Силы, действующие на транспортное средство

При поступательном движении на объект в общем действуют четыре группы сил:

- полезные силы,

- гравитационные силы,

- силы сопротивления движению,

- гидроаэроподъемные силы.

3.5.1. Полезные силы

Полезными называются силы, которые обеспечивают движение транспортного средства (или просто объекта) по заданной траектории. В сервисных системах могут использоваться и транспортные средства (грузовые автомобили, автобусы, подъемно-транспортные средства и др.). В транспортных средствах полезные силы создаются в результате преобразования энергии, потребляемой от внешнего источника, в механическую работу. Это преобразование осуществляется в машинах, которые называют двигателями. Для непосредственного использования механической энергии с целью перемещения транспортного средства к двигателю присоединяется специальное устройство, называемое движителем. В качестве движителей в современных транспортных средствах используются колеса, винты (гребные и воздушные) и профильные каналы.

Полезная сила в транспортных средствах представляет собой реактивное тяговое усилие Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Это можно показать на примере такого движителя как колесо.

От двигателя (рис.3.3) механическая энергия Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , полученная в результате преобразования тепловой энергии, создает на валу крутящий момент Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Благодаря этому, колесо, закрепленное на оси, получает окружное усилие Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . С этой силой колесо воздействует на поверхность дороги, а дорога отвечает реакцией Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , т.е. Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

На рис.3.4 показана схема получения тягового усилия с помощью винта (гребного или воздушного). В этом случае механическая энергия Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , подведенная от двигателя, преобразуется во вращательное движение профильных лопастей винта. Лопасти винта, действуя на среду с силой Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , отбрасывают со скоростью Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru некоторую массу окружающей среды (воды или воздуха). С такой же реактивной силой среда действует на винт и жестко связанное с ним транспортное средство, приводя его в движение.

На рис.3.5 приведена схема получения тягового усилия с помощью движителя, выполненного в виде профильного канала.

Жидкое или газообразное рабочее тело поступает в канал, профиль которого делается таким, чтобы скорость потока росла. На примере изменения скорости течения воды в реке видно, что для увеличения скорости потока рабочего тела необходимо иметь сужающийся канал. Проталкивание рабочего тела через профильный канал осуществляется за счет приложения силы Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , являющейся результатом использования механической энергии, выработанной в двигателе. Согласно третьему закону механики этой активной силе, приложенной к рабочему телу, соответствует реактивная сила, равная по модулю активной силе и противоположно направленная к ней, которая приложена к корпусу двигателя, жестко связанному с транспортным средством.

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Рис. 3.3. Схема получения тяги с помощью колеса

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Рис. 3.4. Схема получения тяги с помощью винта

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Рис. 3.5. Схема получения тягового усилия с помощью

движителя, выполненного в виде профильного канала

3.5.2. Гравитационная сила

Гравитационной называется сила взаимодействия между любыми двумя материальными телами. Она прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Здесь: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru массы взаимодействующих тел; r – расстояние между взаимодействующими телами; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru гравитационная постоянная, равная 6,67.10-11 Нм2/кг2.

Очень малая величина гравитационной постоянной обусловливает то, что гравитационная сила может быть значительной только в случае больших масс. Таким большим телом является Земля, а сила, действующая вблизи Земли, называется силой тяжести, выражаемой формулой

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Здесь: m – масса тела, кг; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru гравитационное ускорение земного тяготения, м/с2.

Сила тяжести проявляется при действии тела на опору (или подвес) и поэтому силу тяжести называют также весом тела.

3.5.3. Силы сопротивления движению

Силы сопротивления движению подразделяются на силы трения и силы сопротивления среды перемещению тела. Различают два вида трения: трение скольжения и трение качения.

Сила трения скольжения представляет собой силу, препятствующую скольжению соприкасающихся тел. Это трение обусловлено шероховатостью поверхностей, а в случае очень гладких поверхностей трение обусловлено силами межмолекулярного притяжения.

Для определения силы трения рассмотрим тело, лежащее на поверхности, к которому приложена горизонтальная сила (рис.3.6).

Как видно, за счет сцепления выступов возникает множество распределенных сил, препятствующих перемещению тела, равнодействующая которых есть сила трения, вызванная шероховатостью поверхности.

