Рулевой механизм МАЗ-500А.
Рулевой механизм служит для увеличения усилия, приложенного водителем к рулевому колесу и передачи его рулевому приводу.
Рулевой механизм состоит из двух частей, соединенных карданным шарниром.
Карданный шарнир позволяет изменять положение рулевого колеса и колонки при жестко укрепленном картере.
В кабине к каркасу машины тягами крепят кронштейн колонки рулевого управления.
Картер рулевого механизма крепится на основании кузова.
При повороте винта гайка-рейка перемещается по нему и поворачивает зубчатый сектор, вместе с сектором поворачивается сошка.
Регулировка:
Регулировка подшипников винта.
•поставить колеса прямо по направлению движения,
•слить масло из картера,
•отсоединить вилку карданного шарнира от винта,
•отсоединить сошку от продольной тяги,
•покачивая сошку рукой, проверить, есть ли зазор в подшипниках. При наличии зазора отвернуть болты стопорной шайбы и снять ее со штифта. Вращать регулировочную гайку по часовой стрелке до полного устранения зазора отвернуть болты стопорной шайбы и снять ее со штифта. Вращать регулировочную гайку по часовой стрелке до полного устранения зазора в подшипниках,
•после восстановления натяга подшипников снять с помощью съемника сошку, вынуть сектор, соединить вилку кардана с винтом и проверить усилие, необходимое для поворота рулевого колеса. Усилие должно быть в пределах 0.3 - 0.6 кгс,
•установить в обратном порядке стопорную шайбу, сектор и сошку.
Регулировка зацепления сектора и гайки-рейки.
Покачивая сошку рукой, следует определить осевое перемещение вала сектора индикатором, оно не должно превышать 0.2 мм. Если это зацепление больше, то необходимо провести регулировку зацепления:
•отвернуть контргайку регулировочного винта,
•вращать регулировочный винт по часовой стрелке до упора, чтобы зазор в зацеплении был доведен до нуля,
•измеряя пружинным динамометром усилие на ободе рулевого колеса, довести его обратным вращением регулировочного винта до 1 -1.5 кгс,
•законтрить регулировочный винт,
•соединить сошку с продольной тягой.
Свободный ход рулевого колеса при отрегулированном рулевом механизме не должен превышать в среднем положении 8°. Проверять свободный ход рулевого колеса необходимо при работающем гидронасосе. Запрещается эксплуатация троллейбуса, если люфт рулевого колеса превышает 20°.
Система тяг и рычагов.
Система тяг и рычагов служит для передачи усилия от рулевого механизма на управляемые колеса при поворотах.
Система тяг и рычагов состоит:
•рулевая сошка,
•продольная тяга передняя,
•продольная тяга задняя, гидроусилителя,
•рычаг гидроусилителя,
•двуплечий рычаг, маятник.
Продольные тяги имеют разную длину, но одинаковы по конструкции: тяги состоят из стальной трубы, на концах которой собраны шаровые шарниры.
Шаровойшарнир состоит:
Накладки предохраняют шарниры от выхода смазки и попадания в них пыли и грязи.
В рулевую трапецию входят две поперечные тяги: левая и правая.
Левая тяга имеет наконечник, который при помощи шарового пальца присоединен к левому рычагу поворотной цапфы, а шаровым пальцем справа соединяет ее с двуплечим рычагом, который установлен на балке моста.
Правая тяга наконечником присоединена к шаровому пальцу левой тяги, а справа шаровым пальцем к правой поворотной цапфе.
Длину поперечной тяги можно менять, поворачивая трубу в наконечниках, тем самым регулируя схождение колес.
Двуплечий рычаг вращается на двух конических роликовых подшипниках, установленных в кронштейне балки моста.