Задача 3. плоское движение твердого тела

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

 
  задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Курган – 2008

С. С. Родионов, С. И. Родионова

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Методические указания и контрольные

задания по разделу «Кинематика»

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru Курган – 2008

УДК 531.8(07)

Р-60

Рецензент: А.В. Фоминых, доктор технических наук, доцент Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С.Мальцева.

Родионов С.С., Родионова С.И.Теоретическая механика. Методические указания и контрольные задания по разделу «Кинематика».– Курган.: Изд-во КГСХА, 2008. - 30 с.

Методические указания составлены на основании рабочей программы курса теоретической механики, содержат варианты контрольных заданий по разделу «Кинематика» и предназначены для обучения студентов по специальностям 110301.65 – «Механизация сельского хозяйства», 110302.65 – «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 270102.65 – «Промышленное и гражданское строительство», 280104.65 – «Пожарная безопасность».

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании кафедры теоретической механики (протокол № 2 от 23 сентября 2008 года), рассмотрены и рекомендованы к изданию методической комиссией факультета механизации сельского хозяйства (протокол № от 2008 года).

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru © ФГОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева», 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

Задача 1. Движение точки.. 5

Задача 2. ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ.. 11

ЗАДАЧА 3. ПЛОСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА.. 17

ЗАДАЧА 4. СЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТОЧКИ.. 24

Список литературы.. 30


ВВЕДЕНИЕ

Теоретическая механика является основой для изучения таких дисциплин, как сопротивление материалов, строительная механика, теория механизмов и машин, детали машин и др.

Настоящие методические указания содержат задания и примеры решения задач по наиболее важным разделам кинематики: движение точки; передача вращательного движения и передаточное отношение; плоское движение твердого тела; сложное движение точки.

Для выбора студентом задания следует пользоваться шифром, которым являются две последние цифры зачетной книжки (цифра 0 соответствует варианту 10).

Решение начинается с уяснения условия задачи, перенесенного без изменения из методических указаний, т.е. рисунков и всей информации из таблицы. Текст задачи, являющийся общим для всех, можно не приводить.

Далее выполняется чертеж (эскиз) конкретного задания, на котором все данные условия задачи должны соответствовать конкретным условиям этого варианта. Чертеж должен быть крупным, аккуратным и наглядным, на нем должны быть показаны все обозначения, используемые в ходе решения задачи.

В тех случаях, когда приводится числовое значение физической величины, указывается, как правило, единица измерения. Например: 18 рад/с, 5 об. (оборотов), 3 с.

Если единица измерения не указывается, то подразумевается использование основной системной единицы. Например: S = 6t+23. В данном примере это единица длины метр. Основными системными единицами являются также:

с (секунда), м/с (метров в секунду), рад (радиан), и пр.

Если же необходимо воспользоваться внесистемной или не основной единицей измерения, то такую единицу измерения необходимо указывать во всех случаях. Например: t = 2t+4 (час.), n = 3000 об./мин., S = t2+15 (км).

Решения задач нужно сопровождать краткими пояснениями.

Задача 1. Движение точки

Точка М движется из точки А по окружности радиуса R против часовой стрелки (рисунок 1).

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 1 – Схема движения точки М по окружности

Закон движения точки на первом этапе задан уравнением задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . В момент времени, когда скорость точки достигнет указанного в задании значения задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru (таблица 1), завершается первый этап. Движение точки на втором этапе происходит равномерно со скоростью задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

В задаче требуется:

1 Определить: момент времени t1, когда скорость точки достигнет заданного значения задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ; положение точки на окружности в этот момент; ускорение точки в конце первого этапа движения. Используя полученные результаты, выполнить схему, на которой изобразить найденное положение точки и кинематические параметры задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

2 Определить закон равномерного движения точки по окружности на втором этапе в естественном и координатном виде. Для обоих способов записи закона, естественного и координатного, началом отсчета времени считать начало первого этапа.

Таблица 1 - Исходные данные к задаче 1

Предпоследняя цифра шифра Закон движения на первом этапе задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , м Последняя цифра шифра Максимальная (конечная) скорость на первом этапе задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , м/с Радиус окружности R, м
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Пример 1

Решим задачу для следующих условий.

Дан закон движения задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Значение скорости, после достижения которой точка двигается равномерно, задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с. Радиус окружности R = 20 м.