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Рис. 3.6. Схема, поясняющая трение скольжения

На гладкой поверхности Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru возникает межмолекулярное давление. В соответствии с этим суммарная сила, прижимающая тело к поверхности,

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

где N – нормальная сила, действующая на тело и прижимающая его к поверхности;

pM – межмолекулярное давление;

S – площадь соприкосновения тела с поверхностью.

Отношение силы трения к суммарной нормальной силе называется коэффициентом трения

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Для определения коэффициента трения рассматривают положение тела на наклонной поверхности. Тело начинает двигаться лишь тогда, когда приложенная сила (в случае наклонной поверхности – сила тяжести) будет больше силы трения. В предельном случае условие начала скольжения

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Учитывая, что Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru запишем:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru (*)

Из схемы имеем:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Подставим эти соотношения в выражение (*):

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Отсюда

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru tg Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Таким образом, Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru tg Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , где Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru угол наклона поверхности относительно горизонтальной плоскости. Это означает, что коэффициент трения скольжения равен тангенсу угла Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , при котором начинается скольжение тела по наклонной плоскости. Коэффициент трения зависит от состояния и свойств поверхности и определяется экспериментально.

Для некоторых пар трения коэффициент трения скольжения равен:

сталь по стали – 0,15,

дерево по дереву – 0,45,

резина по бетону – 0,70.

Для уменьшения коэффициента трения на соприкасающиеся поверхности наносят жидкую смазку. Коэффициент трения при этом уменьшается примерно в 10 раз.

При известном коэффициенте трения сила трения равна

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

В случае весьма малых значений Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Существенно уменьшить силу сопротивления трением можно, заменяя трение скольжения трением качения (например, путем применения подшипников качения).

На рис.3.7 показана схема, поясняющая трение качения. Тело (шарик в подшипнике, колесо, диск и др.) перемещается по поверхности путем качения (перекатывания), а не скольжения по ней.

Абсолютно твердых тел нет, поэтому при соприкосновении тела качения с горизонтальной поверхностью ввиду деформации оно «проседает» (или углубляется в поверхность). Пусть радиус тела качения – Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . В общем случае на тело действуют силы:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru сила, перемещающая тело и направленная параллельно горизонтальной поверхности;

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru нормальная сила, прижимающая тело к поверхности;

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru сила реакции на действующую силу Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Ввиду деформации поверхности и действия сил Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , а также наличия трения точка приложения силы Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru смещается относительно вертикальной оси на величину k. Поэтому Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru можно разложить на нормальную составляющую Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и горизонтальную (касательную), препятствующую перемещению тела, т.е. силу трения Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Для нахождения силы трения составим условия равновесия в проекциях на оси x и y, а также уравнения моментов относительно центра О.

В проекциях на ось x: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru на ось y: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Уравнение моментов: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Рис. 3.7. Схема, поясняющая трение качения

Из предыдущего имеем: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , поэтому Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Отсюда Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Выводы:

1) Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru качения зависит от смещения k, от радиуса тела качения Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и от нормальной силы N;

2) Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru уменьшается с увеличением радиуса Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Таким образом, можно уменьшать силу трения качения путем увеличения радиуса тела. Величина Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru может быть названа коэффициентом трения качения.

Рассмотрим примеры решения задач, связанных с определением или учетом сил трения.

3.5.4. Расчет сил трения при поступательном движении

транспортных средств

Задача № 1

Железнодорожный двухосный вагон массой 10 тонн скатывается с сортировочной горки и, двигаясь равноускоренно с ускорением 0,5 м/с2, достигает горизонтального участка пути через 12 секунд. Другой такой же вагон, но прошедший техническое обслуживание с заменой смазки в подшипниках скольжения, скатывается с этой же горки за 10 секунд.

Определить, как изменилась сила трения в подшипниках скольжения в результате технического обслуживания.

Решение.

Представим условие задачи в формализованном виде: m= 10 т = 10.103 = 104 кг; a1 = 0,5 м/с2; t1 = 12 с; t2 = 10 с. Требуется определить Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

1. В соответствии со вторым законом механики

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru для первого и второго вагонов соответственно. Отсюда Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Уменьшение суммарной силы трения всех подшипников скольжения вагона составит

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Уменьшение силы трения в одном подшипнике составит

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru ,

где nк – число колес в вагоне (для двухосного вагона nк = 4).

