Задание на индивидуальную работу

МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Методические рекомендации по выполнению

индивидуальной работы №2 студентов очной формы обучения

специальности 140211 – Электроснабжение

Краснодар

2013 г

Задание на индивидуальную работу

При выполнении контрольной работы студенты в процессе решения первой задачи изучают методику выявления систематической составляющей погрешности с помощью коэффициентов Стьюдента. Во второй задаче изучается методика выявления изменяющейся во времени систематической составляющей с помощью критерия Аббе. В третьей задаче студенты изучают методику оценивания случайной составляющей погрешности с использованием формулы Лапласа и распределения Стьюдента. Четвертая и пятая задачи посвящены изучению методов выявления грубых погрешностей (промахов), при этом в четвертой задаче используется критерий Романовского, критерия Шарлье и критерия 3σ, а в пятой задаче – критерий Шовине, критерий Диксона и критерия 3σ. Шестая задача посвящена определению уровня стандартизации и унификации плоскошлифовального станка. Седьмая задача посвящена изучению системы предпочтительных чисел с оценкой выбора экономически целесообразного ряда типоразмеров изделия. Восьмая задача посвящена метрологической надёжности электроэнергетического оборудования. Девятая задача посвящена оценке погрешности результата однократного измерения электроэнергетического параметра. Десятая задача посвящена оценке результата косвенного измерения электроэнергетического параметра.

Пример выполнения первой задачи приведен в [2, 53], пример выполнения второй задачи приведен в [3, 132-134], а пример выполнения третьей задачи приведен в [3, 167-172]. Пример выполнения четвертой задачи приведен в [2, 62-63], а пример выполнения пятой задачи приведен в [2, 63], пример выполнения шестой задачи приведен в [2, 297-298], а пример выполнения седьмой задачи приведен в [2, 311-313], пример выполнения восьмой задачи приведен в [2, 173-176], пример выполнения девятой задачи приведен в [3, раздел 8.2 ], пример выполнения десятой задачи приведен в [3, раздел 8.3 ],

1.1 Используя результаты двух серий измерений Задание на индивидуальную работу - student2.ru , Задание на индивидуальную работу - student2.ru , Задание на индивидуальную работу - student2.ru и Задание на индивидуальную работу - student2.ru определить с помощью коэффициентов Стьюдента наличие или отсутствие систематической составляющей погрешности измерений. Значения для указанных серий измерений приведены в таблице А.1 приложения А по вариантам, где Задание на индивидуальную работу - student2.ru - число, равное значению предпоследней цифры зачетной книжки; Задание на индивидуальную работу - student2.ru - число, равное значению последней цифры зачетной книжки, с - число, равное значению пред предпоследней цифры зачетной книжки. Если какая-либо из этих цифр равна нулю, то в данной и последующих задачах вместо нуля принять число 10. Таблица значений коэффициентов Стьюдента приведена в приложении Б.

1.2 Для первых девяти значений серий измерения Задание на индивидуальную работу - student2.ru и Задание на индивидуальную работу - student2.ru , объединённых в одну серию измерений Задание на индивидуальную работу - student2.ru , определить наличие или отсутствие изменяющейся во времени систематической составляющей погрешности с помощью критерия Аббе. Таблица значений критерия Аббе приведена в приложении Г.

1.3 Серии измерений Задание на индивидуальную работу - student2.ru и Задание на индивидуальную работу - student2.ru объединить в одну серию измерений Задание на индивидуальную работу - student2.ru . Для полученной серии измерений принять, что систематическая составляющая погрешности отсутствует, а имеет место только случайная составляющая погрешности, распределенная по нормальному закону. Определить доверительный интервал при значениях доверительной вероятности 0,9 и 0,95. Для решения задачи использовать формулу Лапласа и распределение Стьюдента. При решении задачи использовать приложения Б и В.

