Основные тактические возможности подразделений на автомобилях воздушно-пенного тушения АВ-40(375)Ц50 И АВ-40(375Н)Ц50А
Время работы пенных стволов и генераторов, мин: а) при установке автомобиля на водоисточник: 2-4 СВП-4 | 96-48 |
1-2 СВП-8 | 83-41 |
2-4 ГПС-600 | 96-48 |
1 ГПС-2000 | |
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях: | |
8-12 СВП-4 | 23-15,4 |
4-8 СВП-8 | 20,8-10,4 |
8-16 ГПС-600 | 23-11,5 |
2-4 ГПС-2000 | 28-14 |
Возможная площадь тушения пенами, м2: а) при установке автомобиля на водоисточник: | |
1 СВП-4 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)] | 60-40 |
2 СВП-4 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)] | 120-80 |
1 СВП-8 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)] 2 СВП-8 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)] | 160-106 320-212 |
2 ГПС-600 [Is= 0,05-0,08 л/(с´м2)] ГПС-2000 [Is= 0,05-0,08 л/(с´м2)] | 240-150 400-250 |
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях: | |
8 СВП-4 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)] 4 СВП-8 [Is= 0,1-0,15 л/(с´м2)] | 480-320 640-426 |
8 ГПС-600 [Is= 0,05-0,08 л/(с´м2)] | 480-320 |
2 ГПС-2000 [Is= 0,05-0,08 л/(с´м2)] | 800-500 |
Возможный объем тушения пеной средней кратности Кз=3, м3: а) при установке автомобиля на водоисточник: 2-4 ГПС-600 1 ГПС-2000 | 240-480 |
б) при подаче ПО-1 в дозирующие вставки на всасывающих и напорных линиях: 8-16 ГПС-600 2-4 ГПС-2000 | 960-1900 800-1600 |
Примечания: 1. Для получения пены низкой и средней кратности используют 6 %-ный водный раствор пенообразователя ПО-1.
2. Напор у стволов и генераторов пены средней кратности принят равным 60 м.
Подразделения на автомобилях порошкового тушения (табл. 3.10) предназначены для тушения пожаров на промышленных объектах химической и нефтехимической промышленности. Автомобили служат для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета, пожарного оборудования и порошковых огнетушащих составов ПС и ПСБ для тушения щелочных металлов, горящих нефтепродуктов, горючих газов и электроустановок. Подразделения на автомобилях порошкового тушения обеспечивают работу одного стационарного лафетного ствола, установленного на кабине водителя, или двух ручных порошковых стволов по рукавным линиям длиной 40 м. Автомобили используют как самостоятельные тактические единицы, а также во взаимодействии с аэродромными автомобилями при тушении пожаров на самолетах и вертолетах. Автомобили порошкового тушения не предназначены для использования во взрывоопасной среде. Основные схемы боевого использования подразделений, вооруженных автомобилями порошкового тушения, приведены на рис. 3.8.
Автомобиль комбинированного тушенияпредназначен для тушения комбинированным способом пожаров на машиностроительных предприятиях, объектах химической и нефтехимической промышленности, на авиационном и автомобильном транспорте, а также на других объектах промышленного назначения. Подразделения, вооруженные автомобилями комбинированного тушения, обеспечивают работу стационарного сдвоенного лафетного ствола, установленного на кабине водителя, или ручных сдвоенных стволов при подаче порошка, а также порошка и пены одновременно.
Автомобиль комбинированного тушения в зависимости от охраняемого объекта используют в трех вариантах: порошковом, пенном и комбинированном без переоборудования конструкции огнетушащей установки. Лафетный сдвоенный ствол может работать с насадками для подачи порошка или пены, или один пенный, а второй - порошковый в комбинированном варианте.
Сосуды в разных вариантах работы автомобиля комбинированного тушения заполняют следующим образом:
· в порошковом варианте - все четыре сосуда по 250 л заполняют порошком;
· в пенном варианте - водным раствором пенообразователя;
· в комбинированном варианте - два сосуда заполняют водным раствором пенообразователя и два порошком.
Автомобиль может эксплуатироваться при температуре наружного воздуха от - 35 до +35°С при условии хранения в зимнее время в гаражах с температурой воздуха не ниже 10 °С и времени следования на пожар не более 20 мин, если емкости заполнены водным раствором пенообразователя. При заправке только порошком и соблюдении специальных правил, машина может эксплуатироваться и при более низких температурах воздуха.
