Соотношение удельных стоимостей единицы мощности различных типов электродвигателей
Электродвигатель | Удельная стоимость, %, в интервале мощности, кВт | |||||
2... 5 | 5. ..12 | 12. ..30 | 30. ..70 | 70. ..150 | Более 150 | |
Постоянного тока | ||||||
Асинхронный с фазным ротором Короткозамкнутый | 42 50 | 23 33 | 13 21 | |||
двух- и трехскоростнои |
(2.5) |
= Mmax/MHOM=2,5...3,0,
где Mmax, MHOM - соответственно опрокидывающий и номинальный крутящие моменты.
Мощность, которую могут развивать крановые двигатели в течение длительного времени, зависит от режима их использования, оцениваемого продолжительностью включения (ПВ), т. е. долей времени (%), в течение которого двигатель работает. Крановые электродвигатели выпускают для ПВ = 15; 25; 40%. В каждом из указанных режимов конкретный двигатель имеет свою допустимую мощность. Номинальной считается мощность, развиваемая электродвигателем при ПВ = 25%. Мощность, допустимую для двигателя при других ПВ, можно определить из соотношения
Nx=Nj25/nBx, (2.6)
где Nx - мощность, допустимая для электродвигателя при ПВ = х%, N - мощность электродвигателя при ПВ = 25 %; ПВХ - продолжительность включения х%.
Если режим работы двигателя предполагает колебания развиваемой им мощности, то проверить пригодность двигателя можно по установочной мощности:
ЛХ (2-7)
где NycT - установочная мощность двигателя; TV,- - мощность, потребляемая приводимым механизмом в /-и период времени; ?, - продолжительность /-го периода времени; при этом опрокидывающий момент двигателя должен соответствовать необходимой перегрузочной способности ф.
Кроме обладания достаточной перегрузочной способностью и необходимой мощностью крановый электродвигатель должен устойчиво работать в широком диапазоне скоростей. Способность двигателя к этому оценивается пределом регулирования:
(2.8) |
™ ~ ^н
где ином - номинальная частота вращения вала двигателя; п^п - устойчивая минимальная частота вращения вала двигателя.
В обычных условиях работы предел регулирования не превышает 3, однако возможны режимы, при которых его значение возрастает до 10.
При мощности до 8 кВт наиболее часто применяют асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, при большей мощности - асинхронные двигатели с фазовым ротором и контактными кольцами. Двигатели с короткозамкнутым ротором удобны в управлении, но отличаются большим пусковым током (пусковой ток в 7 раз больше номинального) и неприспособленностью к регулированию скорости, поэтому их используют для привода вспомогательных механизмов крана и лебедок с небольшим тяговым усилием. Асинхронные двигатели с фазовым ротором и контактными кольцами хорошо переносят частые пуски и торможения и допускают регулирование скорости.
Электродвигатели постоянного тока в строительных грузоподъемных машинах используют в случаях, когда необходимо плавное регулирование скорости двигателя в широком диапазоне с пределом регулирования выше 10. Чаще всего это грузоподъемные механизмы высотных кранов и ходовые приводы кранов с пневмоко-лесным ходовым оборудованием.
Крановые и металлургические асинхронные двигатели переменного тока рассчитаны на работу при температуре окружающего воздуха до +40 °С с ПВ = 40%. По способу монтажа двигатели различают:
на лапах для крепления к полу;
фланцевые или на лапах с вертикальным валом;
фланцевые или на лапах с горизонтальным валом;
фланцевые с вертикальным расположением вала.
По заказу могут изготавливаться двигатели с двумя одинаковыми концами вала. Также применяют встраиваемые двигатели, не имеющие собственных станины, подшипниковых щитов и вала, а использующие корпус, подшипниковые узлы и вал приводимого агрегата.
честву раздаточных патрубков. Чем выше давление и/или подача воздуха, тем более мощный инструмент может использоваться. Число раздаточных патрубков соответствует числу рабочих постов, одновременно снабжаемых сжатым воздухом. По принципу действия различают поршневые, ротационные и винтовые компрессоры. В поршневом компрессоре используется пара «цилиндр - поршень», работающая в двухтактном цикле «наполнение - сжатие». В ротационных компрессорах вращающееся лопастное колесо отбрасывает воздух к периферии камеры, в которой оно вращается, повышая там его давление. В винтовых компрессорах используются два быстро вращающихся архимедовых винта (рис. 2.1) с хорошо пригнанными друг к другу винтовыми поверхностями, в зазорах между которыми воздух сжимается и выдавливается в напорную магистраль. В компрессорах высокого давления воздух может сжиматься дважды (двухступенчатое сжатие) и трижды (трехступенчатое сжатие), но в большинстве строительных компрессоров используется одноступенчатая схема сжатия воздуха.