1.4 Объединить серии измерений Задание на индивидуальную работу - student2.ru и Задание на индивидуальную работу - student2.ru в одну серию измерений Задание на индивидуальную работу - student2.ru , дополнить значением Задание на индивидуальную работу - student2.ru из таблицы А.1 приложения А. С помощью критерия Романовского, критерия Шарлье и критерия 3σ для минимального и максимального значений серии измерений провести анализ, являются ли они грубым промахом или нет.

1.5 Провести аналогичный анализ для серии измерений Задание на индивидуальную работу - student2.ru , дополнив его значением Задание на индивидуальную работу - student2.ru из таблицы А.1 приложения А, с использованием критерия Шовине, критерий Диксона и критерия 3σ.

1.6 Определить уровень стандартизации и унификации плоскошлифовального станка по коэффициенту применяемости (по числу типоразмеров, по составным частям изделия и в стоимостном выражении), а также уровень унификации и взаимозаменяемости по коэффициенту повторяемости составных частей и среднюю повторяемость составных частей данного изделия. Исходные данные для расчета приведены в таблице А.2 приложения А.

1.7 Рассчитать себестоимость годового выпуска валов, длины которых назначены по Ra40. Установить экономическую целесообразность изготовления этих валов с длинами по ряду Ra20. Затраты по эксплуатации валов считать неизменными и в расчетах не учитывать. Параметр z принять равным 0,25. Данные выпуска валов приведены в таблице А.3.

1.8 Определить срок службы и общее число отказов для серии электромеханических приборов магнитоэлектрической системы класса точности 0,5 с глубиной ремонта 0,035× Задание на индивидуальную работу - student2.ru …0,045× Задание на индивидуальную работу - student2.ru , частотой метрологических отказов на момент изготовления ω0=0,015× Задание на индивидуальную работу - student2.ru , ускорением процесса старения a=0,023×с , год-1 . Дать оценку параметрам общего количества отказов и погрешности средства измерений при отрицательном ускорении процесса старения средства измерения.

1.9 Оценить погрешность результата однократного измерения напряжения U = 0,9+0,1× Задание на индивидуальную работу - student2.ru В на сопротивлении R = 4+0,1× Задание на индивидуальную работу - student2.ru Ом, выполненного вольтметром класса точности 0,5 с верхним пределом измерения Uп = 1,5+0,1×( Задание на индивидуальную работу - student2.ru + Задание на индивидуальную работу - student2.ru +с) В и внутренним сопротивлением Rv = 1000+( Задание на индивидуальную работу - student2.ru + Задание на индивидуальную работу - student2.ru +с) Ом. Известно, что дополнительные погрешности показаний вольтметра из-за магнитного поля и температуры не превышают соответственно dмп = ±0,8% и dт = ±0,35% допускаемой предельной погрешности.

1.10 Разложить в ряд Тейлора уравнение для определения электрического тока из закона Ома для участка цепи (I= Задание на индивидуальную работу - student2.ru ×U / Задание на индивидуальную работу - student2.ru ×R) и получить выражение для расчета абсолютной погрешности.

Список рекомендуемой литературы

1 Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация [Текст]: учебник для вузов. – Изд. 2-е. – С-Пб: Питер, 2005 – 432 с.

2 Сергеев, А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация [Текст]
/А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря: учебное пособие. – М.: Логос, 2001. – 536 с.

3 Сергеев, А.Г. Метрология [Текст] /А.Г. Сергеев, В.В. Крохин: учеб. пособие для вузов. – М.: Логос, 2002. – 408 с.

4 Тартаковский, Д.Ф. Метрология, стандартизация и технические средства измерения [Текст] /Д.Ф. Тартаковский, А.С. Ястребов: учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2001. – 205 с.

5 Маркин, Н.С. Практикум по метрологии [Текст]: учебное пособие. – М.: Изд-во стандартов, 1994. – 188 с.

6 Шабалин, С.А. Прикладная метрология в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 192 с.

