Назначение и конструктивные особенности расходно-наполнительной арматуры для баллонов СНГ.
КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 1
«Расходно-наполнительная арматура автомобильных баллонов для газового топлива. Клапаны и фильтры. Газовые смесители и дозирующие устройства. Трубопроводы и соединительные детали».
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Разработаны: проф., д.т.н. Бышовым Н.В., ст. преп. Корнюшиным В.М. |
РЯЗАНЬ 2015
Лабораторная работа № 1.
«Расходно-наполнительная арматура автомобильных баллонов для газового топлива. Клапаны и фильтры. Газовые смесители и дозирующие устройства. Трубопроводы и соединительные детали».
1. Цель и задачи работы.
Изучить назначение и конструктивные особенности узлов и агрегатов газобаллонного оборудования для автотракторной техники:
- расходно-наполнительной арматуры автомобильных баллонов для газового топлива;
- клапанов и фильтров;
- газовых смесителей и дозирующих устройств;
- трубопроводов и соединительных деталей.
Получить практические навыки по правилам установки и регулировки узлов и агрегатов газобаллонного оборудования для автотракторной техники.
2. Литература:
2.1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учеб. для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. / Е.С.Кузнецов, А.П.Болдин, В.М.Власов и др. — М.: Наука, 2001.
2.2. Панов Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудова-
ния автомобилей. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2.3. Григорьев Е.Г., Колубаев Б.Д., Ерохов В.И. и др. Газобаллонные
автомобили. — М.: Машиностроение, 1989.
2.4. ОСТ 37.001.653 — 99. Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования и методы испытаний.
3. Оборудование, приборы, инструмент.
Наглядные стенды, показывающие работу автотракторной техники на сжиженном нефтяном и компримированном природном газах.
Автомобильные газовые баллоны для сжиженного нефтяного и компримированного природного газов.
Узлы и агрегаты газобаллонного оборудования:
- расходно-наполнительная арматура автомобильных баллонов для газового топлива;
- клапана и фильтры;
- газовые смесители и дозирующие устройства;
- трубопроводы и соединительные детали.
Учебные плакаты, методические указания к лабораторной работе (кафедра ЭМТП).
4. Указания по технике безопасности при проведении работы.
При проведении работы следует строго соблюдать все правила поведения, изложенные в «Инструкции по технике безопасности и охране труда для обучающихся в учебной аудитории».
Расходно-наполнительная арматура автомобильных баллонов.
Назначение и конструктивные особенности расходно-наполнительной арматуры для баллонов СНГ.
Изготавливают три типа баллонов для СНГ: с отдельно расположенными на баллоне вентилями и вентилями, конструктивно объединенными в один узел — мультиклапан, и торроидальные баллоны (в виде тора). Последний вид баллонов удобен тем, что может устанавливаться в углублении для запасного колеса.
Отдельно вентили для заправки, расхода жидкой и газообразной фаз, контроля уровня, а также предохранительный клапан аварийного сброса давления могут располагаться на баллонах большой вместимости (более 100 л).
Блок расходно-наполнительной арматуры (мультиклапан) предназначен для установки на баллоне для СНГ (рис.1).
Мультиклапан - это устройство, предназначенное для:
o наполнения сжиженным нефтяным газом (СНГ) газового баллона;
o прекращения заправки при заполнении объема баллона на 80% с герметичной отсечкой баллона от заправочной магистрали (выполняется автоматически);
o обеспечения подачи СНГ в газовую систему питания двигателя;
o прекращения подачи СНГ при аварийной разгерметизации газовой системы;
o визуального контроля за уровнем СНГ в баллоне (непосредственно на мультиклапане баллона и дополнительно в кабине водителя при наличии дистанционного указателя уровня);
o "стравливания" повышенного давления СНГ в баллоне (выше рабочего, равного 1,6 МПа) вследствие его нагрева или пожара, предотвращая взрыв баллона.
Корпус мультиклапана крепится 6-ю винтами к фланцу баллона. Герметичность соединения обеспечивается прокладкой 8. Во время заправки газ поступает в баллон через входной штуцер 5, преодолевая усилие подпружиненного шарика 2. По мере наполнения баллона газом поднимается поплавок 18.
В момент, когда уровень газа достигнет 80 % от объема баллона, автоматический клапан 13 (отсекатель) перекроет поступление газа и заправка газом прекратится. Шарик 2 перекроет обратный выход газа из баллона.
Газ из баллона поступает в магистраль по трубке забора газа 15, отжимая шарик скоростного клапана 6 через расходный вентиль 27. Во время хранения автомобиля на стоянке расходный 27 и заправочный 23 вентили надежно перекрывают баллон.
В случае нагрева баллона свыше 50 °С или пожара открывается предохранительный клапан 1, стравливая избыточное давление газа. Количество газа в баллоне контролируется магнитной стрелкой 10 по шкале 11. Стрелка перемещается вмонтированным в автоматический клапан 13 магнитом и защищена прозрачным корпусом 9.
Максимально допустимый объем заправляемого газа предварительно регулируется винтами 16.