Конструктивные элементы судовых систем 2 страница

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru
Рисунок 9.4 - Установка ПСН на борту судна

Средства сигнализации:
- радиолокационный маяк – ответчик (SART);
- УКВ переносная радиостанция;
- 4 красные парашютные ракеты;
- 6 красных фальшфейера;
- 2 плавучие дымовые шашки;
- электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе;
- сигнальное зеркало (гелиограф);
- сигнальный свисток;
- таблица спасательных сигналов.

Установка ПСН.

На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru
Рисунок 9.5 - Схема крепления ПСН к судну
1- найтовы; 2- глаголь-гак; 3- пусковой линь; 4- гидростат; 5- слабое звено; 6- бандажная лента

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°. Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов - ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Плот остается связанным с судном.

Есть устройства, у который освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru
Рисунок 9.6 - Гидростат режущего типа

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.

Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезывается веревочная петля, удерживающая найтовы.

Гидростат разобщающего типа. Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.

Корпус данного гидростата также разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru


Рисунок 9.7 - Гидростат разобщающего типа

Как и в предыдущем примере, жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приводит к освобождению плота от найтовов.

Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена составляет 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому, при ручной отдаче, первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов - выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков с пояснениями наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:
- освободить найтовы;
- вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;
- вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
- раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь.

- если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;
- переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:
- можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;
- можно спуститься по штормтрапу;
- можно спуститься по швартовному концу;
- можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;
- помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru

Рисунок 9.8 – Инструкция по посадке на сбрасываемый плот

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:
- отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя.
- выбрать плавучий якорь;
- подтянуть водяные карманы.

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того, чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой-либо тяжелый предмет (например, ботинок).

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:
- образование воронки при погружении судна под воду;
- возможность взрыва при пожаре;
- всплытие с тонущего судна плавающих предметов;
- возможность заваливания судна на борт.

- после отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:
- равномерно распределить людей, воду, продукты питания, теплые вещи и т.п.;
- более рационально использовать средства сигнализации;
- более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, оказание медицинской помощи нуждающимся, ловля рыбы и т.п.);
- облегчить поиск средствам, ведущим поисково-спасательную операцию.

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Жесткий спасательный плот из легкого сплава состоит из замкнутой трубы и двойного днища, разделенного на ряд водонепроницаемых отсеков, в которых размещается снабжение плота. С обеих сторон настила двойного дна имеются лючки, закрываемые водонепроницаемыми крышками, для доступа к снабжению при пла­вании плота любой стороной вверх. По периметру плота уложен и закреплен тент с полиэтиленовыми дугами. Тент имеет два входа, закрываемые фартуками, сборник дождевой воды, сигнальную лампочку наверху тента и лампочку освещения внутри плота. Плот снабжен входными трапами, фалинем, обухами для крепления подъемных стропов и скобами для крепления буксирного троса. На горизонтальных поверхностям плота устанавливают рейчатые деревянные или пластмассовые банки для сидения.

Плот-каюта вместимостью до 40 чел. свободно всплывает с людьми при погружении судна. Его устанавливают в кормовой части судна и после отдачи креплений сбрасывают в воду с высоты до 22,5 м. На плоту имеются специальные койки, облицованные пенопластом с привязными ремнями.

9.2 Индивидуальные спасательные средства

Спасательные жилеты бывают надувные и с твердыми наполни­телями. К ним предъявляются следующие основные общие требо­вания:

- конструкция жилета должна исключать вероятность неправиль­ного надевания, позволять человеку надевать его без посторонней помощи за время не более 1 мин и прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных повреждений и без смещения или поврежде­ния при этом жилета;

- жилет должен иметь такую плавучесть и остойчивость, чтобы поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды (таким образом, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20 и не более 50° от его вертикального положения), поворачивать в течение не более 5 с тело человека из любого положения в такое, при котором рот человека находится над водой;

- плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5 % после погружения его в пресную воду на 24 ч;

- материал жилета не должен поддерживать горения и плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

- жилет должен иметь лампочку с водоналивной батарейкой или поисковый огонь с источником энергии, способным обеспечивать силу света не менее 0,75 кд в течение не менее 8 ч, либо проблеско­вый огонь с ручным выключателем, дающий не менее 50 проблесков в i мин такой же силы света;

- для подачи звуковых сигналов жилет должен быть снабжен, свистком.

