Череп новорожденного
А. вид сбоку
1. передний родничок 2. задний родничок 3. сосцевидный родничок 4. клиновидный родничок |
Б. вид сверху
Череп новорожденного отличается небольшой величиной лицевого отдела по сравнению с мозговым. Лишь в 13 - 14 лет происходит резкое развитие лицевого черепа и формирование характерных черт лица.
Другой особенностью черепа новорожденного является наличие родничков, которые представляют собой остаток перепончатого скелета и располагаются на месте пересечения швов. Наличие их имеет большое функциональное значение, т.к. дает возможность костям крыши черепа значительно смещаться, благодаря чему череп во время родов делается пластичным и легче приспосабливается к форме и величине родового канала.
Различают следующие роднички:
1. Передний родничок имеет ромбовидную форму и расположен между лобной и теменными костями, зарастает на первом году жизни.
2. Задний родничок, треугольной формы, находится между затылочной и теменными костями, зарастает к 3 месяцам после рождения.
3. Боковые роднички, парные, по два с каждой стороны: клиновидные и сосцевидные.
Половые различия черепане столь значительные.
Женский череп меньше и легче мужского, лицевая часть (особенно нижняя челюсть) по отношению к мозговому черепу слабее развита, чем у мужчин. Сосцевидный отросток и вообще мышечные бугры и линии менее выражены, поэтому поверхность черепа более гладкая. Существенные признаки женского черепа - меньший объем и слабо развитые мышечные выступы - объясняются тем, что мускулатура у женщин в среднем несколько слабее и размеры их тела меньше.
Особенности черепа в старческом возрасте.
В старости наблюдается полное исчезновение швов (они из синдесмозов превращаются в синостозы). Кости черепа становятся более тонкими, легкими и хрупкими вследствие исчезновения диплоэ. В результате выпадения зубов и атрофии альвеолярного края челюстей лицо укорачивается, нижняя челюсть выдается кпереди, угол между ветвями и телом увеличивается и лицо из продолговатого становится более круглым, как в раннем детстве. Однако, у лиц, пользующихся зубными протезами, указанные изменения бывают выражены меньше, а иногда и вовсе отсутствуют.
Рис. 24.
Возрастные особенности нижней челюсти.
А. б.
Нижняя челюсть: а. годовалого ребенка б. взрослого человека в. глубокого старика |
В.
Вопросы для закрепления.
1. Какие отделы имеют скелет и его основные функции?
2. Как построена кость как орган и функция надкостницы?
3. Расскажите химический состав и физические свойства кости.
4. Какие имеются формы костей? Приведите примеры.
5. Перечислите виды соединения костей.
6. Какое строение имеет сустав?
7. Как классифицируются суставы в зависимости от формы?
8. Из каких отделов состоит скелет туловища?
9. Из каких основных частей состоят позвонки?
10.Какими костями образована грудная клетка?
11.Какие кости входят в состав скелета верхней конечности?
12.Назовите суставы верхней конечности, их форму и виды движения.
13.Какие кости образуют скелет нижних конечностей?
14.Назовите суставы нижней конечности, их форму и виды движения.
15.Какими костями образован таз и каково его значение?
16.Назовите отделы скелета головы и кости их образующие.
17.Как построена верхняя челюсть, тела, поверхности, контрфорсы?
18.Как построена нижняя челюсть, ее части, контрфорсы?
19.Назовите костные стенки полости рта, особенности строения твердого неба.
20.Особенности строения и биомеханика височно-нижнечелюстного сустава.
21.Какие воздушные полости имеются в костях черепа?
22.Какие изменения претерпевает череп в возрастном аспекте?
23.Укажите места наиболее частых переломов костей.
24.В чем заключается опасность переломов костей черепа, позвоночника и грудной клетки?