Генератор преобразователя нб-436в
Основные элементы (Рис 44): общий остов 4, один подшипниковый щит 26, шесть главных (14, 17, 18) и шесть дополнительных полюсов (44, 45), якорь с коллектором (12, 13,16, 19, 20,), вентилятор 25 , щёточный узел (21, 22), реле оборотов 28.
Генератор преобразователя по устройству аналогичен устройству двигателей вспомогательных машин (Рис. 44). Конструктивные отличия имеет обмотка якоря, коллектор, щёточный узел и полюсная система.
Обмотка якоря. Обмотка якоря 13 петлевая, имеет 57 катушек и 57 уравнительных соединений 23. Катушка изготовлена из изолированного провода прямоугольного сечения, в катушке 8 секций, в секции два проводника. Корпусная и покровная изоляция катушки класса В (стеклослюдинитовая лента, фторопласт, стеклолента). В отличие от тягового электродвигателя уравнительные соединения 23 укладываются на изоляционный конус коллектора и впаиваются не в прорези петушков, а в прорези концов коллекторных пластин. Бандажировка изоляционного производится после пайки уравнительных соединений.
Коллектор. Коллектор в отличие от коллекторов электродвигателей вспомогательных машин, имеет 288 коллекторных и столько же миканитовых пластин увеличенной длины.
Щёточный узел.Щёточный узелсмонтирован на поворотной траверсе 22. На ней закреплены шесть стальных пальцев, опрессованых пресс-массой АГ-4, с пятью щёткодержателями. В каждом из них установлена одна щётка 21 типа ЭГ-2А размером 16´32´32 мм.
Полюсная система. Полюсная система состоит из шести главных и шести дополнительных полюсов. На сердечниках 44 дополнительных полюсов расположены катушки 45, намотанные из изолированного провода прямоугольного сечения. Каждая из них имеет 8 витков из трёх, параллельно соединённых проводников. На сердечниках 14 главных полюсов расположены катушки двух обмоток. Первая катушка 17, соприкасающаяся с остовом – катушка обмотки независимого возбуждения, вторая катушка 18 – катушка обмотки противовозбуждения. Катушка обмотки независимого возбуждения изготовлена из изолированного провода прямоугольного сечения и имеет 230 витков. У генератора преобразователя на электровозах ВЛ11м эта катушка имеет 280 витков. Катушка обмотки противовозбуждения изготовлена из изолированной медной шины и имеет один виток из двух проводников. Изоляция катушек обоих полюсов класса F Монолит.
Обмотка независимого возбуждения служит для создания магнитного потока главных полюсов. Подключается к цепям управления при сборе схемы рекуперативного торможения. Величина тока в ней регулируется изменением величины сопротивления резистора в ее цепи (схемное обозначение R31) при перемещении тормозной рукоятки контроллера машиниста.
Обмотка противовозбуждения служит для стабилизации тока рекуперации при колебаниях напряжения в контактной сети, поэтому каждая из двух параллельных ветвей этой обмотки включена в одну их параллельных ветвей тяговых электродвигателей и по ней протекает ток рекуперации.
Вентиляция.Вентиляция генератора и электродвигателя производится вентилятором с радиальными лопатками 25, который напрессован на вал якоря со стороны генератора. Охлаждающий воздух засасывается через продолговатые отверстия в подшипниковом щите 1 двигателя, через щели в его коллекторном люке 36 и проходит двумя потоками. Первый – в зазоре между якорем и полюсами двигателя и генератора. Второй – через аксиальные отверстия в сердечнике их якорей. Выходит через окна 30 в остове со стороны генератора.
Схема соединения обмоток (рис.47). Независимая обмотка имеет две параллельные ветви по три катушки в каждой, соединенные внутри генератора, и имеет выводы Н4 и НН4. Обмотка противовозбуждения имеет также две ветви по три катушки в каждой с выводами Н2 и НН2, и Н3 и НН3. Обмотка якоря
соединяется с катушками обмотки дополнительных полюсов в следующей последовательности: вывод Я1.
а) б)
Рис.47. Схема соединения катушек обмоток генератора преобразователя НБ-436В;
Схема соединения полюсных катушек (а) и схема соединения обмотки якоря (б).
перемычка между минусовыми щёткодержателями, минусовые щётки, коллектор, секции обмотки якоря, коллектор, плюсовые щётки и щёткодержатели, перемычка между ними, шесть дополнительных полюсов, вывод ЯЯ2.
Примечание: на электровозах ВЛ11 и ВЛ11м с системой САУРТ у генератора преобразователя обмотка независимого возбуждения имеет также две параллельных ветви по три катушкив каждой, но каждая из них имеет свои выводы из остова с маркировкой Н5-НН5 и Н4 и НН4.