Динамическое торможение с самовозбуждением

Такое торможение осуществляется путем отключения обмотки статора от сети и подключения к ней конденсаторов по схеме рис. 3.9.а, поэтому его называют также конденсаторным. При вращении ротора за счет его остаточной намагниченности в обмотке статора наводится э.д.с., под действием которой по обмотке протекает ток, возбуждающий магнитное поле. Под действием этого поля в обмотке ротора наводится вторичная э.д.с., и возникает ток, увеличивающий поле от остаточной намагниченности. Таким образом, происходит самовозбуждение двигателя.

Динамическое торможение с самовозбуждением - student2.ru

Рис. 3.9. Схема включения и схема замещения асинхронного двигателя
при конденсаторном торможении

Включение конденсаторов, а не резисторов в цепь статора объясняется тем, что конденсаторы обеспечивают опережение вектором тока вектора э.д.с. В результате не происходит размагничивание ротора при переходе от двигательного режима к генераторному. Другими словами введение конденсаторов в цепь статора аналогично выполнению условия неизменности направления тока в обмотке возбуждения при переходе от двигательного режима к режиму динамического торможения с самовозбуждением в двигателе постоянного тока последовательного возбуждения.

Обычно для анализа конденсаторного торможения также используют параметры, соответствующие номинальной частоте. Для учета их изменения при изменении частоты вводится относительная частота f1*=f1/f1н. Тогда x1=f1*x1н, x2'=f1*x2н', xc=xcн/f1*, где индексом (*) обозначены фактические значения параметров, а индексом (н) их значения при номинальной частоте. Условия самовозбуждения найдем из анализа схемы замещения (рис. 3.9.б). При этом следует иметь в виду, что реактивные сопротивления схемы зависят от частоты. Состояние машины в режиме самовозбуждения описывается уравнением:

E1=I1Z1

или

Динамическое торможение с самовозбуждением - student2.ru

где f11* – относительная частота, соответствующая началу самовозбуждения – определяет нижний предел скорости двигателя, при котором генерируемой (от остаточного магнитного поля) э.д.с. хватает для создания тока в замкнутой цепи статора обеспечивающего намагничивание.

Полагая, что в начале самовозбуждения I2'≈0, т.е. I1=Iμ, а также xμ=xμ0, находим

(f11*xμ0)2=R12+(f11*x1−xc/f11*)2.

Отсюда

(3.22)

Динамическое торможение с самовозбуждением - student2.ru

Сопротивление намагничивающего контура будет минимальным и равным активному сопротивлению обмотки статора при резонансе напряжений (если реактивные сопротивления компенсируют друг друга):

f11*xμ0≈xc/f11*,

при этом оставшееся сопротивление контура (аналогично условию самовозбуждения машин постоянного тока) должно быть меньше критической величины.

Из последнего уравнения имеем

(3.23)

Динамическое торможение с самовозбуждением - student2.ru

Учитывая, что в начале самовозбуждения s=0 находим угловую скорость ротора, соответствующую этому условию,

(3.24)

Динамическое торможение с самовозбуждением - student2.ru

Выражение (3.24) позволяет определить минимальную скорость двигателя, при которой возможен его переход в режим самовозбуждения при заданных параметрах и выбранной емкости.

Мы определили нижнюю границу существования генераторного режима. Однако ограничение на его существование накладывается и сверху. Это объясняется тем, что с ростом частоты увеличивается и сопротивление индуктивностей рассеяния статорной и роторной обмоток, и, начиная с некоторого значения частоты, падение напряжения на конденсаторе, уравновешивается падением напряжения на индуктивности рассеяния фазы и цепь намагничивания оказывается зашунтированной. Эта частота может быть определена из соотношения

f12*(x1+x2')=xc/f12*.

Откуда следует

(3.25)

Динамическое торможение с самовозбуждением - student2.ru

и соответственно

Динамическое торможение с самовозбуждением - student2.ru

где ω02 – верхнее, граничное значение синхронной скорости.

Из теории электрических машин известно, что верхняя граница скольжения, при котором реализуется генераторный режим, определяется соотношением sгр=−R2'/R1. Тогда граничное значение скорости вращения ротора определяется соотношением

(3.26)

Динамическое торможение с самовозбуждением - student2.ru

Из полученных соотношений можно заключить, что чем больше емкость, тем ниже обе границы существования генераторного режима. Ширина зоны существования определяется отношением индуктивных сопротивлений контура намагничивания xμ и рассеяния xк. Чем больше это отношение, тем шире зона генераторного режима. Увеличение емкости ведет к увеличению тормозного момента. Общий вид механических характеристик двигателя при конденсаторном торможении соответствует рис. 3.8.

Наши рекомендации