С учетом выражения для Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru имеем

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

2. Определим теперь величину a2. Для этого воспользуемся общим выражением для линейной скорости равноускоренного движения

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

где w0 – начальная скорость; в нашей задаче w0 = 0, и w = at.

Определим длину сортировочной горки l, используя соотношение

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru или Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и dl = w0 dt + at dt. Интегрируя последнее выражение, получим

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Выражая l через a1, t1 и a2,t2, имеем:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru а для случая w0 = 0 получим

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Отсюда a1 t12 = a2 t22 и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

3. Подставляя это выражение в последнюю формулу для Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , имеем: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

4. Вычислим Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Н.

Задача № 2

Какова сила трения при движении колеса четырехосной платформы массой 16 тонн, если смещение k = 0,01 м, а радиус колеса – 0,5 м?

Решение.

Представим условие задачи в формализованном виде: m = 16 т = 16. 103 кг; k = 0,01 м; rk = 0,5; nk = 8. Требуется определить Fтр.

Воспользуемся формулой для определения силы трения качения

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

В соответствии с условием задачи здесь N – нормальная сила, определяемая силой тяжести платформы, приходящаяся на одно колесо. Поэтому

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Отметим, что у четырехосной платформы количество колес nк = 8.

Окончательно получим

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Н.

Задача № 3

Как надо изменить радиус колеса, чтобы трение качения при его движении уменьшилось на 20%? (Масса колеса неизменна).

Решение.

Представим условие задачи в формализованном виде: радиус колеса rк1;

относительное уменьшение силы трения Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru ; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru ; здесь Fтр.1 соответствует колесу с радиусом rк1, а Fтр.2 – колесу с измененным радиусом, т.е. с rк2; определить rк2.

Согласно формуле для силы трения качения можем записать: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru N. Тогда Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Теперь можем получить выражение для Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru :

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru отсюда Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Так как Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , то Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , т.е. необходимо радиус колеса увеличить в 1,25 раза.

3.5.5. Расчет сил сопротивления среды

Сила сопротивления среды зависит от вида среды, в которой перемещается транспортное средство. В общем случае транспортные средства перемещаются в двух средах: водной и воздушной.

Сопротивление перемещению транспортного средства в водной среде называется гидродинамическим сопротивлением. Гидродинамическое сопротивление вызвано касательными силами, обусловленными возникновением сил трения скольжения; силами, обусловленными давлением водной среды, зависящими от вязкостных свойств среды (сопротивление формы); силами, зависящими от волновых факторов. Эксперименты показали, что сила сопротивления движению судна определяется формулой

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

где Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru коэффициент гидродинамического сопротивления;

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru плотность воды;

w – скорость движения судна;

S – площадь смоченной поверхности судна.

Сопротивление перемещению транспортного средства в воздушной среде называется аэродинамическим сопротивлением. Cила аэродинамического сопротивления зависит от свойств среды, форм элементов конструкции транспортного средства и скорости его перемещения. Так же, как и при движении в воде, сопротивление движению в воздухе складывается из сопротивления трению и сопротивления давлению, которое, в свою очередь, может проявляться как сопротивление формы и как волновое сопротивление.

Сопротивление трению связано с вязкостью воздуха, благодаря которой около поверхности движущегося тела создается пограничный слой, где происходит изменение скорости обтекаемого потока от нуля до максимального значения (рис. 3.8).

В пограничном слое можно выделить две зоны, соответствующие двум режимам течения: ламинарному, при котором отдельные слои (струйки) воздуха двигаются параллельно обтекаемой поверхности; турбулентному, при котором имеет место неупорядоченное движение отдельными вихрями с их непрерывным перемешиванием и перемещением не только вдоль потока, но и поперек.

В турбулентной области поверхности имеется тонкий ламинарный подслой, в котором и происходит изменение профиля скорости потока. В результате этого в турбулентном потоке имеет место большой градиент скорости и соответственно и сила трения при турбулентном обтекании в несколько раз больше, чем при ламинарном. Длина турбулентного участка на поверхности тела увеличивается с ростом скорости движения.