Решение

Определим зависимость скорости точки от времени

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .  

Для момента времени, когда скорость достигнет значения задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , можно записать задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Отсюда

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Тогда время, по истечении которого скорость точки достигнет значения задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , будет равно задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru с.

Определим путь, пройденный точкой к этому моменту времени,

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м.

Длина окружности задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м.

Очевидно, что точка несколько раз пробежит полную длину окружности. Определим число оборотов, которое выполнила точка:

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru об.

Положение точки на окружности можно определить, используя дробную часть этого числа N1 = 0,58 об, что соответствует углу

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru.

Изобразим на окружности это положение точки и вектор задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru (рисунок 2).

Определим касательное ускорение точки в момент времени t1:

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с2.

Нормальное ускорение определяем по формуле

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ,

где задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru - радиус кривизны кривой.

Для момента времени t1 получим задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с2.

Тогда полное ускорение точки М

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с2.

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 2 – Положение точки М в конце первого этапа движения

Изобразим на рисунке 2 векторы ускорений задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . (Изображение векторов выполнено без учета масштаба ввиду значительных различий численных значений векторов задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru и задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ).

2 Движение точки на втором участке характеризуется постоянной скоростью задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с.

Учитывая, что

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ,

получим

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Здесь задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru постоянная величина задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Поэтому, интегрируя, получаем

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

или

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ,

где С – константа интегрирования.

Для определения константы используем момент времени t1. По результатам решения задачи, полученным для первого этапа,

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Тогда

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Отсюда

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Тогда на втором этапе закон движения точки в естественном виде можно записать так:

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Определим теперь, как будет записан этот закон, если движение точки на этом этапе представить в координатном виде.

Для этого изобразим движущуюся точку М непременно в I четверти, и вектор скорости задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru направим обязательно в положительном направлении отсчета криволинейной координаты s, даже если на самом деле скорость отрицательна. Это необходимо для получения верных аналитических зависимостей, что затруднительно (в отношении знаков), если эти требования игнорировать.

Изобразим проекции вектора задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru на оси х и у. Тогда для оси х

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Или

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Учитывая, что задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , получаем

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ,

или

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Решаем это уравнение и получаем закон изменения координаты х

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Следует обратить внимание, что при интегрировании не нужно вновь записывать и определять константу интегрирования, т.к. это было сделано раньше, когда для естественного способа определяем зависимость задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 3 – Схема для вывода закона движения

точки в координатном виде

Проектируя вектор задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru на ось y и выполняя аналогичные операции, получим

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Таким образом, закон движения точки по окружности в координатном виде для второго этапа имеет вид

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Ответ: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru с;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с2;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с2;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Задача 2. ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ТЕЛ

В механизме, содержащем три колеса, вращательное движение передается от колеса 1 к колесу 2 и, далее, к колесу 3 (таблица 2). Вращение передается либо во фрикционной передаче, т.е. за счет трения (Ф), либо посредством эвольвентного зубчатого зацепления (Э), либо ременной передачей (Р), либо цепной передачей (Ц).

Таблица 2 – Варианты расчетных схем для задачи 2 (номер варианта соответствует предпоследней цифре шифра)

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Продолжение таблицы 2

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

На валах первого и третьего колес закреплены барабаны с намотанными на них нитями, на которых висят грузы А и В.Груз А опускается. Задано движение груза А в виде зависимости задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . При наличии необходимых данных, приведенных в таблице 2, в задаче требуется определить закон движения груза В в виде задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , а также указанные в столбце «Найти» скорости и ускорения соответствующих точек или тел в момент времени задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru с.

Таблица 3 – Исходные данные для задачи 2

Предпоследняя цифра шифра Диаметры шкивов ременной передачи или колес фрикционной передачи Диаметр барабана 1 D1, м Диаметр барабана 3 D3, м Последняя цифра шифра Зависимость задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru Число зубьев звездочек цепной передачи или колес зубчатого эвольвентного зацепления Найти
ведущее колесо или шкив задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , м ведомое колесо или шкив задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , м ведущая звездочка или шестерня задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ведомая звездочка или зубчатое колесо задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,2 0,35 0,4 0,2 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,3 0,5 0,6 0,4 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,15 0,35 0,25 0,2 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,24 0,50 0,4 0,3 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,28 0,48 0,34 0,25 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,32 0,54 0,42 0,2 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,25 0,40 0,45 0,35 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,42 0,58 0,2 0,32 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,35 0,65 0,6 0,42 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru
0,18 0,28 0,3 0,24 задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Пример 2

Решим указанную задачу для исходных данных варианта 00.