Рис. 3.8. Схемы боевого использования автомобилей порошкового тушении
ТАБЛИЦА 3.10. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЕЙ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ
Показатели | АП-3 (130) (модель 148А) | АП-5 (53213) (модель 196) |
Тип шасси | ЗИЛ-130 | КамАЗ-53213 |
Число мест для боевого расчета | ||
Габаритные размеры, мм: | ||
Длина | ||
Ширина | ||
Высота | ||
Масса с полной нагрузкой, кг | ||
Наименьший радиус поворота, м | ||
Максимальная скорость, км/ч | ||
Мощность двигателя, кВт (л. с.) | 110 (150) | 154 (210) |
Контрольный расход топлива, л/100 км | ||
Полезная емкость цистерны для порошка, м3 | 3-3.5 | 5.5 |
Масса вывозимого порошка, кг | 3000-3200 | 5500-6000 |
Неиспользуемый остаток, порошка, кг | ||
Ствол лафетный, шт.: | ||
пропускная способность, кг/с | 30-60 | |
Дальность центра зоны эффективной части порошковой струи, м | 30-35 | |
Угол поворота в горизонтальной плоскости, град | ||
Угол поворота в вертикальной плоскости, град: | ||
Вверх | ||
Вниз | ||
Способ выдачи огнетушащего порошка | Сжатым воздухом | |
Ствол ручной: | ||
Число, шт. | ||
Пропускная способность с рукавом длиной 40 м, кг/с | 3-6 |
Дальность центра зоны эффективной части порошковой струи, м | ||
высота подачи порошка по рукавной линии длиной 40 м, м внутренний диаметр рукава, мм рабочее давление у порошковой остановки, МПа (кгс/см2) | 12 –15 0.4 (4) | 12 – 15 0.43 (4.3) |
ТАБЛИЦА 3.11. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАЦИОНАРНЫХ ЛАФЕТНЫХ СТВОЛОВ МОРСКОГО ПРОТИВОПОЖАРНОГО СУДНА ПРОЕКТА 1893Н
Показатели | Стационарный лафетный ствол ПЛС-С69 | Гидропушка |
Диаметр насадка, мм | 50/65 | 95/110 |
Напор у спрыска, м | ||
Расход воды, м/ч | 300/530 | 1100/1400 |
Длина струи, м | 100/110 | 130/145 |
Автомобиль комбинированного тушения нельзя использовать во взрывоопасной среде. Тактико-техническая характеристика автомобиля комбинированного тушения (по данным опытного образца) приведена ниже.
Тактико-техническая характеристика пожарного автомобиля комбинированного тушения АКТ-05/05 (66) — модель 207 (по данным опытного образца)
Тип шасси | ГАЗ-66.01 |
Число мест для боевого расчета | |
Габаритные размеры, мм: | |
длина | |
ширина | |
высота | |
Масса с полной нагрузкой, кг | |
Мощность двигателя, кВт (л. с.) | 9,5 86(115) |
Контрольный расход топлива, л/100 км , | |
Запас: | |
хода по топливу | |
порошка, кг | |
раствора пенообразователя | |
Число огнетушащих установок, шт. | |
Рабочее давление воздуха в сосудах огнетушащих установок, МПа (кгс/см2) | 0,6 – 1 (6 – 10) |
Емкость баллонов со сжатым воздухом, л | |
Число баллонов | |
Время работы огнетушащих установок, с, при подаче огнетушащих средств: | |
Через сдвоенный лафетный ствол | |
через сдвоенный ручной ствол | |
Дальность подачи струи, м: | |
Из лафетного ствола | 20-25 |
Через сдвоенный ручного ствол | 8-10 |
Длина рукавной линии, м | |
Кратность воздушно-механической пены у среза ствола | 7-10 |
Рабочая зона лафетного ствола от продольной оси автомобиля, град | |
вправо влево | |
Рабочая зона лафетного ствола от горизонтали, град: | |
вверх вниз |
Пожарные суда (табл. 3.11 и 3.12) предназначены для тушения пожаров на плавсредствах и береговых объектах. Они служат для доставки боевого расчета, пожарно-технического вооружения и огнетушащих средств к месту пожара. Подразделения, вооруженные пожарными судами, обеспечивают подачу стационарных и переносных лафетных стволов, а также ручных с высадкой десанта на береговые объекты на плавсредства. Данные подразделения осуществляют боевые действия по тушению пожаров воздушно-механической пеной любой кратности.
