Заправка вертолета топливом.
Заправка вертолета топливом. (см. приложение 6) Перед заправкой вертолета топливом следует проверить: пригодность топлива по паспорту, наличие в нем визы и подписи должностного лица службы ГСМ, разрешающей заправку, соответствие номера заправщика по паспорту, наличие пломб на устройствах, соединенных с внутренней полостью топливозаправщика, исправность и чистоту заборных, фильтрующих и раздаточных средств, чистоту отстоя топлива, слитого из топливозаправщика (отстой не должен содержать воды, льда, снега и механических примесей), наличие противопожарных средств на стоянке. Необходимо заземлить вертолет и топливозаправщик, установить под колеса вертолета и заправщика упорные колодки, разрядить заправочный пистолет от статического электричества (прикоснуться пистолетом о неокрашенный участок вертолета, но не ближе 3 м от заправочной горловины).
Для контроля количества заправляемого топлива перед заправкой следует включить аккумуляторы, переключатель СЕТЬ НА АККУМУЛЯТОР и АЗС ТОПЛИВОМЕР. Запрещается проводить заправку при работающем двигателе, а также на расстоянии менее 25 м от вертолетов с работающими двигателями, подключать бортовые и наземные источники питания к сети вертолета, выполнять работы по АиРЭО, а также работы, связанные с искрообразованием на расстоянии менее 25 м. Не следует заправлять вертолет во время грозы и ранее 5 мин после останова двигателей.
Для полной заправки топливной системы необходимо рукоятками установить перекрывные краны в положение ЗАКРЫТО, открыть заливную горловину бака, вставить в нее заправочный пистолет и заправить бак топливом Аналогично заправить второй подвес ной, а затем и расходный баки.
Контролировать заправку баков по загоранию световых табло БАК ПОЛОН, расположенных по бортам фюзеляжа. Открыть перекрывные краны и, проверив состояние крышек заливных горловин, установить последние на место.
При частичной заправке баков контроль производить по указателю топливомера, для чего переключатель устанавливают на замер количества топлива, заправляемого в бак.
На оперативных аэродромах при отсутствии топливозаправщика заправка производится от полевого электронасоса. Для этого следует продуть шланги насоса, подсоединить всасывающий и нагнетающий шланги к ответным штуцерам насоса и, опустив конец всасывающего шланга в заправочную тару, наполнить шланги топливом. Вставить другой конец нагнетающего шланга в воронку с сеткой, установленную в заливную горловину заправляемого бака, и, включив питание насоса от розетки (установлена на правом борту между шпангоутами № 12 и 13) и выключатель насоса, перекачать топливо в бак.
Чистоту заправленного в баки вертолета топлива контролируют через 15 мин после окончания заправки. Для этого через сливные краны каждого бака нужно слить 0,5...1 л топлива в чистую стеклянную тару и проверить наличие в нем воды, льда, снега и механических примесей. При наличии воды в слитом топливе после введения в тару 3...4 кристаллов марганцевокислого калия (на 0,5 л топлива) топливо окрасится в фиолетовый цвет. Присутствие остальных посторонних включений определяют визуально.
Для слива топлива на вертолете предусмотрены сливные краны, обеспечивающие индивидуальный слив из каждого бака. В случае слива большого количества или всего топлива из бака необходимо пользоваться специальным шлангом, один конец которого подсоединить к сливному крану, а другой опустить в тару для слива топлива и открыть кран. Слив осуществляется самотеком. Для ускорения слива топлива из подвесных баков при отсутствии большого количества тары пользуются перекачкой топлива из подвесных баков в расходный, для чего следует включить бортовые насосы подвесных и расходного баков. В этом случае слив топлива через расходный бак происходит под давлением. Запрещается сливать топливо на срок более 24 ч без консервации агрегатов топливной системы вертолета и двигателя во избежание выхода их из строя. При заправке и сливе топлива обращать внимание на исправность конструктивных элементов заливных и сливных точек, а также на надежность контровки после заправки и слива.
Заправка маслом.
Заправка маслом. Перед заправкой вертолета маслом заправщику необходимо выполнить те же требования, что и при заправке топливом.
Заземлить вертолет и маслозаправщик, открыв крышку заливной горловины одного из баков, установить в горловину воронку с сеткой саржевого плетения. С помощью заправочного пистолета заправить бак маслом. При отсутствии маслозаправщика разрешается выполнять заправку маслом из чистых опломбированных бидонов через воронку с сеткой, размер ячейки которой 63 мкм. С помощью щупа проконтролировать количество заправленного масла, после чего аналогичным образом заправить другой бак. Минимальное количество масла в баке должно быть не менее 6 л.
Заправочные средства, применяемые для масла Б-ЗВ, должны иметь надпись с указанием сорта масла. Смешивать масло Б-ЗВ с минеральными маслами не допускается. Масло, пролитое на элементы конструкции, должно быть удалено при помощи салфетки, смоченной нефрасом.
При отсутствии масла в маслосистемах двигателей заправку выполняют в два этапа. На первом этапе баки заправляют маслом до отметки 10 л, на втором производят прокрутку двигателей электростартером, после чего в баки доливают масло до отметки 10 л. При чрезмерной заправке баков лишнее масло следует слить.
Если в процессе эксплуатации масло будет загрязнено или в нем будет находиться металлическая стружка, необходимо масло заменить. Кроме того, заменяют масло не реже 1 раза в год. При замене масла его требуется слить не только из баков, но и из маслорадиаторов, трубопроводов, магистралей и агрегатов двигателя.
Для слива масла из маслосистемы двигателей необходимо установить противень под краны слива, на один из кранов надеть специальный шланг, вывести второй конец шланга за борт вертолета и опустить его в предусмотренную для слива емкость. Открыть крышку маслобака той маслосистемы, из которой сливают масло, и открыть сливной кран. При открытии сливного крана должен происходить слив масла из маслобака и из трубопровода подвода масла от маслорадиатора к маслобаку. Для полного и быстрого слива масла из маслорадиатора следует отвернуть гайку-заглушку от штуцера корпуса на верхнем угольнике маслорадиатора. Слить масло из трубопровода подвода масла от двигателя к маслорадиатору через второй сливной кран маслосистемы данного двигателя.
Аналогичным образом через два других сливных крана маслосистемы второго двигателя слить масло из системы последнего. При замене масла в маслосистемах двигателей после слива масла заправить систему свежим маслом. По окончании данной операции закрыть крышки маслобаков, заглушки угольников маслорадиаторов, сливные краны и законтрить их.