Приложение А

(обязательное)

Исходные данные для контрольной работы

Таблица А.1 – Исходные данные для задач №№ 1–5 контрольной работы

Номер измерения С е р и и и з м е р е н и я
Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru
1,2a + b+с 1,4a + 0,6b+0,6с a + 0,8b+1,2с 1,2a + 0,9b+0,7с
1,4a + b+с 1,3a + b+0,5с a +1,4 b+с 1,3a + b+0,9с
a + 0,8b+0,5с 0,9a + 0,9b+0,3с 0,8a + b+0,8с a + b+0,5с
1,2a + 0,5b+0,5с 1,1a + 0,5b+0,2с a + 0,9b+0,5с 1,1a + 0,5b+0,5с
1,7a + 0,4b+0,5с 0,6a + 1,2b+0,7с 1,1a + 1,4b+0,3с 0,9a + 1,2b+0,7с
0,8a + 1,4b+0,7с 0,8a + 1,1b+с a + 1,4b+с 0,9a + b+1,2с
0,9a + 1,2b+0,3с 0,9a + 1,1b+с 0,5a + 1,3b+1,3с 0,7a + 1,3b+с
0,8a + 0,9b+0,6с 1,1a + 0,8b+0,7с 0,9a + 0,9b+0,9с 1,1a + 0,9b+0,6с
0,7a + b+0,7с a + 1,05b+с 1,7a +0,5 b+0,7с a + 1,1b+с
1,1a + 0,9b+0,2с 0,9a + 0,6b+1,1с 1,2a + 0,7b+0,1с 0,8a + 0,5b+1,3 с
1,4a + 0,9b+0,7с 1,4a + 0,6b+с 1,3a + 0,8b+0,7с 0,4a + 0,6b+1,5с
1,1a + 0,9b+0,4с 1,2a + 0,8b+0,6с 1,1a + 0,5b+0,9с 1,2a + 0,5b+0,9с
0,7a + b+0,9с 1,3a + 0,9b+0,5с 0,9a + b+0,9с a + b+с
a + b+0,9с 1,2a + 0,7b+0,3с 1,1a +1,1 b+с 1,1a + 0,9b+0,6с
Задание на индивидуальную работу - student2.ru = 2,8a + 2,8b+1,9с Задание на индивидуальную работу - student2.ru = 3,5a + 1,3b+2,1с
           

Таблица А.2 – Исходные данные для задачи № 6 контрольной работы

Наименование параметра Значение по вариантам
Общее число типоразмеров 200×(a + b) + 10a + b
Число оригинальных типоразмеров 180×|a – b| – 10b + a
Общее число деталей 350×(a + b) + 20a + 15b
Число оригинальных деталей 320×|a – b| – 15b – 20a
Стоимость всех деталей 600×(a + b) + 25a + 75b
Стоимость оригинальных деталей 500×|a – b| – 50b – 15a

Примечание: если a = b, то принять:

а) (a – b) = 1, если (a + b) = 2;

б) (a – b) = (a + b – 2), если (a + b) > 2.

Таблица А.3 – Исходные данные для задачи № 7 контрольной работы

Номер вала Длина вала, мм Годовая программа, тыс.шт. Затраты на материалы, тыс. руб. Прочие затраты, тыс. руб.
8×(a + b+с) 0,030a 0,010b
14×(a + b+с) 0,032a 0,015b
9×(a + b+с) 0,035a 0,020b
16×(a + b+с) 0,039a 0,026b
8×(a + b+с) 0,041a 0,031b
11×(a + b+с) 0,043a 0,032b
13×(a + b+с) 0,045a 0,034b
15×(a + b+с) 0,048a 0,036b
9×(a + b+с) 0,049a 0,038b
17×(a + b+с) 0,052a 0,041b
12×(a + b+с) 0,054a 0,043b
7×(a + b+с) 0,056a 0,052b
4×(a + b+с) 0,058a 0,064b
5×(a + b+с) 0,060a 0,068b
10×(a + b+с) 0,062a 0,075b
9×(a + b+с) 0,064a 0,077b

Примечание: для анализа следует из данной таблицы взять подряд семь типоразмеров валов. При этом номер первого вала принять равным последней цифре зачетной книжки.

