Машины для летнего содержания автомобильных дорог
Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог и аэродромов (рис. 9.1) оказывают прямое влияние на состояние транспортных сооружений, от которого зависит производительность и качество работы транспортного комплекса, а также безопасность пассажиров и сохранность грузов.
Поливомоечные машины.Для мойки и увлажнения твердых покрытий, предохранения их от перегрева в жаркий сезон, очистки воздуха и оздоровления микроклимата в прилегающем к транспортным магистралям воздушном пространстве предназначены поли-вомоечные машины. Они могут быть прицепными (к колесному трактору) или самоходными (на шасси серийного грузового авто-
Машины для содержания и ремонта покрытий | ||||||||||||||||
Для летнего содержания | Для зимнего содержания | Для ремонта | ||||||||||||||
Поливомоечные | Подметально-уборочные | По уходу за насаждениями | Для мойки сооружений | Снегоочистители | Снегопогрузчики | Антигололедные | Дорожные фрезы | Восстановители покрытия | Дорожные ремонтеры | Маркировщики | ||||||
Рис. 9.1. Классификация машин для содержания и ремонта дорог по назначению
10 Шестопало» 289
мобиля или шасси, адаптированном к назначению машины). По-ливомоечная машина (рис. 9.2) имеет цистерну, установленную на прицепном, полуприцепном или самоходном шасси, всасывающий водовод, соединяющий цистерну с центробежным насосом, нагнетающим воду через распределительный напорный водовод к двум моечным насадкам.
Насадки располагаются перед машиной по ее внешним сторонам и формируют две моющих струи, расходящиеся плоским веером и направленные на поверхность покрытия под углом атаки. Изменяя угол атаки можно добиваться от струи различного эффекта: от смыва прилипших фрагментов глинистого грунта до увлажнения покрытия.
Существуют компоновочные варианты машин с дополнительной насадкой, устанавливаемой сзади сбоку и увеличивающей ширину промываемой полосы на 10... 15%. Насадки соединены с раздаточной трубой, в которую вода подается через напорную магистраль насосом центробежного типа. Между насосом и водозаборным патрубком, расположенным в цистерне, установлены фильтр, задерживающий посторонние примеси, и центральный клапан, по-
Рис.9.2. Компоновка и основные агрегаты поливомоечной машины: А - конфигурация моющей струи; 7 - моющие насадки с распределительным трубопроводом; 2 — базовая машина; 3 - цистерна; 4 — горловина цистерны; 5 - обечайки крепления цистерны к шасси; 6 - сливной патрубок; 7 - дополнительное щеточное оборудование; 8 - мостки для обслуживания цистерны
зволяющий быстро прекращать подачу воды в насос. Как правило, цистерна также оборудуется водоводами, кранами и шлангами для заправки из водоема, которые могут использоваться и при тушении пожаров.
В заправочной магистрали может устанавливаться фильтр, исключающий попадание в цистерну вместе с водой твердых минеральных и органических частиц. Обычно самоходные поли-вомоечные машины дополнительно оснащаются подметально-щеточным оборудованием, позволяющим расширить область их применения.
Для привода насоса поливомоечного оборудования и подметальных щеток может использоваться механическая или гидрообъемная передача. Для подъема и опускания щетки чаще всего используются гидроцилиндры.
Существенным недостатком традиционной технологии мойки покрытия, при которой высокая кинетическая энергия моющей струи обеспечивается ее массой, считается высокий расход воды. Альтернативой может служить поливомоечное оборудование с моющей рампой, оснащенной большим числом направленных вниз сопел малого диаметра (рис. 9.3). Рампа расположена перед шасси невысоко над обрабатываемой поверхностью. Вода, подаваемая в расходный водовод под большим давлением, вырываясь из сопел с высокой скоростью, приобретает кинетическую энергию, необходимую для достижения моющего эффекта. Взвесь грязевых частиц
•
Рис. 9.3. Машина для очистки покрытия с помощью моющей рампы
в воде и фрагменты разрушенной грязевой корки принудительно удаляются с покрытия косоустановленным водосгонным ножом с эластичной кромкой.
Производительность поливомоечной машины (Пп м) можно рассчитать по формуле
П |
-п.м |
(9.1)
где 6ПОЛ - ширина поливаемой полосы; Ьпер - перекрытие параллельных проходов (Ьпер = 0,15 м); L3 - длина поливаемого участка; Vmc -полезная вместимость цистерны; /:нап - коэффициент наполнения цистерны (&нап = 0,95); днап - подача заполняющего насоса или магистрали; <7ПОЛ - норма расхода воды на единицу площади; Unon -рабочая скорость; LTp - расстояние от места работы до места заправки цистерны; U^ - транспортная скорость груженной машины; [7тпрор - транспортная скорость порожней машины; ?ман - продолжительность маневрирования и вспомогательных операций между заправками цистерны.
Особняком стоят моечные машины со щеточным оборудованием, предназначенные для мытья стен туннелей, мостов, путепроводов, линейных транспортных сооружений, а также ограждений, знаков и других элементов дорожной обстановки (рис. 9.4, 9.5, 9.6).
Рис. 9.4. Щеточно-моечное оборудование для ухода за колесоотбойным брусом с вращением щетки в поперечной плоскости
Рис. 9.5. Щеточно-моечное оборудование для ухода за колесоотбойным брусом с вращением щетки в горизонтальной плоскости
Рис. 9.6. Моечное оборудование для ухода за стенами тоннелей |
Подвеска щеточного оборудования этих машин позволяет выносить щетки за габариты машины и наклонять их под разными углами к горизонту, вплоть до вертикального. Водяные сопла закреплены на кронштейнах щетки таким образом, чтобы вода при любом положении щетки попадала на промываемый участок поверхности, увлажняя его и смывая грязь. Такие машины оборудуются щетками сразу нескольких типов, что позволяет обеспечить каче-
ственную очистку поверхности любой формы. Характеристика отечественных поливомоечных машин приведена в табл. 9.1.
Таблица 9.1