Современные пневмокомпрессоры должны оснащаться влаго-поглощающими и пылезащитными устройствами, снижающими влажность и запыленность сжимаемого воздуха. При сжатии неподготовленного воздуха частицы пыли смешиваются с водяным паром, парами горюче-смазочных материалов, продуктами сгорания топлива, конденсированной влагой, окалиной и ржавчиной. При этом в компрессоре, воздуховодах и ресивере образуется абразивная и химически агрессивная эмульсия, выводящая из строя приборы и инструмент и делающая воздух непригодным для пневматических краскопультов. При низких температурах влажный воздух вызывает обмерзание инструмента.
2.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЭНЕРГИИ
Существует ряд строительных механизмов и оборудования, привод которых непосредственно от двигателей внутреннего сгорания или электродвигателей неудобен или невозможен. Главным образом это относится к ручному строительному инструменту, место и условия применения которого не позволяют рассчитывать на оперативное подключение к стационарной электрической сети или воздуховоду. В таких случаях создается передвижная станция из двигателя внутреннего сгорания, пневматического компрессора, маслона-сосного агрегата или электрогенератора, трансформирующих механическую энергию в вид, более удобный для привода инструмента.
Передвижные пневматические компрессоры.Передвижные пневматические компрессоры используются для привода ручных отбойных молотков, перфораторов, буров, свайных молотов. Компрессоры подбираются по рабочему давлению, подаче воздуха и коли-
Рис. 2.1. Рабочий орган винтового компрессора:
- патрубок напорной магистрали; 2 - корпус камеры сжатия; 3 - ведомый винт; 4 -ведущий винт
Рис. 2.2. Схема очистки и осушения воздуха на компрессорной станции:
/ - стационарный компрессор; 2 - слив конденсата из ресивера; 3 - ресивер; 4 - фильтр;
5 - микрофильтр; 6 - сепаратор разделения воды и масла; 7 - осушитель
Для очистки воздуха на входе от пыли, водяных паров и других примесей используют адсорбционные осушители, волокнистые, боросиликатные, угольные и керамические фильтры. От конденсата сжатый воздух очищается с помощью вторичных охладителей, сепараторов и дренажных устройств, позволяющих удалить до 80% конденсата. Охлаждаемый осушитель снижает температуру сжатого воздуха до 2... 3 °С и позволяет удалить из воздуха остающуюся в нем влагу. Охладители, сепараторы и осушители устанавливаются в системе между компрессором и ресивером. Дренажные устройства устанавливаются во всех точках накопления конденсата, включая ресиверы (рис. 2.2). При выборе компрессора в первую очередь обращают внимание на рабочее давление воздуха, его расход и число раздаточных патрубков (табл. 2.4).
В зависимости от размера передвижные компрессоры монтируются на переносной раме или колесном шасси.
Таблица 2.4 Технические характеристики воздушных компрессоров производства СНГ
Марка | Привод | Подача воздуха, М3/МИН | Рабочее давление, бар | Мощность, кВт | Масса, кг |
К-5М | Бензиновый | 0,63 | 1,0 | 6,6 | |
ПКС-3.5А | Электрический | 3,50 | 7,0 | 30,0 | |
ПКСД-3,5А | Дизельный | 3,50 | 7,0 | 44,0 | |
ПКС-5.25А | Электрический | 5,25 | 7,0 | 37,0 | |
ПКС-5.25Д | Дизельный | 5,25 | 7,8 | 36,8 | |
ЗИФ-ПВ-5М | То же | 5,40 | 7,0 | 44,0 | |
ПР-8 | » | 6,30 | 7,9 | 58,8 | |
ПВ-10/8М-1 | » | 11,2 | 6,8 | ||
ПР-12 | » | 12,0 | 7,8 | 114,0 |
Передвижные маслонасосные агрегаты.Передвижные маслона-сосные агрегаты, как и передвижные компрессоры, используются для привода ручного строительного инструмента. К их преимуществам перед компрессорами можно отнести: меньшую массу и габариты агрегата и инструмента; более тонкие и гибкие шланги; меньшую шумность работы агрегата и инструмента; работоспособность при отрицательных температурах; топливную экономичность. Это достигнуто благодаря большему рабочему давлению, отсутствию шума сжатого воздуха при дросселировании, отсутствию водяных паров, замерзающих при расширении сжатого воздуха, меньшим затратам мощности на привод. Еще одним важным преимуществом является широкий шлейф инструмента, выпускаемого для таких установок. Кроме привычных отбойных молотков и перфораторов можно использовать отрезные дисковые пилы, водопог-ружные насосы, строительные дрели и буры. Рабочее давление инструмента подобрано так, чтобы он мог подключаться и к раздаточным патрубкам гидросистем строительных и дорожных машин. Среди недостатков наиболее существенны экологическая агрессивность рабочей жидкости, удвоенное число шлангов (необходима сливная магистраль), более высокая стоимость эксплуатации.