Приложение Б

(справочное)

Таблица Б.1 – Значения распределения Стьюдента

Задание на индивидуальную работу - student2.ru Доверительная вероятность Задание на индивидуальную работу - student2.ru
0,90 0,95 0,98 0,99 0,999
6,31 12,71 31,82 63,68 636,62
2,92 4,30 6,97 9,93 31,60
2,35 3,18 4,54 5,84 12,92
2,13 2,78 3,75 4,60 8,61
2,02 2,57 3,37 4,06 6,87
1,94 2,45 3,14 3,71 5,96
1,90 2,37 3,00 3,50 5,41
1,86 2,31 2,90 3,36 4,04
1,83 2,26 2,82 3,25 4,78
1,81 2,23 2,76 3,17 4,59
1,80 2,20 2,72 3,11 4,44
1,78 2,18 2,68 3,06 4,32
1,77 2,16 2,65 3,01 4,22
1,76 2,15 2,62 2,98 4,14
1,75 2,13 2,60 2,95 4,07
1,75 2,12 2,58 2,92 4,02
1,74 2,11 2,57 2,90 3,97
1,73 2,10 2,55 2,88 3,92
1,73 2,09 2,54 2,86 3,88
1,65 1,96 2,33 2,58 3,29

Приложение В

(справочное)

Таблица В.1 – Значения функции Лапласа

Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru
0,00 0,01 0,02 0,03 0,04 0,0000 0,0040 0,0080 0,0120 0,0160 0,37 0,38 0,39 0,40 0,41 0,1443 0,1480 0,1517 0,1554 0,1591 0,74 0,75 0,76 0,77 0,78 0,2703 0,2734 0,2763 0,2794 0,2823 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 0,3665 0,3686 0,3708 0,3729 0,3749
0,06 0,08 0,09 0,10 0,11 0,0239 0,0319 0,0359 0,0398 0,0438 0,42 0,43 0,44 0,46 0,48 0,1628 0,1664 0,1700 0,1772 0,1844 0,79 0,80 0,81 0,82 0,83 0,2852 0,2881 0,2910 0,2939 0,2967 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 0,3770 0,3790 0,3810 0,3830 0,3849
0,12 0,13 0,14 0,15 0,16 0,0478 0,0517 0,0557 0,0596 0,0636 0,49 0,50 0,51 0,52 0,53 0,1879 0,1915 0,1950 0,1985 0,2019 0,84 0,86 0,88 0,89 0,90 0,2995 0,3051 0,3106 0,3133 0,3159 1,21 1,22 1,23 1,24 1,26 0,3869 0,3888 0,3907 0,3925 0,3962
0,17 0,18 0,19 0,20 0,21 0,0675 0,0714 0,0753 0,0793 0,0832 0,54 0,55 0,56 0,57 0,58 0,2054 0,2088 0,2123 0,2157 0,2190 0,91 0,92 0,93 0,94 0,95 0,3186 0,3212 0,3238 0,3264 0,3289 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 0,3997 0,4015 0,4032 0,4049 0,4066
0,22 0,23 0,24 0,25 0,26 0,0871 0,0910 0,0948 0,0987 0,1026 0,59 0,60 0,61 0,62 0,63 0,2224 0,2257 0,2291 0,2324 0,2357 0,96 0,97 0,98 0,99 1,00 0,3315 0,3340 0,3365 0,3389 0,3413 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 0,4082 0,4099 0,4115 0,4131 0,4147
0,27 0,28 0,29 0,30 0,31 0,1064 0,1103 0,1141 0,1179 0,1217 0,64 0,65 0,66 0,67 0,68 0,2389 0,2422 0,2454 0,2486 0,2517 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 0,3437 0,3461 0,3485 0,3508 0,3531 1,38 1,39 1,40 1,41 1,42 0,4162 0,4177 0,4192 0,4207 0,4222
0,32 0,33 0,34 0,35 0,36 0,1255 0,1293 0,1331 0,1368 0,1406 0,69 0,70 0,71 0,72 0,73 0,2549 0,2580 0,2611 0,2642 0,2673 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 0,3554 0,3577 0,3599 0,3621 0,3643 1,43 1,44 1,45 1,46 1,47 0,4236 0,4251 0,4265 0,4279 0,4292

