Расчет открытой конической прямозубой передачи
14.1 Выбор материала
Для открытой прямозубой конической передачи выбираем тот же материал, что и для закрытой цилиндрической пары – Сталь 40Х.
Термообработка – та же. При этом сохраняются и допустимые напряжения.
14.2Определяем модуль открытой конической передачи
По книге Д.С. Левятова «Расчеты и конструирование деталей машин» (далее по тексту [4])
Средний окружной модуль для открытых передач:
, где (стр.175 [4])
T1 это T2 = 125 Нм
Z1 это Z2 = 19
это = 225 МПа
14.2.1 Задаемся передаточным числом для конической передачи:
u = 2 (стр.175 [4])
14.2.2При коэффициенте относительной ширины венца:
[1]
14.2.3 При окружности скорости V = 2 м/сек и 9ой степени точности определяем коэффициент динамичности нагрузки:
KFV = 1,28 (табл.6.7 [4])
14.2.4 Определяем угол делительного конуса шестерни :
ctg = u = 2, отсюда = 26˚34/
14.2.5 Определяем эквивалентное число зубьев шестерни:
14.2.6 Определяем коэффициент формы зуба:
YF = YF3 = 4,03 (табл.6.6 [1])
14.2.7 Определяем средний окружной модуль конической передачи:
14.3 Определение внешнего окружного модуля:
14.3.1 Чтобы определить внешний окружной модуль необходимо найти диаметр внешней длительной окружности колеса.
Т3 = Т2 х u = 125 х 2 = 250 Нм.
Кнβ – коэффициент концентрации нагрузки, Кнβ = 1,15 (рис.6.3 [1])
14.3.2 Определяем внешний окружной модуль:
me = de4/z4 = 243/38 = 6,4 мм
z4 = z3 х u = 19 х 2 = 38
14.4 Расчет недостающих основных геометрических параметров конической прямозубой шестерни:
14.4.1 Внешнее конусное расстояние
14.4.2 Ширина зубчатого венца
14.4.3 Диаметр внешней делительной окружности
14.4.4 Средний делительный диаметр
(стр.155 [2])
14.4.5 Внешний диаметр вершин зубьев
14.4.6 Внешний диаметр вершин зубьев шестерни после притупления кромки:
14.5 Проверка зубьев шестерни на выносливость по напряжениям изгиба
Расчетное напряжение изгиба зубьев шестерни определяем по формуле:
, где (14.3 [1])
14.5.1 Определяем коэффициенты и КFV
при = 0,37 по рис. 6.3 [1] КFβ =1,39
КFV = 1,28 (пункт 14.2.3 «П.З.»)
Получим:
14.6 Сопоставляем расчетное и допускаемой напряжение
Условие прочности выполняется.
Таблица параметров конической прямозубой шестерни
Наименование параметра | Обозначение | Расчетная формула | Численное значение |
Внешний окружной модуль | 6,4 | ||
Внешнее конусное расстояние | |||
Ширина зубчатого венца | |||
Диаметр внешней делительной окружности | 121,6 | ||
Средний окружной модуль | 4,0 | ||
Средний делительный диаметр | |||
Углы делительных конусов | 26˚34/ | ||
Внешний диаметр вершин зубьев | 133,05 | ||
Число зубьев | Z3 | задано | |
Внешний диаметр вершин зубьев после притупления кромки | 122,8 |
Проектный расчет валов
Ведущий вал
Проектный расчет ведущего вала выполняем по рекомендациям [3].
15.1.1 Ведущий вал соединен с электродвигателем муфтой МУВП. Диаметр выходного конца вала, подобранного электродвигателя серии 4А тип 112М, равен 32 мм. Так как вал электродвигателя и ведущий вал редуктора передают одинаковый крутящий момент, мы можем диаметр выходного вала редуктора принять равным или близким к диаметру выходного конца электродвигателя.
d = (0,8…1,0) d1 = (0,8…1,0) 32 = 25,6…32 мм.
Проверим диаметр быстроходного вала по крутящему моменту:
принимаем диаметр выходного конца ведущего вала d = 30 мм.
15.1.2 Диаметр вала под подшипник
dп = d + 2t = 30 + 2 х 2,2 = 34,4 мм
t =2,2 по табл.3.1
Принимаем dп = 35 мм
15.1.3 Диаметр буртика под подшипник
dбп = dп +3,2r = 35 + 3,2 х 2= 41,4 мм
r = 2 по табл.3.1.
По ряду нормальных линейных размеров принимаем dбп = 42 мм
Эскиз ведущего вала – шестерни
Ведомый вал
Ведомый вал редуктора передает крутящий момент Т2 = 125 Нм.
15.2.1 По формуле (15.1 [2]) приближенного оцениваем средний диаметр ведомого вала при [ ]=12 МПа (для редукторных валов):
15.2.2 Разрабатываем конструкцию вала и по эскизной компоновке оцениваем его размеры.
15.2.3 Диаметр выходного конца ведомого вала:
Принимаем =35 мм
15.2.4 Диаметр вала под подшипник:
dп2 = d2вых + 2t = 35 + 2 х 2,5 = 40 мм
t = 2,5 (по табл.3.1, [3])
Принимаем dп2 = 40 мм.
15.2.5 Диаметр буртика под подшипник
dбп2 = dп2 + 3,2r = 40 + 3,2 х 2,5 = 48 мм
r = 2,5 (по табл.3.1, [3])
Принимаем dбп2 = 48 мм.
15.2.6 Диаметр вала под колесо:
dk ≥ dбп2 ≥ 48 мм
Принимаем dk = 48 мм
15.2.7Диаметр буртика под колесо
dбк = dк + 3f = 48 + 3 х 1,6 = 52,8 мм
f = 1,6 (по табл.3.1 [3])
По ряду нормальных линейных размеров принимаем dбк = 53 мм
Эскиз ведомого вала