватывают все лопатки. При этом работа компрессора может стать неустойчивой.
Если для каждой степени сжатия определить расход, при котором режим работы компрессора становится неустойчивым, то на универсальной характеристике можно построить кривую, которая называется границей помпажа. Эта кривая на рис. 92 дана пунктиром.
При неустойчивом режиме работы компрессора начинают резко изменяться давление и расход рабочего тела. Эти изменения происходят периодически, их частота определяется как характеристикой компрессора, так и особенностями сети, на которую он работает (трубопроводы, камеры сгорания, газовая турбина), и они оказываются самоподдерживающимися (так называемые автоколебания).
Автоколебательный процесс в тракте ГТУ, называемый помпа-жом, сопровождается характерным шумом. Работа ГТУ в режиме помпажа не разрешается, так как это может вызвать поломку лопаточного аппарата и другие последствия, приводящие к аварии. На рис. 92 зона Б помпажа располагается выше пунктирной линии. Чтобы вывести компрессор из помпажа, необходимо увеличить расход воздуха. Для этого служат специальные устройства, позволяющие сбрасывать воздух после компрессора в атмосферу или на его всас. Такими устройствами являются противопомпажные клапаны, которые устанавливают на выхлопном патрубке компрессора или за одной из промежуточных ступеней. При переходе ГТУ на режим работы, близкий к помпажу, либо возникновении помпажа эти клапаны открываются и воздух из компрессора выбрасывается в атмосферу или идет на всас. В результате резко увеличивается расход воздуха через компрессор и он входит в режиме устойчивой работы. Однако длительно работать с открытыми противопомпажными клапанами нельзя, так как при этом резко уменьшается кпд ГТУ.
Кроме того, для предупреждения помпажа используются поворотные направляющие лопатки, устанавливаемые перед первой ступенью компрессора. Эти лопатки позволяют изменять расход воздуха через компрессор без срыва потока на рабочих лопатках. Однако их применение увеличивает затраты на изготовление компрессора.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются рабочие процессы в ступенях компрессора и турбины?
2. Как определяют число ступеней и основные размеры проточной части компрессоров?
3. Как определить степень сжатия в компрессоре по заданным расходу воздуха и частоте вращения ротора?-
Глава пятая