Гидросистема тормозов для погрузчиков с мостами 342.05.01.000
Система электрофакельного подогрева на дизеле Л-01МКСИ
Для облегчения пуска дизеля в зимний период эксплуатации на дизеле А-01МКСИ установлен электрофакельный подогреватель (ЭФП). Подогрев воздуха, передаваемого в цилиндры, осуществляется от факела пламени, который образуется во впускном коллекторе двигателя при сгорании топлива в момент стартерной прокрутки.
Система ЭФП (термостарт) состоит из следующих элементов (рисунок 3.1):
- выключатель кнопочный (без фиксации) типа 11.3704 (8В2)
- сопротивление добавочное с реле типа 12.3741 (К1);
-реле типа 738.3747 (К4);
- свеча накаливания типа 11.3740 (ЕК1.
ЕК2) в количестве 2 шт., включенных в схе
му параллельно;
- клапан электромагнитный типа
11.3741 (УА1);
-лампа контрольная 2212.3803-72 (НИ);
- топливопроводы.
Свеча накаливания, электромагнитный клапан и топливопроводы расположены на впускном коллекторе, добавочное сопротивление и
реле - на левой стенке капота дизеля, а кно-почньй выключатель и контрольная лампа -на панели управления в кабине оператора.
Для пуска дизеля в режиме термостарта нажать кнопочный выключатель 8В2. При этом подается напряжение на свечи ЕК1 и ЕК2 через добавочное сопротивление К.1. Через 1-2 мин после предварительного нагрева свечей термореле добавочного сопротивления К1 включает электромагнитный клапан УА1 и контрольную лампу НЬ1, которая сигнализирует о готовности системы к запуску дизеля. Нажатием и удерживанием выключателя 8В2 производится запуск дизеля, при этом включается реле К4, которое шунтирует сопротивление К.1 и на свечи ЕЮ и ЕК2 подается полное напряжение. Стартер дизеля, проворачивая коленчатый вал, обеспечивает подачу топлива к свечам ЕК1 и ЕК2. В результате движения воздуха во впускном коллекторе в зоне свечей образуется факел пламени, который способствует прогреву холодного воздуха. После запуска дизеля срабатывает блокировка, отключающая стартер и реле К4. горение факела можно поддерживать и после запуска, удерживая во включенном положении кнопочный выключатель 8В2 до начала устойчивой работы дизеля.
Для отключения ЭФП необходимо отключить кнопочный выключатель 8В2.
Рисунок 3.1- Схема электрическая принципиальная системы подогрева ЭФП
Гидросистема тормозов для погрузчиков с мостами 342.05.01.000
Состав, устройство и работа
Тормозная система погрузчика включает:
- рабочую (основную) тормозную систему, действующую на все колеса с раздельным гидравлическим приводом по осям погрузчика, управляемую педалью из кабины водителя;
- стояночную тормозную систему, действующую на все колеса погрузчика. Тормозной механизм установлен на выходном валу коробки передач и управляется гидравлически из кабины водителя.
Стояночный тормоз выполняет функции запасного (аварийного) тормоза при полном отказе рабочей тормозной системы.
Гидросистема тормозов (рис.) состоит из следующих основных гидроаппаратов: шестеренного насоса Н, гидравлического бака Б, общего с гидросистемой рабочего оборудования, разгрузочного блока БП, трех пневмогидроаккумуляторов АК1...АКЗ, тормозного крана КТ, двух обратных клапанов К01, К02, колесных тормозов Ц1.. .Ц4, двух реле давления РД1, РД2, двух датчиков давления ДД1, ДД2, двух приемников указателей давления ПД1, ПД2. тор-
мозного крана с ручным управлением КТР, стояночного тормоза Ц5.
Разгрузочный блок представляет собой гидравлический аппарат, включающий в себя переливной клапан, обратный клапан и два управляющих клапана.
Насос закачивает рабочую жидкость через фильтр и разгрузочный блок в пневмогидро-аккумуляторы АК1...АКЗ. при достижении давления в системе 13 МПа срабатывает разгрузочный блок, который соединяет напорную линию насоса со сливной. При падении давления в гидросистеме до (7.. .7,5) МПа снова срабатывает разгрузочный блок, насос начинает работать в напорную линию.
Гидравлические полости ПГА разделены обратными клапанам для обеспечения двух-контурного привода.
В контурах пневмогидроаккумуляторов АК2,АКЗ установлены датчики давления ДД1, ДД2, которые обеспечивают постоянный визуальный контроль давления. На входе в ПГА АК1 установлено реле давления, которое срабатывает при падении давления в системе до 5,5 МПа.