ТАБЛИЦА 3.12. ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЖАРНЫХ СУДОВ
Показатели | Пожарный речной катер (судно) | Пожарный морской катер (судно) | ||||
проект | проект | |||||
340П | 1893Н | |||||
Габаритные размеры, м: | ||||||
Длина | 21,0 | 26,9 | 13,3 | 28.5 | 34,9 | 68,6 |
Ширина | 4,0 | 5,0 | 3,3 | 5,8 | 6,2 | 10,2 |
Осадка, м | 1,0 | 1,8 | 0,6 | 1,7 | 1,9 | 3,1 |
Водоизмещение, т | 25,7 | 18,3 | 117,3 | 184,2 | ||
Скорость хода, км/ч | 17,7 | 60,0 | 41,0 | 23,2 | 28,0 | 31,8 |
Пожарные насосы: | ||||||
число, шт. | ||||||
подача воды, м3/с напор, м | 0,28 98,1 | 0,3 88,2 | 0,1 88,2 | 0,3 93,1 | 0,2 91,2 | 0,28 |
Запас пенообразователя, л | ||||||
Число стационарных лафетных стволов, шт. | 7+1 гидропушка | |||||
Численность личного состава, чел | 5 - 6 | 4 - 5 | ||||
Наличие бортового орошения | Есть |
Пожарные суда можно использовать как плавучие насосные станции для подачи воды при тушении пожаров на береговых объектах.
Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта и на других, имеющих железнодорожные подъезды. Они служат для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса воды и пенообразователя. Подразделения, вооруженные пожарными поездами, осуществляют боевые действия по тушению пожаров водой и воздушно-механической пеной любой кратности, а также оказывают помощь при авариях, наводнениях и других стихийных бедствиях. Такие подразделения работают самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями пожарной охраны гарнизона.
Рис. 3.9. Схемы боевого развертывания подразделений на пожарных поездах
(подъем местности в схемах не учитывался)
Пожарные поезда состоят из вагона водонасосной станции и одной-двух цистерн-водохранилищ. В вагоне - водонасосной станции расположены машинное отделение, где стационарно установлены две мотопомпы МП-1600, переносная мотопомпа МП-800 и электростанция, размещены котельное отделение, помещения для боевого расчета поезда, оборудованы места для хранения пожарно-технического вооружения и запаса пенообразователя. Цистерна-водохранилище объемом 50 м3 имеет приспособления для налива воды и забора ее стационарными мотопомпами. Она имеет утепление и систему подогрева воды.
Основные схемы боевого использования пожарных поездов приведены на рис. 3.9, а тактико-техническая характеристика поездов и тактические возможности подразделений – ниже.
Мотопомпа, шт.: | |
Стационарная (МП-1600 или МП-1400) | |
Переносная (МП-800) | |
Электростанция мощностью 4-6 кВт, шт. | |
Отопительный котел для отопления вагона и цистерны-водохранилища, шт | |
Рукава всасывающие, шт.; длиной 4 м, диаметром, мм: | |
Рукава напорные, шт.: | |
Прорезиненные диаметром 51 мм | |
Льняные диаметром 51 мм | |
Прорезиненные диаметром 66 мм | |
Льняные диаметром 66 мм | |
Стволы, шт.: | |
Лафетный переносной | |
СА | |
РС-А | |
РС-Б | |
КР-Б | |
СВП-4 | |
Пеногенераторы ГПС600 | |
Гидроэлеватор Г-600 | |
Пенообразователь, л | |
Запас воды, м3 | 50 (50´2) |
Лестница трехколенная выдвижная | |
Время работы от цистерны-водохранилища при подаче воды, мин | |
Двух стволов Б или одного А | |
Двух стволов Б или одного А | |
одного лафетного ствола ПЛС-П20 с диаметром насадка 28 мм | |
Время работы воздушно-пенных стволов и генераторов от заправочных емкостей, мин: | |
одного СВП-4 | |
двух СВП-4 | |
одного ГПС-600 | |
двух ГПС-600 | |
Возможные площади тушения пеной низкой и средней кратности, м2: | |
двух СВП-4 [Is =0,1-0,15 л/(с´м2)] | 120-80 |
двух ГПС-600 (Is =0,05-0,08 л/(с´м2)] | 240-150 |
Количество пены средней кратности, которое можно получить при израсходовании собственного пенообразователя, м3 | |
Возможный объем тушения пеной средней кратности при израсходовании запаса ПО-1 и Ко=3, м3 |
Примечания: 1. При расчетах приняты стволы Б с диаметром насадка 13 мм, стволы А с диаметром насадка 19 мм.
