Маслянная система двигателей.
Масляная система двигателей предназначена для размещения на вертолете необходимого количества масла, обеспечения смазки деталей и агрегатов двигателей и поддержания температуры масла в определенных пределах.
Каждый двигатель имеет самостоятельную масляную систему. Масло, циркулируя по каналам двигателя и его агрегатам, смазывает трущиеся поверхности, отбирает и уносит тепло от нагревающихся при работе двигателя деталей и выносит продукты изнашивания трущихся деталей. Маслосистема двигателя выполнена по прямой одноконтурной замкнутой схеме с принудительной циркуляцией масла.
Условно маслосистема двигателей делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя - та часть системы, агрегаты которой входят в состав двигателя; внешняя - часть системы, состоящая из агрегатов, не являющихся составной частью двигателя. В данном пособии будет рассмотрена только внешняя маслосистема.
Внешняя маслосистема (рис._7.26.)
Рис. 7.26. Принципиальная схема масляной системы двигателей:
1- маслобак; 2- трубопровод слива масла из суфлерного бачка; 3- суфлерный бачек; 4- двигатель; 5- воздушно-масляный радиатор; 6- сливной кран; 7- дренажный бачек; 8- трубопровод отвода масла из двигателя в маслорадиатор; , 9,11- трубопроводы суфлирования суфлерного бачка; 10- приемный штуцер двигателя; 12- трубопровод подвода масла из маслобака в двигатель; 13- трубопровод суфлирования маслобака; 14- датчик температуры масла; 15- трубопровод подвода масла из радиатора в маслобак; 16- трубопровод суфлирования двигателей
каждого двигателя 4 состоит из маслобака 1, суфлерного бачка 3, воздушно-масляного радиатора 5, системы суфлирования, сливных кранов 6, приборов контроля за работой системы, трубопроводов, шлангов и соединительной арматуры.
Масло из маслобака 1 по трубопроводу 12 поступает к приемному штуцеру 10 двигателя 4. После чего масло движется по внутренней маслосистеме двигателя, осуществляя смазку и охлаждение трущихся деталей. Отвод масла из двигателя осуществляется по трубопроводу 8 в маслорадиатор 5. В маслорадиаторе масло охлаждается и поступает по трубопроводу 11 обратно в маслобак. На выходе из маслорадиатора установлен термостатический клапан, который перепускает определенное количество масла, помимо радиатора. Это количество масла зависит от температуры и давления масла, входящего в радиатор. Кроме того, при эксплуатации системы в условиях низких температур штуцер входа маслорадиатора через шланг с запорным краном соединен со штуцером выхода, что позволяет при открытии крана обеспечить нормальную циркуляцию масла без охлаждения.
Входящее в маслобак масло отделяется от газовых пузырьков, поскольку штуцер входа масла расположен на маслобаке снизу. При этом масло в баке интенсивно перемешивается, температура его в различных точках бака выравнивается, а газ уходит в систему суфлирования масляного бака.
выравнивается, а газ уходит в систему суфлирования масляного бака. Суфлирование масляного бака выполнено независимо от системы суфлирования двигателя через трубопровод 13, и суфлерный бачок 3, в котором воздух отделяется от капелек масла. Масло, отделившееся в суфлерном бачке от воздуха, собирается в нижней части бачка и по трубопроводу 2 возвращается в маслобак. Воздух из суфлерного бачка выводится по трубопроводам 9,11 на срез сопла двигателя. Если в этих трубопроводах по какой либо причине будет находиться масло, оно сольется в дренажный бачок 7.
При работе маслосистемы контролируются давление масла на входе двигатели, температура масла, выходящего из двигателей, которые измеряются электродистанционными манометром и термометром из комплекта трехстрелочного индикатора ЭМИ-ЗРИ На вертолете установлены два комплекта индикаторов ЭМИ-ЗРИ, по одному на каждый двигатель. Датчика давления масла ИД-8 установлены на двигателях, датчики температуры масла 14 П-2ТР-в карманах трубопроводов отвода масла в маслорадиаторы, а трехстрелочные указатели УИЗ-3- на правой приборной доске. Размещение агрегатов масляной системы двигателей показано в приложении 3.
Масляный бак.
Масляный бак (рис._7.27.),
Рис. 7.27. Маслобак:
1- заливная горловина; 2- корпус маслобака; 3- сливной кран; 4- штуцер для подачи масла в двигатель; 5-штуцер подвода масла из маслорадиатора; 6- штуцер слива масла из суфлерного бачка; 7- перегородка; 8-штуцер суфлирования маслобака; 9- крышка заливной горловины; 10- винт; 11- траверса; 12- пружина; 13- шайба; 14- фильтр;15- цепочка; 16- трубка масломера; 17- пружина; 18- штифт; 19- головка масломера; 20- уплотнительное кольцо;21- футорка
- сварной конструкции, изготовлен из листового материала АМц-АМ. Для увеличения жесткости внутри бака вварены три перегородки. Одна перегородка находится в средней части бака 7, две другие - в местах высадки днищ под ленты крепления бака на вертолете. Перегородки имеют отверстия, отбортованные для увеличения жесткости.
В переднее днище маслобака вварен штуцер с угольником 6, к которому подсоединен трубопровод возврата масла из суфлерного бачка. В верхней части заднего днища бака вварен карман со штуцером, в который ввернута футорка 21 с масломерным щупом 16,19. На трубке 16 масломерного щупа имеются отверстия для контроля масла через каждые 0,5 л. В нижней части заднего днища вварен штуцер 5 для подсоединения трубопровода подвода масла из радиатора.
Сверху в обечайку маслобака вварены штуцер суфлирования 8 и заливная горловина 1, закрытая крышкой. В заливной горловине установлен сетчатый фильтр 14. Крышка прижимается к горловине бака винтом 10, шарнирно закрепленным на крышке и ввернутым в траверсу 11. Снизу в обечайке бака вварен штуцер 4 забора масла из бака. Масляные баки устанавливают на двух отлитых из алюминиевого сплава ложементах, укрепленных на потолочной панели в передней части отсеков двигателей, между всасывающими каналами двигателей и крышками капота двигательного отсека. Каждый бак крепится двумя стяжными лентами через фетровые прокладки.