Спасательный жилет имеет не менее двух отдельных камер, которые надуваются автоматически при погружении в воду, устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением. Его можно надувать и ртом. В случае повреждения одной камеры плавучесть и остойчивость жилета сохраняются.

Для изготовления спасательных жилетов с твердыми наполнителями применяют прочные натуральные или синтетические ткани, а в качестве наполнителя - пробки и пенопласт. Жилет закреп­ляется на теле человека тесемочными завязками.

Спасательные жилеты окрашивают в оранжевый цвет. На них с двух сторон наносят водостойкой черной краской название судна.

Гидрокостюмы и теплозащитные средства предназначены для уменьшения потерь теплоты телом человека в холодной воде. Их изготавливают из водонепроницаемых материалов, обладающих низ­кой теплопроводной способностью.

Гидрокостюм должен быть таким, чтобы его можно было надеть без посторонней помощи за время не более 2 мин вместе с одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его ношения. Он не должен поддерживать горения и плавиться после того, как полностью охвачен пламенем в течение 2 с. Такой костюм имеет приспособление для сбрасывания излишков воздуха. После прыжка человека в воду с высоты не менее 4,5 м в гидрокостюм не должно проникать чрезмерное количество воды. Гидрокостюм делают таким, чтобы человек мог подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м, прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без телесных поврежде­ний и без повреждения костюма, проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот.

Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета,' снабжают поисковым огнем и свистком. Костюм, изготовленный из материала, не обладающе­го теплоизоляционными свойствами, надевают вместе с теплой одеждой и спасательным жилетом. В этом случае он обеспечивает теплозащиту человека после прыжка в воду с высоты 4,5 м так, что внутренняя температура тела не понижается более чем на 2 °С после пребывания в течение i ч в тихой циркулирующей воде, температура которой +5 °С. Если человек в гидрокостюме со спасательным жилетом находится без сознания, костюм способен переворачи­вать его в пресной воде из положения «лицом вниз» в положение «лицом вверх» за время не более 5 с.

Теплозащитные средства сохраняют теплоту человеческого тела при температуре воздуха —30...+20 °С. Всякое теплозащитное средство должно быть таким, чтобы человек мог снять его в воде за время не более 2 мин, если оно мешает плыть.

Спасательные круги изготавливают из плавучего материала (пробковой стружки или крошки, тростника и др.). Используют также круги, представляющие собой надувные воздушные камеры. Круги обшивают парусиной и окрашивают в оранжевый цвет. Спасательный круг должен иметь следующие свойства:

- способность поддерживать в пресной воде груз и железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;

- массу не менее 2,5 кг, а если предусматривается, чтобы он приводил в действие устройство для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося огня,- массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;

- не поддерживать горения и не плавиться после того, как был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

- выдерживать сбрасывание в воду с высоты места его установки при наименьшей осадке судна (но не менее 30 м) без повреждения и ухудшения эксплуатационных характеристик своих и прикреп­ленного к нему оборудования.

Такой круг имеет спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной, составляющей не менее четырех наружных диаметров круга. Леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих одно от другого местах, образуя четыре одинаковые петли. На каждом спасательном кругу нанесены печатными буквами латинского алфавита название и порт приписки судна.

Определенное число спасательных кругов на судне снабжено автоматически действующими дымовыми шашками и самозажигающимися огнями. Дымовые шашки должны давать равномерный дым хорошо видимого цвета в течение не менее 15 мин, продолжать дымообразование при полном погружении в воду по меньшей мере на 10 с. Они не должны гореть вспышками и выбрасывать пламя, заливаться водой на волнении. Самозажигающиеся огни спасатель­ных кругов должны быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой, гореть непрерывно в течение не менее 2 ч). Огни могут быть проблесковыми с частотой проблесков не менее 50 в 1 мин и силой све­та не менее 2 кд. На танкерах самозажигающиеся огни спасательных кругов работают от электрических батарей.