2. Напоры у стволов Б и А приняты 40 м, а СВП-4 и ГПС-600 — 60 м.
3. Для получения пены низкой и средней кратности применяют 6 %-ный раствор пенообразователя в воде.
Пожарные мотопомпы (табл. 3.13 и 3.14) предназначены для подачи воды или воздушно-механической пены (при наличии переносных пеносмесителей и запаса пенообразователя) при тушении пожаров. Переносные мотопомпы широко используют при тушении лесных и торфяных пожаров, их можно применять на пункте заправки автоцистерн водой при подвозе ее с удаленных водоисточников, в условиях, когда к водоисточникам отсутствуют подъезды, при перекачке воды и т. д. Схемы боевого использования пожарных мотопомп приведены на рис. 3.10.
Автомобили газоводяного тушения (табл. 3.15-3.16) предназначены для тушения пожаров всех видов фонтанов: газовых, нефтяных, газонефтяных, распыленных, компактных, одиночных и групповых. В качестве огнетушащего средства используют газовые струи АГВТ-100 и АГВТ-150, которые представляют собой смесь отработанных газов турбореактивного двигателя и распыленной воды. Благодаря высокой теплоемкости, газоводяные струи можно также применять для охлаждения оборудования, металлоконструкций у устья скважины. Схемы боевого использования автомобилей газоводяного тушения приведены на рис. 3.11. Предельная длина рукавных линий при боевом развертывании от АГВТ приведена в табл. 3.17 и на рис. 3.11.
ТАБЛИЦА 3.13. ОСНОВНАЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОПОМП
Показатели | МП-600 | МП-800Б | МП-13 (модель 162) | МП-1400 | МП-1600 | |||||||
Тип двигателя | Двухтактный карбюраторный | Двухтактный бензиновый | ЗМЗ-451 | ЗМЗ-24-01 | ||||||||
Максимальная мощность, кВт (л. с.) Емкость топливного бака, л | 10 (13) | 17 (23,5) 17,5 | 18 (24) | 51 (70) | 63 (85) | |||||||
Топливо | 20 ч. А-66 или А-72 и 1 ч. масла АК-10 по объему | 20 ч. бензина А-72 и 1 ч. масла АК-10 по объему | 25 ч. бензина А-72 или А-76 и 1 ч. масла АК-10 по объему | Бензин | ||||||||
А-72 | А-76 | |||||||||||
Расход топлива, л/ч | 6,8 | |||||||||||
Тип насоса | Центробежный консольный | Консольный центробежный | Центробежный одно-ступенчатый | Консольный центробежный | Центробежный консольный | |||||||
Подача насоса (при геометрической высоте всасывания 3,5 м, а для МП-600-1,5 м), л/мин. | ||||||||||||
Напор манометрический, м Наибольшая геометрическая высота всасывания, м | ||||||||||||
Время забора воды с максимальной высоты всасывания, с | ||||||||||||
Число напорных патрубков, шт. | ||||||||||||
Габаритные размеры, мм: длина | ||||||||||||
ширина | ||||||||||||
Высота | ||||||||||||
Масса сухой мотопомпы без комплектующего пожарного оборудования, кг | ||||||||||||
Число, шт. | ||||||||||||
напорных рукавов диаметром 66 мм | ||||||||||||
напорных рукавов диаметром 51мм | ||||||||||||
стволов А стволов Б | ||||||||||||
Разветвления, шт. | ||||||||||||
ТАБЛИЦА 3.14. ПРЕДЕЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ ПРИ ПОДАЧЕ ВОДЫ НАСОСАМИ ПОЖАРНЫХ