Выбор изоляции паза и лобовых частей обмотки
Целью этой изоляции является обеспечение требуемой электрической прочности между обмотками разных фаз, а также обмотками и магнитопроводом (корпусом) АД. Кроме того, она должна отвечать требованиям нагревостойкости, химической стойкости, влагостойкости и пр.
Рисунок 6 – Пазовая изоляция обмотки
Изоляция паза (рисунок 6) состоит из пазовой коробки 1, межслойной прокладки 2 (если обмотка двухслойная), прокладки под клин 3 и пазового клина 4. Также устанавливаются межфазовые прокладки в лобовых частях секций или катушечных групп, изоляции внутри машинных соединений, а также под бандаж в пазовых и лобовых частях обмоток.
При ремонте АД серий А, А0, А2, А02 с нагревостойкостью изоляции:
А и Е (которых пока в РБ большинство) наибольшее применение получили, пазовые коробкииз 3-х слоев диэлектриков:
- первый слой (кладется в пазе на магнитопровод), его назначение-защита второго слоя от повреждения листами стали, от этих материалов в, первую очередь требуется высокая механическая прочность (электрокартон, слюденит и др.).
- второй слой это основная электрическая изоляция, от нее требуется высокая электрическая прочность (лакоткани, гибкие пленки и т.п.).
- третий слой делается из механически прочного диэлектрика,он так же как и первый защищает второй слой от повреждений, но уже активными проводниками, которые помещаются в паз (электрокартон, кабельная бумага и т.п.).
Пазовый короб должен плотно прилегать к стенкам паза, не сминаться при укладке обмотки, быть стойким к надрыву, продавливанию, расслоению и достаточно скользким.
Изоляция под бандаж выполняется также в три слоя, а междуфазные прокладки в лобовых частях обмотки могут иметь один, два или три слоя, в зависимости от используемых материалов.
Электроизоляционные материалы для всех указанных деталей обмоток выбираются в зависимости от номинального напряжения машины, класса нагревостойкости, условий работы АД, наличия диэлектрических материалов и по экономическим соображениям.
Широкое применение в современных электрических машинах напряжением до 1000 В получили синтетические пленки и материалы, изготовленные с их применением – композиционные материалы. Они позволяют значительно сократить толщину изоляции вследствие их высокой электрической, а нередко и механической прочности, что повышает коэффициент заполнения паза. Полиэтилентерефталатная (лавсановая) пленка ПЭТФ и пленкоэлектрокартон применяются в первую очередь для изготовления пазовых коробок и прокладок. При этом две полоски пленкоэлектрокартона складываютсяпленкой внутрь.
Полиамидная пленка ПМ применяется в электрических машинах с нагревостойкостью изоляции до 220°С.
Фторопластовая пленка Ф-4ЭО, Ф-4ЭН имеет высокую влагостойкость,
стойкость к растворителям, воздействию химически активных сред и применяется в машинах специального назначения (например, для работы вофреоновых компрессорах) и в тех случаях, когда нагревостойкость изоляции должна быть выше 220°С. Однако фторопластовые пленки мягки и поэтому для пазовой изоляцииих применяют в сочетании с другими, более жесткими материалам.
Композиционные материалы обладают достаточно высокими механическими свойства, они поставляются в рулонах.
Пленкосинтокартокы марок ПЭТ-Ф, ПСК-ЛП состоятиз пленки ПЭТФ, оклеенной с обеих сторон либо бумагой из фенилового волокна (ПСК-Д), либо бумагой из лавсанового волокна без пропитки (ПСК-Л) или с пропиткой (ПСК-ЛП).
Пленкослюдопласт ГИП-ЛСП-ПЛ представляет собой слой флогопитового слюдопласта, оклеенного с одной стороны стеклотканью, а с другой - пленкой ПЭТФ, широко используется для изоляции обмотокиз жестких секций.