Дана схема механизма (рисунок 4).

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 4 – Схема механизма

Зависимость скорости точки А от времени задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Диаметр ведущего шкива ременной передачи задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м, диаметр ведомого шкива задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м, число зубьев ведущей звездочки цепной передачи задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , число зубьев ведомой звездочки задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Диаметр барабана задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м, задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м.

Найти зависимость задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru и для момента времени задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru с определить значение углового ускорения третьего тела задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru и скорость точки задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Решение

1 Определим угловую скорость первого тела. Т.к. скорость груза А равна скорости точек обода барабана, то

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

2 Передаточное отношение от первого колеса к третьему по определению

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

В рассматриваемом механизме имеется две передачи вращательного движения: от первого колеса ко второму и от второго колеса к третьему. Поэтому общее передаточное отношение механизма

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Определим задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ruиспользуя геометрические характеристики колес, передающих вращательное движение. Для первой передачи вращательного движения (для ременной передачи)

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Для цепной передачи задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Таким образом, общее передаточное отношение

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Тогда

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru.

3 Определим угловое ускорение колеса 3.

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

4 Скорость тела В равна скорости точек обода барабана 3, поэтому

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

В момент времени задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru с: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ruм/с.

5 Для определения закона движения тела В используем зависимость задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Учитывая, что задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru получим

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Разделим переменные и возьмем интеграл

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

По условию задачи отсчет величины задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru начался в начальный момент времени задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . То есть начальные условия, необходимые для определения константы интегрирования С, могут быть записаны так:

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Подставляя эти значения в последнее уравнение, получаем

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Отсюда С = 0. Искомое уравнение принимает окончательный вид

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Ответ: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ruрад/с;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ruм/с;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

ЗАДАЧА 3. ПЛОСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) состоит из кривошипа ОА, шатуна АВ и ползуна В. Кривошип совершает вращательное движение вокруг точки О в положительном направлении, т.е. против хода часовой стрелки. Скорость вращения в задаче постоянна.

Положение механизма определяется длиной кривошипа l1,длиной шатуна l2 и углом φ(рисунок 5).

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 5 – Схема механизма

Угловая скорость первого звена ω1 и другие данные приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Исходные данные для задачи 3

Предпоследняя цифра шифра Длина звена ОА задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , м Длина звена АВ задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , м Последняя цифра шифра Угловая скорость кривошипа ω1, рад/с Угол поворота кривошипа задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , град
0,24 0,8
0,38 1,2
0,25 1,0
0,4 1,2
0,15 0,4
0,22 0,9
0,35 1,1
0,28 1,0
0,36 1,1
0,2 0,7

Для положения механизма, заданного в таблице 4 значением угла задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , найти скорость точки В, угловую скорость шатуна АВ и ускорение точки В.

Пример 3

Дан кривошипно-шатунный механизм, в котором траектория ползуна В расположена с эксцентриситетом задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м. Длина кривошипа ОА: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м, длина шатуна АВ: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м. Угловая скорость кривошипа задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Для положения механизма, определяемого углом задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , найти скорость ползуна задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , угловую скорость шатуна задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , ускорение ползуна задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 6 – Схема кривошипно-шатунного механизма

Решение

Построим механизм по приведенным в условии задачи величинам. Из произвольной точки О откладываем значения указанных величин в следующей последовательности: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Причем все отрезки откладываем в одинаковом масштабе.

Точка А описывает окружность радиуса ОА. Шатун АВ совершает плоско-параллельное движение. Ползун В совершает возвратно-поступательное движение вдоль горизонтальной оси.

1 Определим скорость точки А, описывающей окружность с радиусом задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ,

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с.

Вектор скорости задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru направлен по касательной к траектории точки А, а значит, нормально звену ОА. Скорость точки В направлена вдоль направляющей ползуна 3. Определим положение точки С, мгновенного центра скоростей шатуна 2, восстановив из точек А и В перпендикуляры к векторам скоростей задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru и задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru (рисунок 7).

