Расчет рабочего цикла двигателя
Расчет рабочего цикла
Судовых ДВС
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению контрольной работы
По дисциплине
«Судовые двигатели внутреннего сгорания
и их эксплуатация»
Для студентов специальности7.100302
«Эксплуатация судовых энергетических установок»
Дневной и заочной форм обучения
Севастополь
УДК
Расчет рабочего цикла судовых ДВС. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация» для студентов специальности 7.100302 «Эксплуатация судовых энергетических установок» дневной и заочной форм обучения/ Сост. Г.В. Гоголев, П.П. Борисенко, В.А. Очеретяный–Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2009. – 16 с.
Цель методических указаний: оказать помощь студентам при расчете рабочего цикла СДВС и построении теоретической и индикаторной диаграммы.
Методические указания утверждены на заседании кафедры ЭМСС, протокол № 7 от 17.02.2009 г.
Рецензент: С.Н. Ефремов, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭМСС.
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний.
Содержание
Введение ………………………………………………….. | ||
1. | Расчет рабочего цикла двигателя ………………….. | |
2. | Расчет энергетического баланса газотурбинного наддува комбинированного дизеля ………………... | |
3. | Расчет эффективных показателей комбинированного двигателя ………………………………………. | |
4. | Расчет и построение теоретической индикаторной диаграммы …………………………………………… | |
Библиографический список ……………………………... |
Введение
Расчет рабочего цикла базируется на классическом методе теплового расчета, разработанного профессором В.И. Гринивецким и развитым в последующем советскими учеными Мазингом Е.К., Брилингом Н.Р., Орлиным А.С. и Стечкиным Б.С.
Метод теплового расчета основан на общеизвестных положениях термодинамики и термохимии, достаточно полно охватывает сущность тепловых явлений, происходящих в рабочем цилиндре, и представляет собой инженерное аналитическое исследование. На его основе можно:
- количественно оценить эти явления как при проектировании, так и при исследовании построенного двигателя;
- дать представление об основных параметрах цикла и факторах, влияющих на процессы рабочего цикла;
- определить расчетные значения параметров состояния рабочего тела в характерных точках расчетного цикла, а также эффективные показатели, характеризующие работу двигателя в целом.
Метод обеспечивает удовлетворительную для практики точность расчетов, несмотря на то, что протекающий в двигателе цикл описывается простейшими термодинамическими процессами и вводится ряд опытных коэффициентов, оценивающих реальные условия протекания рабочих процессов в двигателе.
РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДВИГАТЕЛЯ
Расчет осуществляется в табличной форме. Рекомендации по выбору исходных данных и различных коэффициентов даны в таблице 1.1, а также могут быть взяты из литературы [1, 2].
При расчете максимальной температуры сгорания Тz (пункт 12 таблицы 1.4) следует подставить в уравнение сгорания топлива зависимости для и решить его методом последовательных приближений, задаваясь температурой Тz в диапазонах: 1700…1900 К для МОД;
1800…2000 К для СОД и ВОД.
Средний показатель политропы расширения n2 определяется при совместном решении уравнений в пунктах 5 и 6 таблицы 1.5 методом последовательных приближений, задаваясь значениями температуры Тв=900…1200 К. Средние значения показателя политропы лежат в диапазоне: n2 =1,2…1,3 для МОД и СОД с охлаждаемыми поршнями; n2 =1,1…1,25 для ВОД с неохлаждаемыми поршнями.
