Плавание в штормовых условиях
Особенности плавания в шторм определяются действием на судно сильного ветра и волнения. Под влиянием этих факторов судно сильно дрейфует и кренится, теряет скорость, в результате чего ухудшается управляемость. Наибольшее воздействие ветер оказывает на суда с высокими надводными бортами, развитыми надстройками и малой осадкой. Сильное волнение вызывает качку судна, при которой на него действуют большие инерционные силы, способные вызвать сдвиг с фундаментов судовых механизмов и устройств, смещение груза в трюмах и на палубе. От ударов волн корпус испытывает сильные напряжения и вибрацию, что может вызвать деформацию и трещины в наружной обшивке и палубах, расшатывание узлов соединения набора корпуса. В сильный шторм на палубу обрушиваются большие массы воды, которые могут повредить или смыть за борт палубные грузы, разрушить палубные устройства, вентиляторы и люковые закрытия, чем создается опасность проникновения воды внутрь судна.
Безопасность плавания в штормовых условиях обеспечивается тщательной подготовкой судна и правильной его загрузкой, надежным креплением груза, умелым управлением судном во время шторма и подготовленностью экипажа к борьбе за живучесть судна. Все действия экипажа по подготовке судна к плаванию в штормовых условиях регламентируются Уставом службы на судах, Положением о технической эксплуатации морского флота, Рекомендациями по организации штурманской службы на судах, Наставлением по борьбе за живучесть судна и приказами судовладельца. Положения Рекомендаций лица командного состава должны выполнять в полном объеме. Мероприятия, в проведении которых принимает непосредственное участие рядовой состав судна, следующие.
При усилении ветра, с получением штормового предупреждения или при наличии признаков ухудшения погоды экипаж заблаговременно принимает меры к обеспечению. безопасности людей и судна, сохранности груза и судового имущества. Об ожидаемом шторме членов экипажа оповещают по судовой трансляционной сети. Они проверяют и проводят дополнительное крепление предметов судового снабжения, мебели и инвентаря, задраивают на заглушки иллюминаторы в нижних помещениях.
При подготовке к шторму экипаж должен:
- тщательно проверить и обеспечить надежность и герметичность закрытия грузовых трюмов, водонепроницаемых закрытий с маркировкой П, световых люков, капов и иллюминаторов, плотность закрытия пробок и крышек на мерительных трубках, исправность клапанов фановой и других систем, исправность штормовых портиков, шпигатов и других отверстий для стока воды, надежность крепления якорей, грузовых стрел, спасательных шлюпок и плотов, забортных трапов, аварийного, противопожарного, шкиперского й другого имущества, крепление палубного груза, надежность закрытия палубных клюзов, чтобы исключить поступление воды в цепные ящики;
- перекрыть приемные шахты и грибки средств вентиляции, раструбы трюмных вентиляторов развернуть по ветру, закрыть заглушками и брезентовыми чехлами;
- убрать с верхней палубы все тросы, не находящиеся на вьюшках; перенести из боцманской и шкиперской кладовых в легкодоступные во время шторма места материалы и инструменты, которые могут понадобиться для дополнительного крепления груза;
- основать штормовые леера из растительного троса окружностью не менее 60 мм для безопасного передвижения экипажа по верхней палубе.
В течение всего периода плавания в штормовых условиях ведут наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, визуальное и радиолокационное наблюдение за горизонтом. Ручное управление рулем осуществляют опытные матросы. О предстоящем повороте и возможном значительном крене судна экипаж оповещают по трансляционной сети.
Выходить на открытые палубы, куда могут попадать волны, допускается только группами в составе не менее 2 чел. е разрешения и под общим руководством старшего помощника капитана.
Палубные работы проводят только в исключительных случаях с разрешения капитана под непосредственным руководством командира, имеющего стаж работы на судах не менее трех-лет. Работающие надевают противоударные каски, спасательные жилеты и пояса с наплечными и подножными лямками и с надежно прикрепленным концом растительного троса толщиной не менее 50 мм такой
длины, чтобы человек не мог оказаться за бортом, когда второй конец троса прикреплен к прочному устройству или к стальному лееру, протянутому по диаметральной плоскости судна. Работающие следят за сигналами руководителя работ: один продолжительный свисток означает, что надо приступить к работе, несколько коротких — прекратить работу и укрыться. Для работы на палубе привлекают наиболее квалифицированных лиц: боцмана, старшего матроса, матросов первого класса. Перед каждым выходом работающих на палубу с ними проводят инструктаж, проверяют знание ими сигналов и указывают места для укрытия от попадающих на палубу волн.
В темное время суток места работы на палубе хорошо освещают прожекторами и другими стационарными светильниками.
Судну, штормующему при отрицательных температурах воздуха, угрожает опасность обледенения. Особенно опасно несимметричное обледенение высоко расположенных судовых конструкций, так как оно может привести к большому крену и полной потере остойчивости судна.
С целью уменьшения обледенения выбирают курс и скорость судна с таким расчетом, чтобы забрызгивание и заливание были наименьшими, а для предотвращения неравномерности обледенения и статического крена попеременно изменяют курс, приводя судно на ветер правым и левым бортами.
Активную борьбу со льдом начинают немедленно, как только замечено нарастание льда на палубе, корпусе, надстройках. Перед началом осколки льда вдоль палубы и мест работы протягивают надежные леера. Для борьбы с обледенением объявляют общий аврал.
Для восстановления остойчивости судна в первую очередь удаляют лед с высоко расположенных конструкций, соблюдая правила безопасности. При возникновении статического крена судна в результате несимметричного обледенения в первую очередь скалывают лед с накрененного борта и высоких конструкций, а при значительном обледенении носовой части и появлении дифферента на нос - с носовой оконечности.
Для борьбы с обледенением применяют различные средства:
-механические (ломы, топоры, пешни, лопаты, деревянные кувалды, механизированный инструмент с пневмо- и электроприводом), тепловые (горячую воду, пар) и физико-химические (антифризы, например крепкий раствор поваренной соли с содержанием ингибиторов, противообледенительную смесь, каменную соль, жир, пасты и др.). Можно использовать теплую воду после охлаждения главного двигателя. Если температура забортной воды выше +3 °С, поливают обледеневшие поверхности сильными струями забортной воды.
Литература: [4]: с. 239-250. [9]: с. 68-71; [7]: с. 269-280, 394-404.
Вопросы для самоконтроля
1.Из каких элементов состоит космическая система КОСПАС-САРСАТ?
2.Какие предварительные мероприятия проводит экипаж судна-спасателя перед снятием людей с судна, терпящего бедствие?
3. Каковы действия экипажа по спасению человека, оказавшегося за бортом судна?
4. Каковы причины посадки судна на мель?
5. Какие мероприятия необходимо выполнить в случае посадки судна на мель?
6. Каковы особенности плавания в штормовых условиях?