Статический и динамический моменты

Механическая часть ЭП – ротор (якорь) ЭД, элементы механической передачи (редуктор); ИО рабочей машины.

Статический и динамический моменты - student2.ru Движение механической части ЭП подчиняется законом механики. Рассмотрим простейшую схему ЭП:

ЭД вращает точильный круг, находящийся на валу.

М – момент на валу ЭД (вращающий);

Мс – момент сопротивления ИО (создается за счет срезания слоя металла с затачиваемого инструмента) – статический момент.

Статические моменты бывают:

Статический и динамический моменты - student2.ru Активный Мс – действует всегда в одном направлении независимо от того, находится ли система в покое или движется в ту или иную сторону.

Например: момент висящего груза (см. рисунок 2.2).

Статический и динамический моменты - student2.ru Реактивный Мс – действует только при движении и направлен всегда против движения (см. рисунок 2.3).

Например: момент, создаваемый силами трения, обусловленный резаньем металла.

Чтобы ЭП вращался момент двигателя М должен преодолевать статический момент Мс. Если М≠Мс, то возникает динамический момент:

Статический и динамический моменты - student2.ru , где Статический и динамический моменты - student2.ru – угловое ускорение.

J = m∙r2 [кг∙м2] – момент инерции всех вращающихся масс (m – масса тела, r – радиус инерции); J характеризует инертность привода.

Иногда в справочниках указывается не момент инерции J, а маховый момент (Mм) – произведение веса тела на диаметр инерции:

Mм=G·D2 [кг∙м2], где G – вес.

Статический и динамический моменты - student2.ru , если GD2 в [кг∙м2],

Статический и динамический моменты - student2.ru , если GD2 в [Н∙м2]

2.2 Уравнение движения электропривода

Статический и динамический моменты - student2.ru

1) M>Мс, тогда Статический и динамический моменты - student2.ru (+), → Статический и динамический моменты - student2.ru (+), → ускорение ЭП (скорость ω ↑)

2) M=Мс, тогда Статический и динамический моменты - student2.ru =0, → ω=const (частный случай ω=0), → ЭП вращается с постоянной скоростью;

Статический и динамический моменты - student2.ru
3) M<Мс, тогда Статический и динамический моменты - student2.ru (-), → торможение ЭП (ω ↓)

В общем виде уравнение имеет вид:

"+" в том случае, когда момент направлен согласно, "–" – когда против движения.

1) Статический и динамический моменты - student2.ru

Например: передвижение моста/тележки крана.

2) Статический и динамический моменты - student2.ru – электрическое торможение механизма.

Например: при переключении фаз момент у ЭД тормозной

3) Статический и динамический моменты - student2.ru

Например: тормозной спуск тяжелых грузов. ЭД включен на подъем, а тяжелый груз опускается (см. рисунок 2.4 а).

Статический и динамический моменты - student2.ru 4) Статический и динамический моменты - student2.ru

Например: ЭД включается на спуск легкого груза (силовой спуск – см. рисунок 2.4 б).

2.3 Механические характеристики

Эксплуатационные свойства ЭП зависят от соотношения момента и скорости движения ИО.

Статический и динамический моменты - student2.ru Зависимости ω=f(Mc), n=f(Mc) – называются механическими характеристиками производственного механизма (рисунок 2.5):

1 – Mc = const (брус на барабане)

Статический и динамический моменты - student2.ru 2 – Mc ~ ω (генератор постоянного тока с независимым возбуждением, работающий на R=const)

3 – Mc ~ ω2 (вентиляторы, компрессоры)

Зависимости ω=f(Mc), n=f(Mc) – называются механическими характеристиками ЭД (рисунок 2.6).

1 – Синхронный двигатель;

2 – ЭД постоянного тока независимого возбуждения;

3 – ЭД постоянного тока последовательного возбуждения;

4 – Асинхронный двигатель;

Статический и динамический моменты - student2.ru Если графики 2.5 и 2.6 совместить, то получим точку установившегося режима.

В точке А (рисунок 2.7) Мс=М, значит это точка установившейся работы (со скоростью ωуст)

2.4 Жесткость характеристики

Статический и динамический моменты - student2.ru Статический и динамический моменты - student2.ru

На рисунке 2.8:

1 – абсолютно жесткая (СД)

2 – жесткая (ДПТ НВ, АД)

3 – мягкая (ДПТ ПВ, АД с добавочным сопротивлением в цепи ротора)

4 – абсолютно мягкая (груз на валу)

2.5 Приведение статических моментов и моментов инерции

Элементы механической части ЭП связаны между собой и оказывают друг на друга воздействие.

Статический и динамический моменты - student2.ru Приведение –пересчет входящих в уравнение движения сил, моментов, масс, моментов инерции к элементу, движение которого рассматривается (чаще к валу ЭД).

Для расчетов реальную систему (ЭД, редуктор, барабан, груз – см. рисунки 2.10, 2.12, 2.13) приводят в простейшую (см. рисунок 2.9, 2.11).

ПИМ – приведенный исполнительный механизм.

Статический и динамический моменты - student2.ru Условия приведения.

1) при данной скорости вращения ЭД мощность, требуемая ПИМ должна быть равна мощности реальной системы;

2) при данной скорости ЭД запас кинетической энергии ПИМ должен быть равен реальной системы.

I. Приведение Мс:

1. Вращательное движение ИМ.

Статический и динамический моменты - student2.ru P11∙ω1 – мощность на валу двигателя

P22∙ω2 – мощность, требуемая на валу ИМ

С учетом потерь: P1= P2 р

Статический и динамический моменты - student2.ru

где ηр – КПД редуктора

i – передаточное число i = ω12

Статический и динамический моменты - student2.ru

– формула приведения момента сопротивления

Статический и динамический моменты - student2.ru

2. Поступательное движение ИМ.

Р2=mgv – мощность, требующаяся для подъема груза

Pэд1∙ω1 – на валу ЭД

С учетом потерь:

Статический и динамический моменты - student2.ru

Приведенный момент сопротивления

Статический и динамический моменты - student2.ru , где Статический и динамический моменты - student2.ru – радиус приведения

3. Двигатель через редуктор вращает барабан и поднимает груз.

Статический и динамический моменты - student2.ru Статический и динамический моменты - student2.ru Статический и динамический моменты - student2.ru

Статический и динамический моменты - student2.ru

Статический и динамический моменты - student2.ru

,

где Статический и динамический моменты - student2.ru – радиус приведения

Статический и динамический моменты - student2.ru

4. Спуск тяжелых грузов.

Опускание происходит за счет веса груза. Чтобы скорость была постоянной, ЭД должен развивать тормозящий момент. Энергия передается от груза к валу двигателя (т.е. наоборот), → ЭД развивает меньший момент.

Статический и динамический моменты - student2.ru

Наши рекомендации