9.3 Размещение спасательных средств на судне. Снабжение судов спасательными средствами

Число спасательных средств на судне зависит от его размеров, назначения, района плавания и общего числа находящихся на борту людей. Размещение и использование спасательных средств регламентировано Поправками 1983 г. к СОЛАС-74/78.

Обязательные спасательные средства коллективного пользования на грузовом судне следующие:

- на каждом борту полностью закрытые спасательные шлюпки такой вместимости, чтобы шлюпки одного борта могли принять всех находящихся на судне людей. Судам (кроме нефтяных танкеров, танкеров-химовозов и газовозов), осуществляющим перевозки в благоприятных климатических условиях и в определенных районам, разрешается иметь вместо полностью закрытых спасательных шлю­пок самовосстанавливающиеся частично закрытые шлюпки;

- спасательные плоты, конструкция которых позволяет легко переместить их для спуска на воду с любого борта, обшей вместимостью, необходимой для размещения всех находящихся на судне людей, или вместо таких-плотов спасательные плоты, размещенные по бортам с таким расчетом, чтобы общая вместимость плотов каждого борта была достаточной для размещения всех имеющихся на судне людей.

Если спасательные шлюпки или плоты установлены на расстоянии более М)0 м от носовой или кормовой оконечности судна, то в дополнение к указанным плотам должен быть плот, установленный как можно дальше к носовой или кормовой оконечности. Грузовое судно должно иметь по меньшей мере одну дежурную шлюпку. Суда длиной менее 85 м, кроме нефтяных танкеров, танкеров- химовозов и газовозов, могут вместо указанных спасательных шлю­пок и плотов иметь на каждом борту только легко переносимые с борта на борт спасательные плоты, способные принять всех находящихся на судне людей.

Нефтяные танкеры, танкеры-химовозы и газовозы, перевозящие грузы с температурой вспышки не выше 60 °С. должны иметь огнезащищенные спасательные шлюпки, перевозящие грузы, которые выделяют токсичные газы или пары,— спасательные шлюпки с автономной системой воздухоснабжения.

Обязательные спасательные средства коллективного пользования на пассажирском судне неограниченного района плавания следующие:

- на каждом борту полностью или частично закрытые спасательные шлюпки общей вместимостью, достаточной для размещения 50 % общей численности людей, находящихся на судне;

- спасательные плоты общей вместимостью, достаточной для размещения не менее 25 % общего числа находящихся на судне людей.

Разрешается замена части спасательных шлюпок спасательными плотами при условии, что на каждом борту судна вместимость спасательных шлюпок будет достаточной для размещения на них не менее 37,5 % общей численности находящихся на судне людей.

Пассажирское судно должно иметь при валовой вместимости менее 500 peг. т но меньшей мере одну дежурную шлюпку, 500 peг. т и более - не менее одной дежурной шлюпки на каждом борту. На всех судах спасательные шлюпки могут быть и дежурными при условии, что они отвечают также требованиям, предъявляемым к дежурным шлюпкам.

Спасательные шлюпки размещают на шлюпочной палубе в районе расположения жилых помещений. Каждая спасательная шлюпка должна находиться в постоянной готовности с тем, чтобы два члена экипажа могли подготовить ее к спуску в течение не более 5 мин, а все спасательные шлюпки и плоты, которые необходимы при оставлении судна, должны спускаться на воду с полным комплектом людей и снабжения на грузовых судах в течение не более 10 мин, на пас­сажирских — не более 30 мин с момента подачи команды об остав­лении судна.

