Ходовое оборудование
ХО – предназначено для передачи нагрузок на опорное основание и для передвижения машин. Делится на активное (самоходные) и пассивное (на буксире за тягачом).
ХО состоит из движителя, подвески, опорной рамы или осей, механизма передвижения.
По типу движителя ХО подразделяют на:
1 – гусеничное;
2 – шинноколесное (пневмоколесное);
3 – рельсоколесное;
4 – специальное (шагающее, вездеходное и др.).
1 – применяют для передвижения по бездорожью. Это машины малой мощности массой 1-2 т и мощные с массой в сотни и тысячи тонн. Воспринимают значительные нагрузки при сравнительно низком давлении на грунт, большие тяговые усилия и хорошую маневренность.
Недостатки – значительная масса, материалоемкость, недолговечность, высокая стоимость ремонтов, низкие КПД и скорость движения. Передвигаются своим ходом только в пределах стройплощадок. Для их перевозки используют тягачи со специальными прицепами – трайлерами.
2 – для машин, где транспортная операция – главная (самоходные скреперы), где часто меняются рабочие площадки, отстоящие одна от другой на значительных расстояниях. Особенность – повышенные транспортные скорости, большая мобильность, долговечность и ремонтопригодность по сравнению с гусеничным ХО.
3 – оборудуют машины, работающие в ограниченной зоне с идентичными транспортными траекториями (башенные краны, карьерные экскаваторы). Простота конструкции, невысокая стоимость, достаточная долговечность и надежность.
Недостатки: малая маневренность, сложность перебазировки, дополнительные затраты на устройство и эксплуатацию рельсовых путей.
4 – имеет несколько конструктивных решений. Выпускают с механическим и гидравлическим приводом. Шагающий ход обеспечивает низкие удельные давления на грунт и высокую маневренность.
Недостаток: малые скорости передвижения (до 0,5 км/ч). Для мощных экскаваторов драглайнов.
Основные технико-эксплуатационные показатели ХО:
1 – скорость передвижения, проходимость – способность передвигаться в различных эксплуатационных условиях (рыхлым и переувлажненным грунтам).
2 – маневренность – способность изменять направление движения в стесненных условиях.
Давление на грунт – от 0,03 до 0,7 МПа. Тяговые усилия – 45-60% от массы машины. Обеспечение машиной необходимых величин давления на грунт, тягового усилия и клиренса (расстояние от поверхности дороги до наиболее низкой точки ХО) характеризует ее проходимость. Проходимость определяется глубиной колеи h (м), которая увеличивается с ростом давления р на контактную поверхность между опорной частью ХО и грунтом.
h=pc, (6)
где c – коэффициент постели.
с=0,1-0,5 МПа/м – свеженасыпной песок, мокрая размягченная глина;
с=20-100 МПа/м – мягкие скальные грунты, известняки, песчаники, мерзлота.
Маневренность характеризуется радиусом разворота R и шириной дорожного коридора Вд.к..