Угловая скорость шатуна может быть найдена по формуле задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , где АС – расстояние от точки А до мгновенного центра скоростей.

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 7 – Определение мгновенного центра скоростей шатуна АВ

Скорость точки В можно найти по формуле

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ,

где СВ - расстояние от точки В до мгновенного центра скоростей.

Из приведенных формул видно, что для определения величин задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru и задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru необходимо определить размеры АСи СВ.

Рассмотрим треугольники ОСD и АВС. Видно из рисунка, что

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Определим задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , рассмотрев треугольник АВМ:

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ,

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Тогда задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м.

Из треугольника ОСВ: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м.

Вычислим теперь необходимые размеры АС и СВ (рисунок 7).

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м.

Вычислим угловую скорость шатуна

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru рад/с.

Скорость точки В: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с.

Для определения ускорения точки В сначала найдем ускорение точки А. Точка А принадлежит вращающемуся телу ОА, поэтому ее ускорение

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Для равномерного вращения кривошипа 1 касательное ускорение точки А

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , т.к. угловое ускорение первого звена задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Тогда задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Нанесем на изображение механизма вектор задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru (рисунок 8).

Точки А и В принадлежат одному телу: шатуну АВ. Тогда, приняв точку А за полюс, ускорение точки В можно выразить через ускорение полюса следующим образом: ускорение точки В складывается из ускорения полюса, т.е. точки А, и из ускорения, которое точка В приобретает во вращательном движении шатуна АВ вокруг полюса А

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 8 – Схема для определения ускорения точки В

Поскольку

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru ,

то окончательное векторное уравнение для определения ускорения точки В приобретет вид

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Вектор задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru направлен вдоль АВ от точки В к точке А, а по модулю

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Вектор задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru перпендикулярен вектору задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Изобразим его в предположении того, что ускорение задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , т.е. направлено против часовой стрелки ( рисунок 8). Учитывая, что точка В движется по прямой, направим задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru вдоль этой прямой в положительном направлении оси х.

Для решения векторного уравнения, записанного выше для ускорений, спроектируем это уравнение на оси х, у. Отметим, что решение векторного уравнения, записанного для плоскости, возможно лишь тогда, когда уравнение содержит два неизвестных параметра (по числу осей х, у). В данной задаче такими неизвестными параметрами являются модули векторов ускорений задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru и задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Итак, проектируем векторное уравнение, приведенное выше, на оси х и у (см. рис. 8). Для этого проектируем левую и правую части векторного уравнения поочередно на оси х и у, учитывая при этом знаки проекций.

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Система двух алгебраических уравнений содержит две неизвестные величины: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru и задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Решаем систему. Находим из второго уравнения

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с2.

Из первого уравнения

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с2.

Знак «минус» означает, что вектор ускорения задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru в действительности направлен навстречу оси х.

На рисунке 9 дано геометрическое решение векторного уравнения для ускорения точки B, представленного выше. Здесь направления всех векторов соответствуют указанным на рисунке 8. Масштаб длины всех векторов ускорений одинаков: на странице формата А4 он равен μа = 10 (м/с2)/ см. Это значит, что 1 см длины вектора на рисунке соответствует величине ускорения 10 м/с2. На странице формата А5 масштаб векторов ускорений задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru .

Из произвольной исходной точки D первым откладывается вектор ускорения, известный и по модулю, и по направлению задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . При этом строго выполняется масштаб изображения вектора и направление его параллельно DA (рисунок 8). Затем к нему прибавляется следующий вектор – вектор задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru . Направление его параллельно шатуну АВ.

Далее следует прибавить вектор задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru , но т.к. модуль его неизвестен, то изображается лишь прямая, направленная перпендикулярно предыдущему вектору. Прямая, проведенная из начальной точки D горизонтально (вдоль направ -

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru

Рисунок 9 - План ускорений механизма

ления движения точки В), замыкает векторный многоугольник, и длина получившегося вектора задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru в выбранном ранее масштабе представляет численное значение ускорения точки В.

Геометрическое решение векторного уравнения, записанного для ускорений, называется планом ускорений.

Ответ: задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ruм/с;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru рад/с;

задача 3. плоское движение твердого тела - student2.ru м/с2.

Наши рекомендации