Спасательные шлюпки спускают на воду посредством спусковых устройств, а надувные плоты — методом свободного сбрасывания. Кроме того, устанавливают сбрасываемые спасательные шлюпки. Такая шлюпка размешается на корме судна на специальной платформе или слипе. Здесь же происходит посадка людей в шлюпку, которые располагаются в кроватях специальной конструкции и засте­гивают привязные ремни. Для зашиты людей от перегрузок во время падения шлюпки кровати облицованы амортизирующими прокладками. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы или слипа и падает в воду. Прочный корпус и форма шлюпки позволяют безопасно сбрасывать ее с высоты до 40 м при дифференте судна до 15° и крене до 30° Вместимость шлюпки до 40 чел.

Спасательные плоты на некоторых судах спускают на воду в надутом состоянии с полным комплектом людей и снабжения специальной кран-балкой.

Обязательные спасательные средства индивидуального пользования следующие.

На грузовых судах спасательные жилеты должны быть для каждого находящегося на борту человека и, кроме того, должно иметься достаточное число жилетов для вахтенного персонала на ходовом мостике, в машинном отделении и радиорубке, а также в мес­тах, расположенных далеко от спасательных шлюпок и плотов.

На пассажирских судах, кроме спасательных жилетов для всех членов экипажа и пассажиров, должны иметься спасательные жилеты для детей в количестве, равном не менее 10 % численности находящихся на борту пассажиров, и в дополнение к этому — спа­сательные жилеты на палубе в местах сбора пассажиров в количестве, равном не менее 5 % общей численности находящихся на судне людей.

Гидрокостюм должен быть для каждого члена команды дежурной шлюпки, а на каждой спасательной шлюпке должно иметься не менее трех гидрокостюмов. Число спасательных кругов на судне зависит от его длины и должно быть не менее:

- на грузовых судах при длине судна до 100 м — 8 шт., от 100 до 150 м — 10 шт. от 150 до 200 м — 12 ш 200 м и более — 14 шт.,

- на пассажирских судах при длине судна до 60 м — 8 шт., от 60 до 120 м — 12 шт. от 120 до 180 м — 18 шт. от 180 до 240 м — 24 шт., 240 м и более — 30 шт.

Не менее половины спасательных кругов должны быть снабжены самозажигающимися огнями, причем не менее двух из них - автоматически действующими дымовыми шашками. Их размещают по бортам на ходовом мостике. Пассажирские суда длиной до 60 м имеют не менее восьми спасательных кругов, из них не менее шести с самозажигающимися огнями.

По меньшей мере один спасательный круг на каждом борту судна имеет плавучий спасательный линь диаметром не менее 8 мм и длиной, в 2 раза превышающей высоту места его установки над ватерлинией при наименьшей осадке судна, но не менее 30 м. Все спасательные круги равномерно распределяют по обоим бортам судна. По крайней мере один круг находится нa корме судна. Спасательные круги крепят так, чтобы любой из них можно быстро быстро сбросить в воду.

С целью улучшения охраны человеческой жизни на море Поправками 1983 г к СОЛАС-74/78 каждому судну предписано иметь:

- переносную радиоаппаратуру для спасательных шлюпок и плотов, отвечающую требованиям Конвенции, если ни на одной шлюпке на каждом ее борту нет стационарной радиоустановки;

- на каждом борту один включаемый вручную переносной аварийный радиобуй — указатель местоположения для спасательных шлюпок и плотов;

- по меньшей мере три комплекта аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи;

- не менее 12 парашютных ракет, хранящихся на ходовом мостике или вблизи него;

- пассажирскому судну, совершающему дальние международные рейсы, если общая численность людей на борту более 199, но менее 1500, радиотелеграфную установку по меньшей мере на одной спаса­тельной шлюпке, а если общая численность людей на судне более 1500 — на одной спасательной шлюпке на каждом, борту.

9.4 Шлюпбалки. Спусковые устройства

Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалки - это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.

Спуск шлюпки осуществляется на лопарях вдоль борта судна до тех пор, пока шлюпка не окажется на воде.

Лопари - стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки.

Спуск шлюпки происходит только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии и не зависит от судовых источников энергии.