Тормозной кран КТ двухконтурный, следящего действия запитывается из ПГА АК2 и АКЗ. При отпущенной тормозной педали тормозные цилиндры Ц1...Ц4 через тормозной кран соединены со сливом. При нажатии на тормозную педаль сливная магистраль тормозного крана перекрывается и масло из аккумуляторов через тормозной кран поступает в тормозные цилиндры, поршни передают усилие, сжимая пакет дисков и за счет трения поверхностей подвижных и неподвижных дисков происходит торможение. При достижении давления 0,35 МПа на выходе из тормозного крана, срабатывают датчики давления РДЗ и РД4 и зажигаются лампочки стоп - сигнала.
Управление стояночным тормозом Т5 осуществляется тормозным краном с ручным управлением КТР, который запитывается от ПГА АК1.
Давление на выходе из тормозного крана регулируется на постоянное давление, равное
4,5 МПа. Рабочая жидкость под этим давление поступает под поршень стояночного тормоза, сжимая пакет тарельчатых пружин, при этом стояночный тормоз расторможен.
При перемещении рукоятки тормозного крана с ручным управлением вверх, сливная магистраль крана соединяется с полостью под поршнем тормоза, давление падает и скоба тормоза, перемещаясь по направляющим под действием усилия пружин ужимает тормозной диск - происходит торможение.
При падении давления на выходе из тормозного крана с ручным управлением до 4МПа срабатывает реле давления и в кабине водителя включается мигающая красная лампочка.
Направление потоков рабочей жидкости при работе насоса на подкачку пневмогид-роаккумуляторов, при разгруженном насосе и при работе тормозов показаны на структурной схеме (рис.).
Блок разгрузочный
Блок разгрузочный (рис. ) крепится двумя болтами к кронштейну на задней стойке кабины с правой стороны задней полурамы.
Рисунок - Блок разгрузочный 1 - обратный клапан; 2 - плунжер; 3 -конусный клапан; 4 - корпус; 5 - шариковый клапан; 6 - шарик; 7 - пружина. |
Блок разгрузочный предназначен для направления потока рабочей жидкости от насоса в пневмогидроаккумуляторы, а после зарядки ПГА - для направления рабочей жидкости в бак.
Он состоит из корпуса 1, в который вставлен комбинированный клапан, состоящий из обратного клапана, переливного клапана у двух управляющих клапанов.
Работает разгрузочный блок следующим образом: при подаче давления из насоса в полость Р рабочая жидкость отжимая обратный клапан 1 поступает полость А и далее в пневмогидроаккумуляторы и одновременно воздействует на конусный клапан 3 с двух сторон, проходя через кольцевое дроссельное отверстие плунжера 2, это же давление воздействует на шариковый клапан 5, подпертый регулируемой пружиной 7.
При достижении настроенного давления разгрузки насоса шарик 6 отрывается и внутренняя полость конусного клапана соединяется со сливом, конусный клапан открывается и рабочая жидкость от насоса свободно переливается в полость Т в бак. Шариковый клапан будет открыт подпираемый плунжером до тех пор, пока давление в пневмо-гидроаккумуляторе не упадет до величины, которое может быть преодолено усилием пружины. Шариковый клапан отсечет полость слива и конусный клапан закроется. Насос опять будет закачивать жидкость в пневмогидроаккумуляторы.
Обратный клапан
Обратные клапаны установлены в направлении линии из общего ПГА в ПГА раздельных контуров и предназначены для разделения этих контуров.
Обратный клапан (рис.) состоит из корпуса!, в котором выполнено коническое седло. Шарик 4 прижимается к седлу пружиной 3, которая противоположным концом упирается в планку 2.
Рисунок - Обратный клапан I - корпус; 2 - планка; 3 - пру.: |
- корпус; 2 - планка; 3 - пружина; 4 шарик Ж7,9 мм.
Пневмогидроаккумулятор
Пневмогидроаккумулятор предназначен для накопления энергии давления в гидросистеме рабочих тормозов. Пневмогидроаккумуляторы установлены на специальных кронштейнах на левом лонжероне рамы с наружной и внутренней сторон. Пневмогидроаккумулятор состоит из корпуса, клапанного предохранителя, который служит для предотвращения выдавливания разделителя в канал подвода рабочей жидкости. Для зарядки, разрядки и периодического контроля зарядки ПГА газом служит пневмоклапан, установленный на аккумуляторе.
Рисунок- Пневмогидроаккумулятор
1 - газовый клапан; 2 - корпус; 3 -мембрана; 4 - защитный клапан; 5 - присоединительный штуцер.
Тормозной кран
Тормозной кран (рис.) двухсекционный следящего действия предназначен для управления рабочими тормозами. Тормозной кран крепится на кронштейне под кабиной. Управляется тормозной педалью через кулису и тягу.