Для прокладок в лобовых частях применяются материалы, поверхность которых имеет повышенный коэффициент трения, в частности кабельную бумагу, тонкий электрокартон, пленколакослюдопласт, пленкоасбестокартон (их используют в двигателях серий А, А2, 4А).
Изолирование внутримашинных соединений и выходных концов осуществляется электроизоляционными трубками. В местах, где они не подвергаются изгибам, кручению и сжатию (при увязке схемы), применяют лакированные трубки марок: ТЛВ и ТЛС (на основе стеклянного чулка и масляного лака) - у машин с классом нагревостойкости изоляции А для работы в нормальных условиях окружающей среды; ТЭС - для машин с классом нагревостойкости В всех исполнений; ТКС - для машин с классом нагревостойкости F и Н химически стойкого исполнения.
Трубки на основе фтороорганической резины марки ТРФ наиболее эластичны и стойки к перегибам.
Для механической защиты и закрепления изоляции применяют х/б, стеклянные и лавсановые ленты. Х/б ленты используются только в машинах о классом нагревостойкости изоляции А и только в пропитанном виде.
Стеклянные ленты пригодны дли машин классов нагревостойкости изоляции Е, В, F и Н всех исполнений. Для уменьшения выделенийиз стеклянной ленты пыли, при изолировании их пропитывают лаками.
Лавсановые ленты разработаны в последние годы и внедряются в производство. Они могут заменить не только стеклоленты, но и шнуры. Их можно использовать для обмоток классом нагревоотойкости изоляции Н. Лавсановые ленты не требуют пропитки. Толщина лавсановых лент: миткалевой - 0,14 мм, батистовой - 0,15 мм, тафтяной - 0,16 мм. Наиболее часто применяется для обмоток тафтяная лавсановая лента, она выпускается шириной 20, 28, 30мм. При ширине 20мм разрывная нагрузка такой ленты составляет 390 Н. Большим преимуществом лавсановых лент являетсяихусадка после термообработки, в результате чего происходит дополнительная натяжка изоляции.
Для увязки и бандажировки обмоток статора в лобовых частях применяют хлопчатобумажные шнур-чулки при классе нагревостойкости изоляции А и стеклянные шнур-чулки при классах нагревоотойкости B, F, H.
Учитывая номинальное напряжение, класс нагревостойкости А, условия работы АД, наличие диэлектрических материалов и экономические соображения, для изоляции выбираем электроизоляционную лакоткань ЛХМ – 105 толщиной 0,15 мм. Применяем также бумагу кабельную К – 120. Внутренние соединения и выходные концы будем изолировать электроизоляционными трубками ТЛВ, внутренним диаметром 2,5 мм. Для механической защиты и закрепления изоляции применяем стеклянные ленты ЛЭС, толщиной 0,08 мм. Для увязки и бандажирования применим шнур-чулки АСЭЧ (б)-1,0.
Материалы, выбранные для изоляции пазов и лобовых частей обмотки:
1–й слой – бумага кабельная К – 120, толщиной 0,12 мм, кВ/мм,
2-й слой – лакоткань ЛХМ-105, толщиной 0,15 мм, кВ (пробивное напряжение дано для данной толщины диэлектрика),
3-й слой – бумага кабельная К – 120, толщиной 0,12 мм, кВ/мм.
Проверяем выбранные диэлектрики на электрическую прочность изоляции паза:
Электрическая прочность 1-го слоя: кВ;
Электрическая прочность 2-го слоя: кВ;
Электрическая прочность 3-го слоя: кВ.
Суммарная электрическая прочность пазовой изоляционной коробки:
кВ.
Проверка электрической прочности гильзы:
,
6,88 кВ > 1,0+2 0,22=1,44 кВ.
Изоляция удовлетворяет поставленным условиям, более того, диэлектрики можно взять меньшей толщины. Однако, учитывая необходимость обеспечения нужной механической прочности изоляции, выбранные материалы можно утвердить.