Передвижные маслонасосные агрегаты монтируются на рамах с полозьями и приспособлены для ручной переноски, что не представляет труда благодаря их небольшой массе.
Автономные электростанции.Автономные электростанции предназначены:
для привода электрифицированного инструмента и строительного оборудования;
освещения места работ;
использования в качестве постоянных или аварийных источников электроэнергии в жилых и производственных помещениях, госпиталях, больницах;
автономного питания систем связи и охранной сигнализации, военных и других объектов.
Автономные передвижные электростанции постоянного тока используются для питания сварочных установок, в остальных случаях применяются одно- и трехфазные электростанции переменного тока для постоянной или аварийной работы. Электростанции, предназначенные для аварийной работы, работают с нагрузкой примерно на 10% больше, но не более 1... 1,5 ч через каждые 10 ч. Они могут оборудоваться системами автоматического поддержания температуры двигателя и заряда его аккумуляторов на уровне, необходимом для немедленного запуска, и автоматического запуска электростанции при аварии электросети.
Электростанции подбираются по необходимому числу фаз, напряжению и частоте тока (для России 50 Гц) и суммарной мощности всех потребителей (табл. 2.5).
Таблица 2.5 Технические характеристики отечественных автономных электростанций
Марка | I --------------------------- Исполнение | 1— . Фазы/ Напря- | Мощность | — ' Средняя нара- | |
Сухая | |||||
жение, | кВт | ботка на | масса, кг | ||
отказ, ч | |||||
БЭА-2А АБ-4 | -------- ' ------------------- Переносная | — — — ~^— -^— ^— 1/230 | 2,0 | — — -^— . 300 | |
АД-4 ДЭУ-8 ДЭУ-10 ДЭУ-16 ДЭУ-30 ДЭУ-50 ДЭУ-60 ДЭУ-75 ДЭУ-100 ДЭУ-200 эсд-зо | » » Стационарная » » » » » » » » На пне вмоколе сном | 3/400 (230 3/400 (230 3/400 3/400 3/400 3/400 3/400 3/400 3/400 3/400 3/400 3/400 | 4,0 4,0 8,0 10,0 16,0 30,0 50,0 60,0 75,0 100 200 30,0 | 300 300 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 | 188 150 330 370 450 1100 1650 1700 2340 2750 3850 3440 |
прицепе | |||||
эсд-юо ЭСД-2Х100 ЭСД-200+30 ЭСД-500 | То же » » » | 3/400 3/400 3/400 3/400 | 100,0 00+100 200 + 30 500 | 1000 1000 1000 1000 | 9000 12600 15000 16000 |
В ряде случаев могут выдвигаться дополнительные, более строгие, требования к качеству тока (в части колебаний частоты и напряжения) и комплектации агрегата (оснащение пневмоколесным прицепом, звукоизолирующим корпусом, отводом, глушением и нейтрализацией выхлопа, дополнительными топливными баками, системами автоматики и т. п.). В зависимости от мощности электростанции могут быть переносными, прицепными пневмоколесны-ми и стационарными.
При выборе автономной электростанции по суммарной мощности вероятных потребителей электроэнергии можно использовать формулу
Т
N = Т1 У//V.HOMЈ?ar I
•"'ген 'lBpZw\/v! Si )' (=1
где NTeH - номинальная мощность выбираемого генератора; г|вр -коэффициент одновременности включения всех потребителей (в нормальных условиях г|вр < 0,75); т - общее число потребителей; jV.H°M - номинальная мощность /-го потребителя; Ј,заг - коэффициент загрузки г'-го потребителя, т. е. отношение фактически потребляемой им мощности к номинальной мощности потребителя.