Рисунок - Тормозной кран с ручным управлением
1 - корпус; 2 - гильза; 3 - золотник; 4 - толкатель; 5
пружина.
Тормозной кран состоит из корпуса 1 рис. , в котором последовательно установлены две гильзы 2 с золотниками 3. Полости Р и Р соединены с пневмогидроаккумуляторами, полости А и А2 - с полостями рабочих тормозов переднего и заднего мостов, полость Т соединена со сливом в гидробак.
При нажатии на тормозную педаль усилие через кулису и тяги передается на толкатель 4, который перемещаясь и сжимая пружину 5 перемещает золотники 3, последние своими поясками перекрывают отверстия в гильзе, связанные со сливом и открывают отверстия в гильзе связанные с пневмогидроаккумуляторами и жидкость под давлением поступает в полости, связанные с тормозными цилиндрами рабочих тормозов. Одновременно жидкость по радиальным и осевым каналам в золотниках поступает под их торцы противодействуя или уравновешивая усилие сжатой пружиной, таким образом осуществляется следящее действие т.е. давление в тормозных цилиндрах зависит от усилия нажатия на педаль.
Тормозной кран с ручным управлением
Тормозной кран с ручным управлением предназначен для постоянного редуцирования давления рабочей жидкости, подводимой из пневмогидроаккумулято-ра и затем поступающей под поршень цилиндра стояночного тормоза с обеспечением следящего действия и соединения этой линии со сливом при торможении стояночным тормозом.
Тормозной кран крепится четырьмя болтами к верхнему листу коробки, установленной в кабине водителя с левой стороны.
Ь Ь-Б
Рисунок -
Тормозной кран
С ручным управлением
1 -ручка; 2 - стержень;
3 - чехол; 4 - кулачок;
5 - опора кулачка; 6 -
толкатель; 7 - контргайка;
8, 11, 20 - пружина; 9 -
стакан; 10, 18 -упор пружины; 12 - шток;
13, 14, 19-резиновое кольцо; 15-корпус; 16-
золотник; 17-гильза; 21 -заглушка; 22 - ось.
В корпус 15 вставлена гильза 17, уплотненная резиновыми кольцами 19. В гильзе, с возможностью перемещения, находится золотник 16, который через упор пружины 18 подпирается пружиной 20. С одной стороны корпус закрывается стаканом 9, в который вставлен шток 12, уплотненный резиновым кольцом 13. Между упором пружины 10, опирающейся на шток, и толкателем 6, установлена пружина 8. На стакан навернута опора кулачка 5, на которую, через ось 22, опирается кулачок 4. Опора кулачка стопорится контргайкой 7. В кулачек ввернут стержень 2 с ручкой 1. С другой стороны в корпус ввернута заглушка 21 в упор гильзы и уплотненная резиновым кольцом 19.
При вертикальном положении рукоятки управления стояночным тормозом полость А через отверстия в гильзе связана с полостью Т. Это значит, что полость цилиндра стояночного тормоза связана с баком, и пружина, не встречая противодействия от давления жидкости на поршень, перемещает тормозные колодки, сжимая ими тормозной диск стояночного тормоза. Происходит торможение.
При установке рукоятки в наклонное положение кулачек перемещает толкатель, который через пружину и шток перемещает золотник и последний перекрывает отверстие в гильзе, закрывая слив и открывая отверстие в гильзе, соединяя полость Р (давление) с полостью А (цилиндр стояночного тормоза). Это давление, воздействуя на поршень, отжимает пружину, и тормозные колодки разблокируют тормозной диск. Редуцированное давление для растормаживайия стояночного тормоза регулируется наворачиванием опоры кулачка на стакан.
Реле давления
На машине установлено два реле давления. Одно из них установлено на переходнике, который ввернут в Пневмогидроаккумулятор. Оно предназначено для оповещения водителя о падении давления в тормозной системе ниже 5,5 МПа. При падении давления ниже 5,5 МПа контакты микровыключателя реле замыкаются и в кабине водителя загорается красная лампочка. Это значит, что машину необходимо остановить, выяснить причину и устранить неисправность. Другое реле установлено на выходе из тормозного крана с ручным управлением и предназначено для оповещения водителя о падении давления в системе стояночного тормоза ниже 4 МПа.
Рисунок - Реле давления
1 - болт регулировочный; 2- стакан; 3 - пружина; 4 - втулка; 5 - шток; 6 - пластина; 7 - микровыключатель; 8 - колпачок;. 9 - корпус; 10 - диафрагма; 11 - пробка.