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Рис. 3.8. Схема обтекания тела потоком

Сопротивление давлению возникает вследствие того, что среднее давление спереди тела превышает среднее давление позади него. Cопротивление давления равно разности этих средних давлений, умноженной на площадь так называемого миделевого сечения. Миделево сечение – сечение тела плоскостью, перпендикулярной направлению движения, взятое в том месте тела, где площадь сечения наибольшая.

В соответствии с теорией Н.Е. Жуковского полное аэродинамическое сопротивление равно

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Здесь: cx – аэродинамический коэффициент лобового сопротивления; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru плотность воздуха; w – скорость движения воздушного судна; Sм – площадь миделевого сечения.

Рассмотрим примеры расчета сил сопротивления среды.

Задача № 1

Модернизированный вариант танкера характеризуется повышением максимальной массы перевозимого груза на 20%. Площадь смачиваемой поверхности танкера увеличилась на 15%, а скорость уменьшилась на 10%. Как изменилась сила гидродинамического сопротивления? (Коэффициент Cw практически не изменился, его можно принять постоянным для данного класса судов.)

Решение.

Введем обозначения: m1 – масса танкера с грузом до его модернизации; m2 – масса танкера с грузом после модернизации; S1, S2 – площадь смачиваемой поверхности танкера до и после модернизации соответственно; w1, w2 – скорость танкера до и после модернизации соответственно; Fc1, Fc2 – сила гидродинамического сопротивления танкера до и после модернизации соответственно. Требуется определить Fc2/Fc1 или Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

В соответствии с условием задачи можем записать: m2 = m1 + 0,2m1 = 1,2m1; S2 = S1 + 0,15S1 = 1,15S1; w2 = w1 – 0,1w1 = 0,9w1. На основании формулы Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru получим Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru После подстановки в эту формулу значений w2 и S2, выраженных через w1 и S1, получим

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Отсюда Fc2 = 0,9315Fc1; Fc2<Fc1. Следовательно, сила гидродинамического сопротивления уменьшилась на

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Задача № 2

Скорость полета самолета на высоте 500 м составляет 720 км/ч. Определить силу сопротивления крылу самолета, если площадь миделевого сечения крыла 1,7 м2, коэффициент лобового сопротивления 0,04, плотность воздуха на высоте 500 м составляет 1,167 кг/м3.

Решение.

Представим условие задачи в формализованном виде:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Определить Fаэр.

В формулу Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru подставим соответствующие численные значения: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Задача № 3

Как следует изменить площадь миделевого сечения крыла (в условиях задачи №2), чтобы, не увеличивая тягу двигателя, увеличить скорость до 750 км/ч?

Решение.

Представим условие задачи в формализованном виде:

cx = 0,04; Sм1 = 1,7 м2; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru кг/м2; w = 750 км/ч; Fаэр = 1587 Н. Определить Sм и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Из формулы для Fаэр находим Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Подставим в эту формулу численные значения: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru м2. Тогда

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru м2.

3.5.6. Гидроаэроподъемные силы

Гидроаэроподъемные силы обусловлены выталкиванием тела, помещенного в среду, и подъемными силами, возникающими при движении тела.

Гидроподъемная сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, определяется законом Архимеда:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Здесь: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru сила, выталкивающая тело из воды; g – ускорение земного тяготения; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru плотность воды; Vж – объем части тела, погруженной в воду.

Закон Архимеда справедлив и для воздуха: на тело, находящееся в воздухе, действует выталкивающая сила, равная весу воздуха в объеме тела. Архимедова сила в воздухе используется для создания воздушных шаров, аэростатов и дирижаблей (при наполнении их газом, плотность которого меньше плотности воздуха).

Гидроаэродинамические силы, возникающие при движении транспортного средства (рис.3.9), прямо пропорциональны плотности среды, квадрату скорости движения тела и площади сечения тела (по оси х – при определении силы сопротивления движению, по оси у – при определении подъемной силы), в соответствии с формулами Н.Е. Жуковского.