Таблица 1.1 – Исходные данные
Параметр | Обозначение | Размер-ность | Формула | Двигатель | |
5L90MCE (5ДКРН 90/291,6) | 12ЧН 18/20 | ||||
1. Эффективная мощность | Ne | кВт | Задано | ||
2. Частота вращения | n | 1/мин | |||
3. Давление окружающей среды | Р0 | МПа | 0,103 | 0,103 | |
4. Температура окружающей среды | Т0 | К | |||
5. Давление наддува | рк | МПа | рк=(0,15…0,20)ре (4-х тактн.) рк=(0,18…0,20)ре (2-х тактн.) | 0,315 | 0,17 |
6. Коэффициент избытка воздуха для сгорания | α | Выбрано α=1,5…2,7 (для МОД α=1,8…2,7; для СОД α=1,6…2,2) | 2,7 | 1,9 | |
7. Коэффициент продувки | φα | для 4-х тактных φα=1,05…1,35 для 2-х тактных φα=1,25…1,80 | 1,4 | 1,15 | |
8. Коэффициент остаточных газов | γr | для 4-х тактных γr=0,01…0,04 для 2-х тактных с прямоточной схемой газообмена γr=0,02…0,09 для 2-х тактных с контурными схемами газообмена γr=0,01…0,14 | 0,03 | 0,04 | |
9. Коэффициент использования тепла в точке z | ξz | МОД и СОД ξz=0,75…0,92 ВОД ξz=0,7…0,85 | 0,90 | 0,75 | |
10. Коэффициент использования тепла в точке b | ξb | МОД и СОД ξb=0,85…0,99 ВОД ξb=0,85…0,95 | 0,98 | 0,9 | |
11. Степень сжатия | ε | для МОД ε=11…15 для СОД ε=12…16 для ВОД ε=15…18 | |||
12. Степень повышения давления сгорания | λ | λ=1,1…1,5 | 1,12 | 1,5 | |
13. Подогрев заряда от стенок цилиндра | ΔТа | К | для 2-х тактных ΔТа=5…10 К для 4-х тактных ΔТа=5…20 К | ||
14. Доля хода поршня, потерянная на продувку | ψа | ψ=0,04…0,25 для прямоточно-клапанной схемы газообмена ψ=0,04…0,13 для контурных схем | 0,10 | - |
Продолжение таблицы 1.1.
15. Плотность топлива при 15 °С | r15 | кг/м3 | Выбираем из таблицы показатели принятого топлива [4] | ||||
16. Коэффициент скругления индика-торной диаграммы | ζ | ζ=0,95…0,98 | 0,95 | 0,96 | |||
17. Механический КПД двигателя | ηм | ηм= 0,75…0,96 | 0,94 | 0,84 | |||
18. Адиабатный КПД компрессора | ηк.ад | принимаем ηк.ад= 0,75…0,84 | 0,82 | 0,75 | |||
19. Потеря давления в воздухо-охладителе | Δрохл | МПа | для 2-х тактных 0,003…0,007 для 4-х тактных 0,001…0,003 | 0,005 | 0,004 | ||
20. Снижение температуры в воздухоохладителе | ΔТохл | К | д.б. ТS£310 К принимаем ΔТохл = 25…140 | ||||
21. Температура остаточных газов | Тr | К | Для МОД Тr=550…650 К Для СОД Тr=650…800 К Для ВОД Тr=750…900 К | ||||
22. Массовый состав топлива | кг/кг | принимаем в пределах C=0,84…0,88; H=0,11…0,14; S=0,001…0,045; О=0,001…0,03 =0…0,002 | C=0,877 H=0,12 S=0,002 О=0,001 | C=0,87 H=0,126 О=0,004 | |||
23. Низшая теплотворная способность топлива | Qн | кДж/кг | |||||
24. Показатель политропы сжатия в компрессоре | nк | nк=1,5…2,0 | 1,7 | 1,6 | |||
Таблица 1.2. – Расчет процесса наполнения
Параметр | Обозначение | Размер-ность | Формула | Двигатель | ||
5L90MCE (5ДКРН 90/291,6) | 12ЧН 18/20 | |||||
1. Температура воздуха за компрессором | Тк | К | ||||
2. Температура воздуха перед двигателем | Тs | К | Тк - ∆Тохл | |||
Продолжение таблицы 1.2.