Управление спуском шлюпки, спускаемой на талях, может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Особенностью наиболее распространенных гравитационных шлюпбалок является вываливание шлюпки под действием силы тяжести после отдачи стопоров. Их отличает быстрота вываливания - не более 2 минут, надежная работа при крене до 20°.

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru

Рисунок 9.9 - Крепление спасательной шлюпки на борту судна

Гравитационные шлюпбалки подразделяют на скатывающиеся (скользящие), у которых стрела с подвешенной к ней шлюпкой перемещается по направляющим станины на роликах, вываливая при этом шлюпку, и шарнирные, вываливающие шлюпку за счет поворота вокруг шарнира, расположенного у нижнего конца шлюпбалки.

Каждую пару шлюпбалок обслуживает одна шлюпочная лебедка с ручным или механическим приводом.

Каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины - из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм.

Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном месте (под шлюпкой), а сам штормтрап находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru

Рисунок 9.10 – Спуск спасательной шлюпки

Перед спуском шлюпки на воду необходимо выполнить ряд действий:

1) Доставка в шлюпку оборудования и снабжения, необходимого для выживания после оставления судна:
- переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (SART);

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru
Рисунок 9.11 - Радиолокационный маяк ответчик (SART) и переносные УКВ радиостанции


- теплые вещи (одеяла);
- дополнительный запас пищи и воды;
- дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации.

2) Перед спуском на воду необходимо закрыть пробкой спускной клапан (находится в нижней точке корпуса и имеет соответствующую маркировку).

3) В случае необходимости готовятся к использованию фалини из аварийного снабжения, которые крепят к оконечностям шлюпки и разносят вдоль борта.
- шлюпку, спускаемую на лопарях вдоль борта в штормовых условиях, необходимо удерживать от раскачивания и биения о борт судна.
- если спуск шлюпки производится, когда судно имеет ход относительно воды, то в этом случае также необходимо использовать фалини для удержания шлюпки у борта.

При спуске шлюпки фалини потравливаются втугую через утки или другие подходящие элементы конструкции. Если длина фалиня позволяет, то предпочтительнее его заводка дуплинем (проводка вокруг какого-либо элемента конструкции и возвращение ходового конца в шлюпку), чтобы не оставлять на борту судна людей, которым бы пришлось потом спускаться в шлюпку по штормтрапу.

4) Убирание леерного ограждения посадочной палубы.

5) Подготовка штормтрапа.

6) Отдача найтовов.

7) Отдача стопора шлюпбалок.

Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru
Рисунок 9. 12 - Посадка экипажа и спуск шлюпки

Посадка людей в шлюпку, спускаемую на талях, может производиться:
- на пассажирских судах - или на месте ее установки, или с посадочной палубы;
- на грузовых судах - на месте установки.

Дальнейшее управление спуском производится при помощи ручного тормоза лебедки спускового механизма. Тормоз освобождается, и шлюпка под действием собственной силы тяжести начинает вываливать за борт шлюпбалки и опускаться. При посадке пассажиров с посадочной палубы спуск затормаживают, выведя вход шлюпки на уровень посадочной палубы.

После посадки людей в шлюпку освобождается ручной тормоз, и шлюпка опускается на воду.

Разобщение с лопарями следует производить в момент, когда шлюпки находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать.

Фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка находилась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае – перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна. Рекомендуется сохранить фалини, т.к. они могут понадобиться для буксировки, для объединения с другими спасательными средствами, для вытягивания шлюпки на берег.

Литература: [3]: с. 411-435, [4]: с.166-197; Конструктивные элементы судовых систем 2 страница - student2.ru : с. 234266.

Вопросы для самоконтроля

1. Что входит в снабжение спасательных шлюпок?

2. Опишите кратко устройство надувного спасательного плота (ПСН)?

3. Что относится к индивидуальным спасательным средствам?

4. Виды спасательных шлюпок и их конструкция?

5. Спасательные плоты и приборы?

6. Что входит в снабжение спасательных шлюпок?

10Рангоут и такелаж. Морские узлы

Наши рекомендации