Эксплуатации манифольда противовыбросового
Выкидные линии манифольда и задвижек блоков глушения и дросселирования периодически продуваются воздухом при давлении до 8 кгс/см2 (в летнее время допускается промывка технической водой) в следующих случаях:
· после опрессовки превенторной установки;
· при попадании бурового раствора в линии манифольда противовыбросового;
· еженедельно в процессе бурения скважины.
Бурильщик в присутствии мастера не реже одного раза в неделю проверяет лёгкость полного открытия и закрытия всех задвижек манифольда и надёжность крепления всех соединений. За 100 до вскрытия продуктивного горизонта, непосредственно перед вскрытием и после вскрытия, работоспособность гидроуправляемых задвижек и задвижек манифольда проверяются путём закрытия и открытия каждый раз при смене вахт с записью в вахтовом журнале.
Периодичность проверок на полную открываемость регулируемых дросселей устанавливается руководством предприятия в инструкциях по эксплуатации противовыбросового оборудования.
Колонные головки
Колонные головки предназначены для разобщения колонных пространств обсадных колонн, контроля за давлением в них, монтажа на них стволовой части противовыбросового оборудования, подвести обсадных колонн и др. Конструкция колонных головок должна обеспечивать:
· восстановление герметичности межколонных пространств обсадных колонн периодической подачей, при необходимости, консистентных смазок в межпакерную полость систему уплотнения;
· возможность монтажа стволовой части противовыбросового оборудования с последующей опрессовкой противовыбросового оборудования (манифольда);
· контроль и разрядку, при необходимости, давления в межколонных пространствах на устье;
· проведение цементирования скважины после очередного спуска обсадной колонны (технической или эксплуатационной).
По способу монтажа колонные головки подразделяются на:
· монтаж фланца на внутренней резьбе (с применением или без подгоночного патрубка);
· монтаж колонного фланца на наружной резьбе;
· монтаж колонного фланца на сварке.
По количеству обвязываемых колонн колонные головки имеют одно, - двух, - трёх, - четырёх, - пяти колонную конструкцию. Технические характеристики колонных головок представлены в таблице 6.
Таблица 6
№ п/п | Условные обозначения Параметры | ОКК1 - 21- 140×245 | ОКК2 – 35 - 140×245×324 | ОКК3 – 35 - 140×245×324-426 | КГ – 4×70 | ГК – 599 | ОКК4 – 70 - 168× 245×324×426×630 |
Условный диаметр обвязываемых колонн | 140, | 140, 245, | 140, 245, 324, | 426, 324, 245, | 140, 245, 324, | 168, 245, 324, 426, | |
Рабочее давление колонных обвязок, не более МПа верхней – средней – нижней – | ─ ─ | ─ | |||||
Тип колонной подвески | Клиньевая | Клиньевая | Клиньевая | Клиньевая | Клиньевая, сварка | Клиньевая | |
Температура скважинной среды | + 120 | ||||||
Габаритные размеры, мм длина, L ширина, B высота, H | |||||||
Масса в собранном виде, кг | |||||||
Уплотнение затрубного пространства | Пакеры | Пакеры | Пакеры | Пакеры | Сварка, пакеры | Пакеры |
Шифр колонной головки содержит следующую информацию, например: ОКК2 – 35 – 140×245×324:
· ОКК – оборудование колонной головки клиновое, т.е. технические и эксплуатационные колонны подвешиваются на клиньях;
· 2 – количество колонн, подвешиваемых на клиньях, в данной конструкции техническая колонна диаметром 245 мм и эксплуатационная колонна диаметром 140 мм;
· 35 – рабочее давление колонных обвязок в МПа, в данном случае – верхнее 35 МПа, нижнее тоже 35 МПа;
· 140×245×324 – диаметры обвязываемых колонн, мм (кондуктор Ø324 мм).
Рассмотрим устройство и порядок монтажа обвязки обсадных колонн на примере однофланцевой колонной головки ОКК1 – 21 – 140×245 (см. рис. 39).
После цементирования кондуктора 2 диаметром 245 мм, на него наворачивается корпус 1 колонной головки. В соответствии с заводским исполнением, в "юбке" колонной головки нарезана резьба обсадных труб диаметром 245 мм. Перед наворотом корпуса, на резьбу обсадных труб и корпуса, следует нанести смазочный материал: МГА5 или Р – 402, Р – 406. Наворот можно производить с использованием ведущей трубы (квадрат) и специального разъёмного фланца, соединённого с фланцем колонной головки шпильками.
Момент затяжки определяется в соответствии с планом работ, обращая при этом внимание на осевую линию фланцевых отверстий под крепление задвижек 4, чтобы в дальнейшем был бы возможен свободный монтаж сбросовых линий.
Перед бурением из–под кондуктора на фланец колонной головки монтируется стволовая часть превенторной установки: монтажные катушки, устьевая крестовина с гидрозадвижками, превентора плашечные и кольцевой, надпревенторная катушка, разъёмная воронка и т.д.
После спуска эксплуатационной колонны диаметром 140 мм, её цементажа, ОЗЦ приступают к её обвязке в следующей последовательности:
1. Демонтируют стволовую часть противовыбросового оборудования с разъёмной воронкой.
2. Если цемент поднялся до устья, то устанавливают клиньевой трубодержатель 5 между эксплуатационной колонной и корпусом 1 колонной головки без натяжки эксплуатационной колонны. Клинья в этом случае будут выполнять роль центратора колонны.
3. Если цемент поднялся не до устья, то в этом случае, при необходимости, проводят натяжку эксплуатационной колонны усилием равным весу незацементированной части колонны. Один из простых способов натяжки – это использование талевой системы, элеватора и ложной муфты, прихваченной к эксплуатационной колонне электросваркой на электрозаклёпках. Клинья устанавливаются после предварительной натяжки эксплуатационной колонны с расчётной нагрузкой. При разгрузке колонны труба должна сесть на клинья, проскальзывание недопустимо (необходимо заменить клинья).
4. Производится обрезка верхней части трубы эксплуатационной колонны на расстояние 130 мм от торцевой поверхности фланца корпуса колонной головки. Конец трубы обрабатывается напильником, чтобы образовалась фаска 25 град. и не было острых выступов. На обработанный конец трубы наносится консистентная смазка.
5. На обрезок трубы монтируется нижний пакер, предварительно обработанный смазочным материалом Л3 – 162 или "Арматол – 238". Сначала устанавливается нижнее стальное кольцо 6, затем резиновый уплотнитель 7 и далее верхнее стальное кольцо. Затем в этой же последовательности монтируется верхний пакер – два металлических кольца с резиновым уплотнителем между ними. Над верхним пакером устанавливается направляющая втулка 9.
6. В канавку колонного фланца устанавливается металлическое уплотнительное кольцо и монтируется крестовина (тройник) фонтанной арматуры на полный комплект шпилек заводского исполнения.
7. Опрессовка пакеров и фланцевого соединения производится в следующей последовательности:
· отворачивается колпачок нагнетательного клапана 12, расположенного на боковой поверхности колонного фланца, и на его место наворачивается наконечник специального нагнетателя смазки с контрольным манометром;
· открывается перепускной клапан 10 на нижнем фланце крестовины;
· производится закачка смазки Л3 – 162 или "Арматол – 238" до тех пор пока смазка не будет выходить через перепускной клапан 10;
· перепускной клапан закрывается;
· поднимается давление нагнетателем до величины указанной в плане работ;
· даётся выдержка времени в течении 15 минут, падение давления не допускается;
· давление сбрасывается через перепускной клапан, отворачивается нагнетатель, заворачивается колпачок на нагнетательный клапан.