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Рис. 3.9. Схема обтекания тела в среде

Гидроаэродинамическая сила обусловлена вязкостью среды (жидкости или воздуха), вследствие чего в области, прилегающей к поверхности тела, образуется пограничный слой частиц, движущихся с меньшими скоростями. В результате тормозящего действия этого слоя движение жидкости становится турбулентным. Турбулентные вихри вращаются в противоположные стороны, образуя на внешней поверхности (спинке) пониженное давление, а на внутренней поверхности («корытце») повышенное давление. Разность этих давлений и создает гидродинамическую силу. Аэродинамическая сила согласно обобщенному закону Н.Е. Жуковского пропорциональна скоростному напору и площади:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Разлагая эту силу на вертикальную и горизонтальную составляющие и учитывая, что угол атаки Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru > 0, получим ранее известную нам силу лобового сопротивления

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

и подъемную силу

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

Коэффициент cx называется аэродинамическим коэффициентом лобового сопротивления, а cy – аэродинамическим коэффициентом подъемной силы. Аэродинамические коэффициенты cx и cy определяются экспериментально; Sx, Sy – площади сечений по осям x и y соответственно.

3.5.7. Расчет параметров транспортных средств с учетом

гидроаэроподъемных сил

Задача № 1

Речная баржа, масса которой 100 тонн, имеет форму, близкую к параллелепипеду, с размерами Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru м3. Определить, какой массой груза можно загрузить баржу, чтобы верхняя кромка борта находилась над поверхностью воды на уровне не менее 1 м.

Решение.

Представим условие задачи в формализованном виде: mб = 100 т = 105 кг; l = 30 м, b = 10 м, h = 5 м; hв = 1 м; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru кг/м3. Определить mгр..

Объем части баржи, погруженной в воду, должен быть не более чем

Vж = lb(h – hв). Суммарная сила тяжести равна P=Pб + Pгр.= mб g + mгр. g или P=(mб+mгр.) g. Сила тяжести должна быть уравновешена выталкивающей силой, т.е. архимедовой силой Pа= Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Тогда имеем: P=Pа и (mб+mгр.)g= Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Отсюда Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru т.

Задача № 2

Можно ли дополнительно погрузить на баржу массу груза в 500 т, чтобы ее осадка не превышала ватерлинии, установленной на высоте 1,2 м от кромки борта? Расстояние от поверхности воды до кромки борта перед погрузкой составляет 2 м. Баржу можно приближенно рассматривать как параллелепипед с размерами Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru м3.

Решение.

Представим условие задачи в формализованном виде:

mдоп. = 500 т = Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru кг; hват.= 1,2 м; hв = 2 м; l = 35 м, b= 12 м, h= 6 м. Необходимо определить hв1 и сравнить это значение с hват..

Архимедовы силы перед погрузкой и после погрузки дополнительного груза соответственно равны: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru где Vж = lb(h-hв) и Vж1 = lb(h-hв1). Разность этих архимедовых сил Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Так как Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru то Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . После подстановки в эту формулу соотношений для Vж1 и Vж получим Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Отсюда находим Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru м. Таким образом, hв1 < 1,2 м,

т.е. hв1 < hват.; это означает, что дополнительно погрузить 500 т нельзя.

Задача № 3

Аэродинамическая сила, действующая на крыло самолета, равна Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Н. Угол атаки составляет Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Определить силу лобового сопротивления и аэроподъемную силу.

Решение. Представим условие задачи в формализованном виде: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Определить Px, Py.

Для решения задачи используем схему, иллюстрирующую возникновение аэродинамических сил (рис. 3.10).

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru На основании данной схемы имеем

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru После подстановки численных значений получаем:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Н;

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Н.

 
Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Рис. 3.10. Схема, поясняющая возникновение аэродинамических сил

Задача №4

Коэффициент лобового сопротивления крыла нового самолета 0,019. При скорости самолета 648 км/ч (на высоте 6000 м) сила лобового сопротивления крыла равна Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Н. В процессе эксплуатации и после ремонтов обшивки коэффициент сопротивления увеличился до 0,021. Какова аэроподъемная сила при той же скорости самолета и угле атаки 50?

Решение.

Формализуем условие задачи:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru км/ч; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Н; Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru . Определить Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

С учетом схемы, представленной на рис.3.10, можем записать: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru А в соответствии с формулами Н.Е. Жуковского имеем: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Отсюда Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru и Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Это выражение подставляем в формулу для Pаэр.: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Пользуясь этим выражением, находим искомое соотношение

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru

После подстановки в него численных значений находим

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Н.