3. Температура заряда к концу наполнения | Та | К | |||
4. Давление воздуха перед двигателем | рs | МПа | рк - ∆рохл | 0,31 | 0,165 |
5.Давление заряда к концу процесса наполнения | ра | МПа | (0,97…0,98)·рs | 0,296 | 0,160 |
6. Коэффициент наполнения | ηн | (ДН) (ЧН) | 0,844 | 0,892 |
Таблица 1.3 - Расчет процесса сжатия
Параметр | Обозначение | Размер-ность | Формула | Двигатель | |
5L90MCE (5ДКРН 90/291,6) | 12ЧН 18/20 | ||||
1. Средняя мольная изохорная теплоемкость воздуха | кДж/ (моль∙К) | 19,26+0,0025Т | |||
2. Средняя мольная изохорная теплоемкость чистых продуктов сгорания | кДж/ (моль∙К) | 20,47+0,0036Т | |||
3. Теплоемкость смеси воздуха и остаточных газов на ходе сжатия | кДж/ (моль∙К) | = =avc+bcT | 19,251+ 0,0025·Т | 19,262+ 0,002534·Т | |
4. Средний показатель политропы сжатия | n1 | 1,368 | 1,369 | ||
5. Давление в конце сжатия | рс | МПа | 12,04 | 5,95 | |
6. Температура в конце сжатия | Тс | К |
Таблица 1.4 –Расчет процесса сгорания
Параметр | Обозначение | Размер-ность | Формула | Двигатель | |||
5L90MCE (5ДКРН 90/291,6) | 12ЧН 18/20 | ||||||
1. Теоретически необходимое мольное количество воздуха для cго-рания 1 кг топлива | L0 | ||||||
2. Действительное количество воздуха для сгорания 1 кг топлива | L | кмоль/ кг | a·L0 | 1,312 | 0,941 | ||
3. Химический коэффициент молекулярного изменения | β0 | 1,0234 | 1,0337 | ||||
4. Действительный коэффициент молекулярного изменения | β | 1,0221 | 1,033 | ||||
5. Доля топлива, сгоревшая в точке z | xz | ξz/ξb | 0,918 | 0,843 | |||
6. Коэффициент молекулярного изменения в точке z | βz | 1,0211 | 1,0274 | ||||
7. Приращение объема продуктов сгорания | ∆М | ||||||
8. Коэффициент | m | ||||||
9. Изобарная теплоемкость | |||||||
10. Средняя мольная изохорная теплоемкость рабочего тела в точке z | кДж/ (кмоль∙К) | 19,76+ 0,0029·Т | 19,82+ 0,00293∙Т | ||||
11. Средняя мольная изохорная теплоемкость рабочего тела в точке b | кДж/ (кмоль∙К) | 19,87+ 0,003·Т | 19,94+ 0,00323∙Т | ||||
Продолжение таблицы 1.4.
12. Максимальная температура сгорания | Tz | К | |||||
13. Максимальное давление сгорания | pz | МПа | 13,52 | 8,92 | |||
Таблица 1.5– Расчет процесса расширения
Параметр | Обозначение | Размер-ность | Формула | Двигатель | ||
5L90MCE (5ДКРН 90/291,6) | 12ЧН 18/20 | |||||
1. Степень предварительного расширения | ρ | 1,63 | 1,36 | |||
2. Степень последующего расширения | δ | 9,16 | 10,3 | |||
3. Коэффициент А | А= | |||||
4. Коэффициент В | В= | |||||
5. Средний показатель политропы расширения | n2 | Определяется при совместном решении уравнений пунктов 5 и 6 | 1,276 | 1,232 | ||
6. Температура в конце процесса расширения | Tb | К | ||||
7. Давление в конце процесса расширения | pb | МПа | 0,804 | 0,538 | ||
Таблица 1.6 – Определение индикаторных показателей
Параметр | Обозначение | Размер-ность | Формула | Двигатель | ||
5L90MCE (5ДКРН 90/291,6) | 12ЧН 18/20 | |||||
8. Теоретическое среднее индикаторное давление | МПа | 1,76 | 1,17 | |||
9. Действительное среднее индикаторное давление | МПа | Для 2-х тактных (ДН) Для 4-х тактных (ЧН) | 1,53 | 1,12 | ||
10. Индикаторная мощность | Для 2-х тактных z=1 Для 4-х тактных z=0,5 | |||||
11. Индикаторный удельный расход топлива | кг× (кВт∙ч) | 0,162 | 0,192 | |||
12. Индикаторный КПД | 0,507 | 0,444 | ||||
Таблица 1.7 – Определение эффективных показателей
Параметр | Обозначение | Размер-ность | Формула | Двигатель | ||||
5L90MCE (5ДКРН 90/291,6) | 12ЧН 18/20 | |||||||
1. Среднее эффективное давление | МПа | 1,44 | 0,96 | |||||
2. Удельный эффективный расход топлива | кг/ (кВт∙ч) | 0,173 | 0,230 | |||||
3. Эффективный КПД двигателя | 0,477 | 0,381 | ||||||