Задвижка манифольдная с гидравлическим управлением
Задвижки с гидроуправлением типа ЗМГ 80×35 и ЗМГ 80×70 имеют многие детали взаимозаменяемые с задвижками с ручным управлением типа ЗМ 80×35 и ЗМ 80×70.
Задвижка ЗМГ 80×70 (см. рис. 31) имеет такой же корпус 1 с крышкой 2, плоскопараллельный шибер 11, установленный между двумя сёдлами 12 с тарельчатыми пружинами 13, уравновешивающий шток 14 с указателем 15.
Отличие состоит в том, что в крышку, вместо стакана под подшипники, вворачивается гидроцилиндр 4, на фланец которого крепится крышка 6 с нажимным винтом 8 и штурвалом 7. Внутри гидроцилиндра размещается поршень 5, который с помощью штока соединяется с шибером. В крышке корпуса имеется канал со штуцером, через который гидравлическая жидкость поступает в камеру "закрытия", а в крышке гидроцилиндра имеется канал со штуцером, через который гидравлическая жидкость поступает в камеру "открытия".
Нормальное положение гидрозадвижки – "закрытое", поршень в верхней части, а в камере закрытия давление равное давлению в гидросистеме. При переводе рукоятки маслораспределителя в положение "открыто" давление в камере открытия давит на поршень и перемещает его вместе со штоком и шибером "вниз" до совмещения отверстий шибера с сёдлами.
В случае неисправности гидросистемы (отсутствия давления в гидроаккумуляторе), предусмотрен ручной привод – штурвал с нажимным винтом. При вращении штурвала по часовой стрелке нажимной винт давит на поршень и перемещает его вниз. При пользовании ручным приводом, в случае отсутствия давления в гидроаккумуляторе, необходимо помнить о следующих особенностях:
· перед вращением штурвала на открытие необходимо на основном пульте перевести соответствующую рукоятку в положение "открыто", чтобы открыть канал из камеры "закрытия" в масляный бак;
· чтобы закрыть гидрозадвижку, открытую ручным приводом, необходимо вывернуть штурвал против часовой стрелки до упора, тем самым, переместив винт в верхнее положение, а затем, наладив гидросистему, перевести рукоятку маслораспределителя в положение "закрыто" и переместить поршень с шибером в верхнее положение.
· при работе с ручным приводом категорически запрещается применять дополнительное усилие для вращения штурвалов, используя для этого монтировку, ломик или другие рычаги.
Регулируемые дроссели
Регулируемые дроссели предназначены для плавного изменения давления в циркуляционной системе, что позволяет создавать заданное противодавление на пласт в процессе ликвидации газонефтеводопроявлений при загерметизированном устье скважины.
Промышленностью выпускаются регулируемые дроссели в двух вариантах исполнения:
· с ручным управлением типа ДР – 80×35, ДР – 80×70;
· с гидравлическим управлением типа ДРГ – 80×35, ДРГ – 80×70.
Правила безопасности требуют, чтобы в комплект манифольда противовыбросового оборудования на скважинах, в которых ожидаемое давление на устье будет менее 700 кгс/см2, входило не менее 2-х регулируемых дросселей с ручным управлением. На скважинах, где ожидаемое давление на устье превышает 700 кгс/см2, устанавливаются два регулируемых дросселя с дистанционным управлением и один с ручным.
На рис. 32 представлен регулируемый дроссель с ручным управлением типа ДР – 80×70. Дроссель состоит из корпуса 1, к которому, с помощью шпилек, крепится крышка 3, в которой установлена бронзовая втулка с крупной ленточной резьбой. Бронзовая втулка составляет винтовую пару со шпинделем 6. С одной стороны шпиндель заканчивается шестигранником, на который устанавливается штурвал 4, а с другой стороны заканчивается резьбой, на которую наворачивается накидная гайка 8, прижимающая к торцу шпинделя наконечник 10. Наконечник входит в контакт с насадкой 12 и в положении "закрыто" полностью перекрывает отверстие насадки. Наконечник и насадка выполнены из твёрдого вольфрамокобальтового сплава марки ВК – 8 ("победит"). При вращении штурвала против часовой стрелки наконечник перемещается относительно насадки, кольцевое сечение между наконечником и насадкой увеличивается. При циркуляции промывочной жидкости, с увеличением зазора, уменьшается давление перед дросселем. Чтобы поднять давление перед дросселем, при той же производительности насосов, необходимо вращать штурвал по часовой стрелке.
Не смотря на то, что наконечник и седло выполнены из твёрдого сплава, при работе насосов с большой производительностью (более 50 л/сек), на буровых растворах с большой плотностью (более 1,5 гр/см3), эта "пара" быстро изнашивается. Например: на учебной буровой при работе насосов с производительностью 64 л/сек и на буровом растворе с удельным весом 1,6 гр/см3, дроссель был промыт после прокачки 30 м3 раствора. Быстрая "промывка" наконечника или седла приводит к частой разборке дросселя. К недостаткам конструкции этого дросселя относятся:
· фланцевое соединение крышки к корпусу требует много времени на развинчивание и свинчивание гаек у шпилек;
· при замене насадки приходится демонтировать гаситель потока, который также на фланцевом соединении с корпусом дросселя;
· при вращении штурвала с чрезмерным усилием наконечник, у которого наружный диаметр больше внутреннего диаметра седла, часто раскалывает седло на части, выводя тем самым из строя дроссель.