Основы термодинамики

Одним из основных функциональных элементов систем сервиса на транспорте является энергетическая установка. Транспортные энергетические установки в системах сервиса выполняют две основные функции: 1) преобразование теплоты в механическую энергию; 2) преобразование механической энергии в теплоту или уменьшение теплоты (получение холода). Все эти процессы основаны на использовании законов термодинамики.

Термодинамика – наука о соотношении между теплотой и работой, о свойствах рассматриваемого объекта и параметрах состояния.

Теплота – форма энергии, проявляющаяся в интенсивности теплового движения молекул и атомов вещества. Количество теплоты – Q (Дж), удельная теплота – q = Q/m (Дж/кг), где m – масса вещества.

В термодинамике для рассматриваемых веществ используется обобщенное понятие – рабочее тело. Рабочее тело может представляться индивидуальным веществом (например, H2O – вода) или смесью (например, воздух – N2, O2, CO2, H2O, Ar, Ne). Рабочие тела обладают определенными свойствами.

Характеристики свойств рабочего тела – величины, каждая из которых количественно отображает способность воспринимать те или иные воздействия.

К таким характеристикам относятся:

- удельная теплоемкость – количество теплоты, которое при неизменном объеме воспринимает один килограмм вещества при нагревании на один градус.

Обозначается – cv, измеряется в Дж / кг К;

- газовая постоянная – величина работы, совершаемой одним килограммом рабочего тела при изменении температуры на один градус. Обозначается – R, измеряется в Дж/кгК ; R= Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru , где Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru –молярная масса газа;

- единичная энтальпия рабочего тела – мера способности рабочего тела воспринимать теплоту и расширяться. Обозначается – ip; ip = cv+ R;

- динамический коэффициент вязкости Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru-1кгс-1) (характеризует степень влияния трения, возникающего при перемещении рабочего тела, на скорость его движения);

- коэффициент теплопроводности – количество теплоты, передаваемое в единицу времени через единицу поверхности тела при градиенте температур в один градус на расстоянии один метр. Обозначается - Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru ; измеряется в Вт/мК.

Состояние термодинамической системы определяется следующими параметрами:

- температура рабочего тела T (в кельвинах – К); характеризует интенсивность теплового движения молекул;

- плотность рабочего тела Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru (кг/м3);

- удельный объем рабочего тела v (м3/кг); v = 1/ Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru ;

- давление рабочего тела p (Н/м2 – Паскаль, Па); характеризует суммарный эффект от силового воздействия молекул.

Связь между параметрами p,v (или Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru ), Т и газовой постоянной R выражается уравнением состояния газов (уравнение Клапейрона)

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru .

Это уравнение позволяет решать различные задачи, связанные с эксплуатацией соответствующих технических средств сервиса.

Задача № 1

В нормальных условиях эксплуатации транспортного средства давление сжатого газа в баллоне равно Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Па при температуре 295 К. Определить давление газа в баллоне при аварийном повышении температуры окружающей среды до 317 оС.

Представим условие задачи в формализованном виде:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Па; Т0 =295 К; t1 = 317 оС.Определить р1.

В соответствии с уравнением состояния газов можем записать:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Разделим первое уравнение на второе и получим:

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Отсюда Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Подставляя численные значения, получаем: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Па.

Задача № 2

Масса сжатого газа (аммиака) в баллоне емкостью 100 л равна 0,25 кг. Каково давление газа в баллоне при температуре 295 К? Не разрушится ли баллон при температуре 590 К, если предельно допустимое давление составляет 106 Па?

Представим условие задачи в формализованном виде: m= 0,25; NH3 – аммиак; V = 100 л; p* = 106 Па; Т = 295 К; Т1 = 590 К. Определить p, p1.

На основании уравнения состояния газов получим Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Входящие в формулу неизвестные параметры найдем с помощью соответствующих соотношений:

для газовой постоянной – Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru (Дж/кгК);

для удельного объема – Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru м3/кг.

Теперь определим p: Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Па. Для определения p1 используем уравнение состояния газов: pv = RT; p1v = RT1.

После деления второго уравнения на первое получим

Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Отсюда Силы, действующие на транспортное средство - student2.ru Па < p*= 106. Следовательно, баллон не разрушится.

Наши рекомендации