Реле давления (рисунок ) состоит из корпуса 9, внутри которого установлен шток 5, на который с одной стороны надеты пластина 6 и втулка 4. Пружина 3 через втулку постоянно поджимает пластину 6 к корпусу и к толкателю микровыключателя 7. Пружина закрыта стаканом 2, в который завернут регулировочный болт 1. В резьбовое отверстие завернута пробка 11, которая зажимает диафрагму 10. Микровыключатель закрыт колпачком 8.
Работает реле давления следующим образом.
При отсутствии давления в системе под действием усилия пружины пластина 6 нажимает на толкатель микровыключателя, замыкает контакты и в кабине загорается лампочка.
При достижении в системе давления настройки 6 МПа давление рабочей жидкости воздействует на диафрагму 10, перемещает шток 5 с пластиной 6, контакты микровыключателя размыкаются, и лампочка в кабине гаснет. При исправной гидросистеме тормозов лампочка нижнего предела давления в кабине не должна гореть.
Регулировка привода тормозной системы и настройка гидравлических аппаратов
Регулировка привода управления рабочими тормозами выполняется в следующем порядке:
Рисунок -регулировка привода тормозной системы |
- ввернуть в тройник на передней полураме вместо конической пробки приспособление для замера давления с пределом измерения 16...25 (МПа);
- отсоединить тягу управления сливом ГМП;
- завести двигатель, давление в ПГА по манометрам в кабине водителя должно быть не менее 7 МПа;
- регулируя длину болта под пятой правой педали, установить на педали расстояние между нижним торцом шляпки толкателя и торцом втулки Ь=11±1 (мм);
- изменением длины тяги, сопрягаемой с краном добиться начала расстояния давления по установленному манометру. Укоротить тягу вворачиванием в вилку на два оборота, этим обеспечив свободный ход педали;
- нажать на тормозную педаль до упора шляпки толкателя в торец втулки, при этом давление на выходе из тормозного крана должно быть в пределах 3,5+0-5 МПа;
- отсоединить приспособление для замера давления и заглушить отверстие конической пробкой;
- подсоединить тягу управления сливом ГМП.
Регулировка давления в гидросистеме тормозов
Величина давления в гидросистеме тормозов регулируется настройкой разгрузочного блока.
Настройка верхнего предела давления производиться в следующем порядке;
- расконтрить регулировочный винт и выворачивая его полностью ослабить натяжение пружины;
- завести двигатель и наблюдать за показаниями давления по манометрам в кабине водителя;
- при максимальных оборотах двигателя заворачивать винт до тех пор, пока давление не достигнет величины 13+05МПа;
- нажимая на тормозную педаль, т.е. разряжая пневмогидроаккумуляторы, наблюдать до какой величины упадет давление, при достижении 7±0,5 МПа давление должно опять подыматься до верхнего предела. Таков цикл работы;
- законтрить регулировочный болт.
Регулировка давления на выходе из тормозного крана с ручным управлением
Регулировка на выходе из тормозного крана с ручным управлением производиться в следующем порядке:
- установить ручку крана в верхнее положение;
- вывернуть из крана реле давления и переходник и на это место установить приспособление для замера давления с пределом измерения 16...25 (МПа);
- завести двигатель, давление в ПГА по манометрам в кабине водителя должно быть не менее 7 МПа;
- расконтрить опору кулачка, отвернув контргайку;
- повернуть ручку в наклонное положение и вращать ею, заворачивая опору кулачка до упора, затем отворачивать на столько, чтобы давление на манометре установилось?5 МПа;
- установить (выровнять) ручку так, чтобы направление её перемещения соответствовало движению вперед и вверх;
- законтрить опору кулачка;
- отсоединить приспособление для замера давления и установить на место реле давления.
Регулировка реле давления
Реле давления, сигнализирующее о низком давлении в гидросистеме, регулируется в следующем порядке:
- завести двигатель, давление в ПГА по манометра в кабине водителя должно быть не менее 7 МПа;
- заглушить двигатель и нажимая на тормозную педаль сбросить давление в пневмо-гидроаккумуляторах до 5,5+0-2МПа;
- вращая регулировочный болт в ту или иную сторону в реле давления, которое установлено на пневмогидроаккумуляторе, добиться момента включения сигнальной лампочки о низком давлении в гидросистеме.
Реле давления, сигнализирующее о низком давлении в стояночном тормозе установлено в тормозном кране с ручным управлением в полость связанное со стояночным тормозом. Для регулировки этого реле необходимо ручку тормозного крана у становить в наклонное положение. Снизить давление до 4+02 МПа и вращая регулировочный винт в ту или иную сторону добиться момента включения красной сигнальной лампочки.