Перечисленные недостатки устранены у регулируемых дросселей выпускаемых заводом ВЗБТ с 1992 года (см. рис. 33). Регулируемые дроссели этой конструкции имеют следующие отличительные особенности:
· крышка прижимается к корпусу накидной гайкой 2;
· шпиндель установлен в упорный подшипник 1;
· имеется имитатор насадки 10 и имитатор наконечника 11, показывающие местоположение наконечника;
· наружный диаметр наконечника меньше чем внутренний диаметр насадки;
· насадка размещена в специальном корпусе 4, а тот жёстко связан со стаканом 7, что позволяет извлекать насадку и наконечник, не разбирая гаситель потока;
· специальный привод 9 позволяет перемещать насадку относительно неподвижного наконечника.
Последняя отличительная особенность является существенным недостатком. При вращении шпинделя 8 происходит перемещение корпуса насадки 4 относительно корпуса 6. В новой конструкции, помимо трения в винтовой паре стакана и шпинделя и уплотнительных манжет стакана 7 и гладкой части шпинделя, возникают дополнительные трения между корпусом насадки 4 и корпусом 6 дросселя и между корпусом 6 и манжетами корпуса насадки 4. Возникающие в результате этого большие трения требуют значительного усилия при вращении штурвала. Кроме этого циркуляционные окна в корпусе насадки 4 становятся, во время эксплуатации дросселя, "карманами – ловушками, в которых могут оседать абразивные частицы и механические примеси, приводящие к "заклиниванию" корпуса насадки.
Регулируемые дроссели с гидравлическим дистанционным управлением типа ДРГ – 80×35 поставляются заводом совместно со специальным дистанционным пультом управления. Регулируемый гидроуправляемый дроссель (см. рис. 34) имеет многие узлы и детали, такие как корпус, накидная гайка, корпус насадки, наконечник, насадка и др., взаимозаменяемые с узлами дросселя с ручным управлением.
Гидроуправляемые дроссели отличаются приводной частью, включающей гидроцилиндр 6, закреплённый накидной гайкой, плунжер 5, крышку цилиндра 4, шток 3. В гидроцилиндре имеются два штуцера 8, для подвода гидравлической жидкости в камеры "открытия" или "закрытия". При подаче жидкости в камеру "открытия", начинается перемещаться плунжер, который "жёстко" связан с корпусом насадки. Насадка начинает перемещаться относительно неподвижного наконечника, кольцевой зазор увеличивается, давление перед дросселем, при циркуляции промывочной жидкости, падает.
Штуцерные камеры
При ликвидации ГНВП, освоении скважин и др. операциях в состав манифольда противовыбросового оборудования часто включают штуцерные камеры. Штуцерные камеры выполняют те же функции что и регулируемые дроссели, создают противодавление на пласт, с той лишь разницей, что регулирование давления в циркуляционной системе, при постоянной производительности насосов, не плавно, а ступенчато. С ростом давления приходится переключаться на штуцер большего диаметра, а значит на какое – то время изменять режим циркуляции.
Однако этот недостаток с лихвой компенсируется низкой стоимостью, надёжностью работой и простотой в обслуживании. Штуцерная камера, в случае промывки штуцера, позволяет быстро заменить его на другой, без демонтажа фланцевых соединений манифольда.
Одна из конструкций штуцерных камер (быстросъёмных дросселей) представлена на рис. 35. Корпус 1 быстросменного дросселя чем – то похож на корпус задвижки и имеет такие же присоединительные фланцы. Внутри корпуса установлены два седла 5 с тарельчатыми пружинами 6. Между сёдел размещается плоскопараллельный шибер 3, в коническом отверстии которого запрессован сменный штуцер 7. В верхней части плоскопараллельного шибера вкручен "ремболт". Крышка 2 крепится к корпусу 1 на ленточной резьбе.
При капитальном ремонте скважины на каждом отводе от скважин второй и третей групп, при монтаже манифольда и сбросных линий, устанавливается штуцерная камера.
На каждую штуцерную камеру должно быть не менее одного комплекта штуцеров Æ 6, 8, 10, 15 и 20 мм. В штуцерную камеру отвода в желоб устанавливается штуцер Æ 10 мм, а в отвод на «сброс» штуцер не устанавливается. Комплект штуцеров должен храниться в специальном металлическом ящике с крышкой, совместно с обмеднёнными гаечными ключами для крышек штуцерных камер, запасными шпильками, гайками и уплотнительными кольцами.
Штуцерная камера должна иметь технический паспорт с Актом опрессовки на рабочее давление, а после монтажа ОП штуцерная камера совместно с манифольдом до концевых задвижек опрессовывается на давление опрессовки эксплуатационной колонны с составлением Акта.