Неравномерность хода ведущего звена машины
Уравнение движения главного вала машины в форме кинетической энергии имеет вид (см. формулу 4.9)
.
Так как величина избыточной работы Аизб, являясь функцией угла поворота вала φ, угловой скорости ω и времени t, есть величина переменная, т.е. Аизб = f(φ, ω, t), при этом Iпр = f(φ), то при установившемся режиме работы машины угловые скорости в начале и конце одного цикла Т (например, одного оборота) равны: ω0нач = ω0кон = ωср (рис. 4.8).
За цикл изменение кинетической энергии равно нулю ΔЕ = 0. Внутри цикла угловая скорость вала может меняться, что вызывает дополнительные динамические (инерционные) нагрузки, а также дополнительное трение в кинематических парах, снижающее надежность механизма и его кпд.
Ухудшаются условия работы механизма, приходится увеличивать материалоемкость машины, повышать прочность звеньев, нести дополнительные энергетические затраты на преодоление трения.
Рис. 4.8. Периодические колебания угловой скорости
главного вала машины в период установившегося движения
Коэффициент неравномерности хода ведущего вала машины δ выразим формулой
, (4.13)
где
. (4.14)
Из (4.13) и (4.14) получим
ωmax = ωcp (1 + ), ωmax2 ≈ ωср2 (1 + δ),
ωmin = ωcp (1 - ), ωmin2 ≈ ωср (1 - δ).
Величина δ может находиться в следующих пределах: для ударных машин и прессов δ≤ , для металлорежущих станков δ= , для двигателей δ≤ .