Продолжение таблицы В.1

Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru
1,48 1,49 1,50 1,51 1,52 0,4306 0,4319 0,4332 0,4345 0,4357 1,83 1,84 1,85 1,86 1,87 0,4664 0,4671 0,4678 0,4686 0,4693 2,36 2,38 2,40 2,42 2,44 0,4909 0,4913 0,4918 0,4922 0,4927 3,60 3,80 4,00 4,50 5,00 0,499841 0,499928 0,499968 0,499997 0,4999997
1,53 1,54 1,55 1,56 1,57 0,4370 0,4382 0,4394 0,4406 0,4418 1,88 1,89 1,90 1,91 1,92 0,4699 0,4706 0,4713 0,4719 0,4726 2,46 2,48 2,50 2,52 2,54 0,4931 0,4934 0,4938 0,4941 0,4945  
1,58 1,59 1,60 1,61 1,62 0,4429 0,4441 0,4452 0,4463 0,4474 1,93 1,94 1,95 1,96 1,97 0,4732 0,4738 0,4744 0,4750 0,4756 2,56 2,58 2,60 2,62 2,64 0,4948 0,4951 0,4953 0,4956 0,4959
1,63 1,64 1,65 1,66 1,67 0,4484 0,4495 0,4505 0,4515 0,4525 1,98 1,99 2,00 2,02 2,04 0,4761 0,4767 0,4772 0,4783 0,4793 2,66 2,68 2,70 2,72 2,74 0,4961 0,4963 0,4965 0,4967 0,4969
1,68 1,69 1,70 1,71 1,72 0,4535 0,4545 0,4554 0,4564 0,4573 2,06 2,08 2,10 2,12 2,14 0,4803 0,4812 0,4821 0,4830 0,4838 2,76 2,78 2,80 2,82 2,84 0,4971 0,4973 0,4974 0,4976 0,4977
1,73 1,74 1,75 1,76 1,77 0,4582 0,4591 0,4599 0,4608 0,4616 2,16 2,18 2,20 2,22 2,24 0,4846 0,4854 0,4861 0,4868 0,4875 2,86 2,88 2,90 2,92 2,94 0,4979 0,4980 0,4981 0,4982 0,4984
1,78 1,79 1,80 1,81 1,82 0,4625 0,4633 0,4641 0,4649 0,4656 2,26 2,28 2,30 2,32 2,34 0,4881 0,4887 0,4893 0,4898 0,4904 2,96 2,98 3,00 3,20 3,40 0,4985 0,4986 0,49865 0,49931 0,49966

Приложение Г

(справочное)

Таблица Г.1 – Значения критерия Аббе Задание на индивидуальную работу - student2.ru

Задание на индивидуальную работу - student2.ru Задание на индивидуальную работу - student2.ru при Задание на индивидуальную работу - student2.ru , равном
0,001 0,01 0,05
0,295 0,313 0,390
0,208 0,269 0,410
0,182 0,281 0,445
0,185 0,307 0,468
0,202 0,331 0,491
0,221 0,354 0,512
0,241 0,376 0,531
0,260 0,396 0,548
0,278 0,414 0,564
0,295 0,431 0,578
0,311 0,447 0,591
0,327 0,461 0,603
0,341 0,474 0,614
0,355 0,487 0,624
0,368 0,499 0,633
0,381 0,510 0,642
0,393 0,520 0,650

Наши рекомендации