Установки судна проекта № 570 б
Введение.
Судовая энергетическая установка (СЭУ) состоит из комплекса оборудования, предназначенного для преобразования энергии топлива в механическую, электрическую и тепловую энергий и транспортировки их к потребителям. Указанные виды энергии обеспечивают: движение судна с заданной скоростью; безопасность и надёжность плавания; работу механизмов машинного помещения, палубных механизмов и устройств; электрическое освещение; действие средств судовождения, управления механизмами, сигнализации и автоматики; общесудовые и бытовые нужды экипажа и пассажиров; выполнение различных производственных операций на транспортных судах, судах технического флота и специального назначения.
Современное развитие транспортного флота характеризуется созданием высокопроизводительных грузовых, буксирных и пассажирских судов, повышением их мощности, скорости хода; оборудованием, высокоэффективными и экономичными механизмами, устройствами, системами, средствами механизации и автоматизации, стандартизацией и унификацией отдельных механизмов и судовых энергетических установок в целом.
Краткая характеристика судна и его энергетической установки.
Таблица
Характеристика судна проекта № 507 б.
№ п/п | Параметры, единицы измерения | Численные значения |
Класс судна | “О” | |
Размерения корпуса, м длина ширина | 16,5 | |
Водоизмещение, т: в полном грузу | ||
Грузоподъемность, т | ||
Мощность СЭУ, кВт | ||
Осадка, м: в полном грузу порожнем | 3,5 | |
Скорость, км/ч: в полном грузу | ||
Число мест для экипажа | ||
Автономность, сут. | ||
Движитель тип количество диаметр винта, м | ГВН 1,8 | |
Сухая масса СЭУ, т | ||
Габариты машинного отделения, м: длина ширина | 14.4 16,5 |
Таблица 2
Характеристики основных элементов энергетической
установки судна проекта № 570 б.
Элементы энергетической установки и их параметры, единицы измерения | Численные значения |
| 6НВД48А Мот., Диз. М-10Г2ЦС 0,218 0,00195 |
Окончание табл.
Элементы энергетической установки и их параметры, единицы измерения | Численные значения |
| Прямая 0,99 |
| Переменный ДГР-100 6Ч 18/22 Диз. М-10Г2ЦС 0,210 0,00176 СДГ102-88 |
| КОАВ-68 285 000 21,0 КУВ-100 420 000 |
На основе данных табл. 1 и 2 выполняется расчёт показателей установки судна (в виде табл.3):
1. Эффективная мощность главной ЭУ (кВт) :
Py=x ∙Pe=2∙736= 1472 ,
где - количество ГД;
- номинальная эффективная мощность ГД, .
2. Энергооснащённость судна:
,
где - водоизмещение судна в полном грузу, т.
3. Энергонасыщенность по отношению к:
- длине машинного отделения (МО)
Ip=( Py +xb∙Peb)/LMO=(1472+3∙110)/14.4=125
- площади МО
,
где - мощность вспомогательных двигателей СЭУ, ;
и - длина в м и площадь МО в .
4. Энергоёмкость работы судна:
,
где Mп=G для сухогрузных судов и танкеров,
где G – грузоподъемность,т;
- скорость судна в полном грузу, .
5. Абсолютный КПД судовой установки:
;
где Peb- мощность вспомогательного двигателя, кВт;
хb,хk - количество вспомогательных двигателей и автономных (вспомогательных) котлов;
Qт=k∙qтт∙G – теплота, затрачиваемая на технологические нужды танкером, которые определяются условиями транспортировки груза, кДж/ч;
к=1÷1,25 – коэффициент, учитывающий увеличение теплопотерь при подогреве груза;
qтт- удельные тепловые потери при остывании тонны груза, равные для танкеров:
с двойными бортами и двойным дном 420÷630 кДж/(ч∙т);
Qт=0 кДж/ч;
Qп=Qот+Qсб – расход теплоты на бытовые нужды пассажиров.
Qп=306400+48000=354400 кДж/ч;
Расход теплоты на отопление помещений Qот в кДж/ч различных типов судов производится по следующим зависимостям:
Для сухогрузных судов и танкеров: Qот=83800+42G=83800+42∙5300=306400кДж/ч
Расход теплоты на санитарно-бытовые нужды Qсб в кДж/ч находится по выражению: Qсб=(nэк +nпас)(qвм+qвп),
Где qвм – удельный расход теплоты на приготовление горячей мытьевой воды, принимаем равным для грузовых судов и буксиров-толкачей 1880÷2720 кДж/чел∙ч.
qвп- удельный расход теплоты на приготовление кипяченой питьевой воды, принимаем равным для грузовых судов и буксиров-толкачей 400÷420 кДж/чел∙ч.
Qсб=20(2000+400)=48000 кДж/чел∙ч
В,Вb,Вк- расход топлива в кг/ч главного и вспомогательного двигателей, автономного котла.
Qн,Qнb,Qнк – низшая удельная теплота сгорания топлива в кДж/кг главного и вспомогательного двигателей, автономного котла;
Qн=42500 кДж/кг – для дизельного топлива;
Qн=42000 кДж/кг –для моторного топлива;
В =be ∙Pe, где be- удельный эффективный расход топлива главного двигателя,кг/кВт∙ч;
В=0,218∙736=160,448 кг/кВт∙ч
Вb= beb∙ Peb, где beb – удельный эффективный расход топлива вспомогательного двигателя ,кг/кВт∙ч;
Вb=0,210∙110=23,1 кг/кВт∙ч;
Вк= Qk/(ηk∙ Qнк), где ηk = 0,7÷0,85 – КПД вспомогательного автономного котла, Qk – теплопроизводительность вспомогательного котла;
Вк= 285000/(0,8∙42500)=8.3кг/кВт∙ч;
6. Эффективный КПД установки:
,
ηэу = 3600(2∙736-2·50)/2∙0,218∙736∙42500+3∙0,210∙110∙42500+1∙285000/0,8-
-2∙420000=0,30
где - мощность дизель-генератора, кВт;
и - удельные эффективные расходы топлива главного и вспомогательного двигателей, ;
и - низшая удельная теплота сгорания топлива, применяемого главным и вспомогательным двигателями, ;
- КПД вспомогательного автономного котла.
Принимаем .
- количество дизель-генераторов, автономных котлов, утилизационных котлов;
- теплопроизводительность вспомогательного автономного котлов.
- теплопроизводительность утилизационного котла.
7. КПД судового ( пропульсивного ) комплекса:
,
где - эффективный КПД главного двигателя;
ηе=3600/(Qн ∙ bе),
- КПД главной передачи установки, принимаемый равным для прямой передачи 0,98÷0,99 ; принимаем ;
и - КПД валопровода ( ) и пропульсивный КПД движителя ( для гребных винтов речных судов ).
Принимаем ,
.
8. КПД энергетического комплекса:
где - эффективный КПД вспомогательного двигателя;
ηеb=3600/(Qн∙be)=3600/0,210∙42500=0,40
ηе – эффективный КПД главного двигателя;
ηе=3600/(Qн∙be)=3600/0,218∙42500=0,38
- КПД электрогенератора: ;
- расход топлива автономным котлом, .
Таблица 3